Конспект урока РТВ с применением ТРИЗ технологии 2кл. по теме "Системный оператор"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Васильева Светлана Иннокентьевна

 

Конспект урока по РТВ (2 класс) Васильевой Светланы Иннокентьевны

Тема:  Системный оператор

Цель:

  1. Продемонстрировать детям работу системного оператора.
  2. Закрепить и систематизировать знания о ножницах (из какого материала сделаны, строение, назначение, использование людьми разных профессий)
  3. Развивать системное мышление, творчество, воображение, умение разрешать проблемные ситуации.

Предварительная работа.

Рассматривать и сравнивать разные по форме и назначению ножницы. Упражняться в разрезании, срезании, обрезании, вырезании (бумага и ткань разной толщины). Учиться определять, бумага и ткань, какой толщины разрезаются быстрее. Найти ответы на вопросы: почему картонные ножницы не режут? Как узнать, что ножницы тупые, острые?

Решить проблемную ситуацию – разрезать лист бумаги без ножниц (ножом, обрыванием, иглой, о край стола, ногтем).

Провести игры: «Найди ошибку», «Да – нет», «Хорошо – плохо», «Хочу – не хочу». «Создать» фантастические ножницы путем метода фокальных объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по РТВ (2 класс) Васильевой Светланы Иннокентьевны

Тема:  Системный оператор

Цель:

  1. Продемонстрировать детям работу системного оператора.
  2. Закрепить и систематизировать знания о ножницах (из какого материала сделаны, строение, назначение, использование людьми разных профессий)
  3. Развивать системное мышление, творчество, воображение, умение разрешать проблемные ситуации.

Предварительная работа.

Рассматривать и сравнивать разные по форме и назначению ножницы. Упражняться в разрезании, срезании, обрезании, вырезании (бумага и ткань разной толщины). Учиться определять, бумага и ткань, какой толщины разрезаются быстрее. Найти ответы на вопросы: почему картонные ножницы не режут? Как узнать, что ножницы тупые, острые?

Решить проблемную ситуацию – разрезать лист бумаги без ножниц (ножом, обрыванием, иглой, о край стола, ногтем).

Провести игры: «Найди ошибку», «Да – нет», «Хорошо – плохо», «Хочу – не хочу». «Создать» фантастические ножницы путем метода фокальных объектов.

Ход урока

Педагог. Сегодня мы вновь  поиграем с «волшебным телевизором». Чем он нас сегодня удивит? О тайне чего поведает?

Кто отгадает загадку, тот откроет вновь этот экран. «Два конца, два кольца, то вместе, то врозь, а гвоздь насквозь». (Ножницы.)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6. Игра «Волшебный круг» (много ножниц, что это?) или рассказ

3. Специалисты и ножницы(разновидности)

9. Швейная фабрика с (автоматическими ножницами)

Система

4. Старинные ножницы

1. Обыкновенные ножницы

7. Автоматические ножницы

Подсистема

5. Части ножниц (2 ножа, скрепленных между собой пластиной  из металла)

2. Части ножниц (Два рычага, одна сторона каждого рычага – лезвие; винт – гвоздик; концы и кольца рычагов)

8. Части ножниц (лазерные лучи)

Открываем экран 1. А может быть, это нож? Почему не нож? Как по – другому назвать ножницы? (Инструмент.) А нож – это инструмент? (Нет.) Отгадайте еще одну загадку: «Инструмент бывалый – не большой, не малый. У него полно забот: он и режет и стрижет». Что ножницы могут резать? (Бумагу, ткань, кожу, картон, пластмассу, металл.) Что можно ими срезать? (Углы.) Вырезать? (Яблоки из бумаги, ткани.) Разрезать? (Лист бумаги, ткани.) Стричь? (Волосы, шерсть у животных, газон.) Покажите пальцами, как режут ножницы. (Пантомима.)

На что похожи ножницы? (На туловище человека (кольца – руки, рычаги – ноги; на телебашню, терем, стрела, дротик, ракета, матем. знак + , пасть крокодила.)

