Воспитание отзывчивости, человечности, чуткости - основа нравственного развития личности.
статья по теме

Бондарева Людмила Николаевна

Урок - место разнообразных коллективных действий, накопления опыта,  переживаний. Как воспитать в ученике нравственные качества на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_otzyvchivosti.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание отзывчивости, человечности, чуткости -  основа нравственного развития личности

Упустить младший школьный возраст, значит, упустить всё…. Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых  чувств.

В.А.Сухомлинский

      Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность.                                                                                                                                                                                                                                                 Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений . На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, учится слушать и понимать товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь . На уроке дети вместе переживают чувство радости от процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.  В воспитательном процессе все предметы одинаковы важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного  - острый ум, у другого – умелые руки, третий ловок, четвёртый особо восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен.          

        На уроке постоянно возникают между учащимися нравствен-ные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников рождает между ними потребность в отношениях, характеризующихся многими признаками, которые свойственны отношениям в любом коллективном труде. Это прежде всего отношения каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели – взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы.

       Я не люблю проводить беседы на нравственные темы. Считаю, что это нравоучения, которые дети не очень любят и мало к ним прислушиваются. Но одно изречение повторяю очень часто, в надежде, что оно со временем отложится у них в памяти. «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, что себе не желаешь». Дети осознают это правило постепенно, они должны понять, что любое слово или действие небезразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, выходят на другого человека.

       С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, и у них начнёт «говорить совесть». Я думаю, обучая детей и воспитывая  все эти годы, мы научим  их хорошим поступкам, и от этого они будут испытывать мир и спокойствие в душе. И наоборот, после совершения нехорошего поступка, будут чувствовать угрызение совести. Совесть есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают правила поведения.

       Много зависит и о нас учителей. Как гласит народная мудрость «Родители создают тело, учителя создают душу».

      Мы привыкли командовать, обрекать учеников к беспрекослов-ному подчинению, нам нравится, когда наше мнение совпадает с мнением учеников, но так нельзя, больше надо доверять детям, быть с ними искренними, не допускать фальши. Справедливость по отношению к детям непреложный закон для учителя. Как замечают дети, когда мы учим  и говорим им как надо делать, какими надо быть, но поступаем сами не так, ведь дети учатся на примере взрослых, не по морали, которую мы подчас любим им читать.

     Пусть наши дети повседневно видят силу справедливости, мы должны дарить им своё внимание и расположение. Ведь мы для них как солнце, которое дарит всем тепло и свет.

     Понимать ребёнка – это значит понимать детство, ощущать переполняемую радость жизни. Только в детстве можно просто бегать, просто визжать. И конечно же на уроке дети не могут быть принципиально иными, и нужно это острое ощущение жизни не заглушать, а ввести в определённые рамки и формы. Можно ли на уроке математике не выделить минутку, чтобы дать детям полюбоваться первым снегом, который выпал, не считаясь с серьёзностью задач на том уроке? Можно ли требовать «не отвле-кайтесь», «замолчите», если в окно вдруг заглянула синичка? На уроке должна быть атмосфера естественности, раскрепощенности, как в жизни: остановился, полюбовался, посмеялся или погрустил, если есть причина, но потом снова за дело. Детям нужна и строгость и ласка, ведь то и другое – антиподы равнодушия, и дети чувствуют это. Мы должны быть душевными, чтобы они выросли людьми, умеющими тонко понимать других, а не грубыми и бессердечными.

       Ласковое обращение с детьми, как утверждал В.А.Сухомлинский, является источником их разумной сдержанности и уступчивости, так самодурство взрослых порождает у ребёнка протест, непослушание, упрямство.

     В школе должны быть человеческие, гуманные отношения между учителем и учеником, потому что нравственная атмосфера в школе имеет огромное значение для воспитания ребёнка, педагог должен уметь  видеть в школьнике личность, уметь разглядеть как положительные, так и отрицательные черты. Обязательно нужно внимательно выслушать жалобы, рассказы детей о том, что взрослым может показаться мелочью, ведь в детской жизни нет мелочей.

   

       

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося"

Материал к научно-практической конференции "Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственнного воспитания школьников"...

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Выступление на педагогическом совете "Воспитание в семье, как основа духовно-нравственного развития личности школьника"

материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...