Эмпатия. Я – ножницы. Я умею… Я не умею…(дети представляют себя: Я парикмахерские ножницы. Я умею стричь волосы. Или я - ножницы маникюрные, я умею стричь ногти. И т.д)

Игра «Четвертый лишний».

Предлагаются картинки или слова: игла, топор, ножницы, мыло. Почему слово мыло лишнее? Или: расческа, ножницы, пила, сверло. Почему расческа лишняя?

Игра – общение «Что сказали бы ножницы…» Если бы ты срезал скатерть на столе? Если бы ты стал резать ими стекло, торт?

Открываем экран 2. Части ножниц… Что это? (Два рычага, одна сторона каждого рычага – лезвие; винт – гвоздик; концы и кольца рычагов.) Что было бы, если у ножниц не было винта – гвоздика? Колец? Покажите у ножниц «пасть». Послушайте!

Смотрите: мы раскрыли «пасть».

В нее бумагу можно класть.

Бумага в нашей «пасти»

Разделится на части.

        Задание. Разрезать квадрат на три геометрические фигуры (разные варианты).

Какие фигуры у вас получились? (прямоугольник и 2 квадрата, прямоугольник и 2 треугольника, квадрат и 2 четырехугольника)

Игра с морфологическим ящиком. Представьте себе, что ваши ножницы сломались. Чем можно соединить рычаги ножниц? (Гвоздиком, проволокой, ниткой, клеем, пластилином, вареньем, шурупом, жевательной резинкой, ириской, веревкой.)

Открываем экран 3.

Система настоящего времени


Посмотрите на эти ножницы и скажите, для каких специалистов они предназначены. (Для парикмахеров, врачей, портных, садоводов, для пастухов(чтобы стричь овец), строителей, спасателей)

А какими из них ты пользовался? Из чего они сделаны? Придумаем новые, необычные ножницы (методом фокальных объектов.)

Ножницы – слово в «фокусе».

«Чашка» – найденное слово.

Фарфоровые – красивые, хрупкие, можно резать блины, листья для овощного салата, бананы, луковое перо.

Круглые – ими удобно вырезать разные украшения для одежды, головных уборов, обуви.

Красивые – украшенные узорами, резьбой, разноцветные, блестящие.

Маленькие – детские, карманные.

Открываем экран 4, 5 и сравниваем ножницы старинные с настоящими, обыкновенными.

Система прошедшего времени

(Историю возникновения ножниц учитель выбирает на свое усмотрение)

История возникновения ножниц

История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. Самые первые упоминания о ножницах достоверно известны приблизительно с 3 века до нашей эры, тогда ножницы имели еще несколько другую конфигурацию - их изготавливали в виде 2-х ножей, скрепленных между собой пластиной  из металла. 

После 13 века кольцевые петли на концах ножниц сменились кольцами, рукоятки ножниц  стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.

Более привычные нашему глазу ножницы с шарнирным механизмом и кольцеобразными петлями на концах появились позднее - они были найдены при археологических раскопках Гнездовских курганов в 12 километрах от Смоленска возле деревни Гнездово.

Первоначально все виды одежды шили дома, но постепенно это стало делом специалистов - портных. Название «портновские» ножницы произошло от названия профессии - портной- человек шьющий порты. Слово «порты» в России изначально означало одежду вообще.  Только в 16 веке появилось слово "платье", вытеснившее из обихода старое обозначение. "Портами" стали называть уже не всю одежду, а только 1 элемент мужской одежды, да и сама профессия разделилась на несколько специализаций- появились специалисты узкого профиля- шубники, кафтанники, рукавичники, шапочники и даже карманники... Конечно, не всем было по карману  пользоваться услугами портных. Несложную одежду старались шить дома. "Лиха беда кафтан нажить, а рубаху и дома сошьют",- говорится в пословице

Во многом, качество сшитых Вами изделий будет зависеть от правильного выбора ножниц. Существует несколько видов ножниц, они отличаются углом заточки, конструкцией, размерами и назначением. Не следует использовать одни и те же ножницы на разных этапах шитья- если Вы будете резать кальку своими великолепными портновскими ножницами, то они очень быстро затупятся. Для прорезания петель и других мелких работ, лучше использовать маленькие швейные ножницы. Полезно иметь "под рукой" вспарыватель и нож для прорезания петель.

Самые древние ножницы, найденные археологами в Древнем Риме, имеют возраст 3-4 тысяч лет и были предназначены для стрижки овец. Эти ножницы больше походили на большой пинцет с двумя лезвиями на концах. Конструкция очень неудобная, но она просуществовала более двух тысяч лет без принципиальных изменений. Рычаг в ножницах стал использоваться около тысячи лет назад.

Открываем экран 6. Рассказ педагога. Раньше ножницы делали из железа , серебра, богато украшали. Самые дорогие из них покрывали золотом. Фантазия мастеров – изготовителей не имела предела: то выходила диковинная птица, клюв которой резал ткань, то вокруг колец для пальцев вились лозы с кистями винограда, а то вдруг получались не ножницы, а сказочный дракон. Найдите на экране ножницы, описанные в рассказе. Они вам понравились? Почему? Нарисуйте их. (практическая работа)

Пояснение к игре «Волшебный круг».

На экране 6 изображено несколько старинных ножниц, с которыми познакомились ранее или о которых услышали от педагога. Рядом находится «волшебный круг» со «сказочными» стрелами. Задав вопрос «Когда много ножниц – это что?» - педагог (или ребенок) поворачивает стрелку, дети отвечают (витрина с ножницами в магазине). Следующий вопрос, сопровождающий поворотом стрелки, ответы детей. (Занятия по аппликации; операционная в больнице; фабрика изготовляющая ножницы.)

Открываем экран 7.

        - Ребята, как вы думаете, какими будут ножницы в будущем? (Управлять пультом, робот-стригун, очки и перчатки в 3D формате, управлять мысленно, автоматические.) Изменяться полностью, даже в быту все будут делать роботы.


Открываем экран 9.

        А потом изобретатели прорвутся 'к звездам' и сконструируют самые современные ножницы, вмонтировав их в электронную машину, воспроизводящую на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Скорость раскроя - метр в секунду! Причем при этой операции края ткани обгорают и не распускаются - как бы уже подрублены. Такие машины появятся на швейных фабриках (автоматические ножницы с лазерными лучами, они и будут разрезать, сшивать ткань, нитки больше не потребуются.) примерно как на рисунке.

Открываем экран 8.

        Части ножниц. Сама установка состоит из: станины, направляющих, движущегося механизма, режущего элемента (лазерный луч)

        Итог:

        Сегодня мы поработали с «волшебным телевизором», который называется Системный оператор. Какой предмет системы мы рассмотрели? (ножницы). Что вам больше всего понравилось? Что получилось? Что нет? Почему?

НОЖНИЦЫ

детские

садовые

медицинские

портновские

парикмахерские

автоматические

канцелярские

электрические

бытовые

складные

игрушечные

строительные

маникюрные

НОЖНИЦЫ

гильотинные (для казни)

для стрижки овец

портновские


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения с применением игровой технологии.

Тип урока: закрепление. Тема урока "Согласные звуки и буквы Б б. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "Родственные слова", закрепляют знания о согласных звуках и буквах Б б. Урок способствует разви...

оценка достижений метапредметных результатов на уроках ООМ с применением здоровьесберегающих технологий

В данном проекте представлен опыт работы с учениками начальной школы на урокахООМ с применением элементов здоровьесберегающих технологий. С презентацией к данной теме....

"Применение ТРИЗ-технологии в обучении младшего школьника"

В статье представлен обобщенный опыт работы по применению элементов одной из инновационных технологий формирования УУД- ТРИЗ-технологии...

Открытый урок по литературному чтению "Ворона и лисица" (применение ТРИЗ технологий)

Урок по литературному чтению 3 класс И.А.Крылов "Ворона и лисица" с применением ТРИЗ технологий...

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»...