Развитие воображения и творческих способностей младших школьников
статья по теме

Остроухова Елена Геннадьевна

 

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании нового, не существовавшего раннее, но и в открытии относительно нового.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и воображения у детей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала у детей. В учебной работе особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового. Для этого, во- первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала с учётом возрастных особенностей детей, во- вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приёмы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения и творческих способностей младших школьников

Ребёнок - непризнанный гений средь буднично серых людей.

                  М. ВОЛОШИН

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании нового, не существовавшего раннее, но и в открытии относительно нового.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и воображения у детей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала у детей. В учебной работе особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового. Для этого, во- первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала с учётом возрастных особенностей детей, во- вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приёмы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Цель занятий- развитие воображения и творческих способностей младших школьников.

Воображение- это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Это очень ценное психологическое свойство человека. Прежде чем сделать какую-то вещь, человек представляет, как он будет её делать, как она будет выглядеть.

Воображение- это некоторый отход от действительности. Человек может вообразить то, что он ещё не видел, что ещё не существует, чего ещё нет в действительности.

Воображение- одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на неё.

Чем больше знаний и наблюдений у ребёнка, тем больше у него возможностей воображения.

У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приёмов, действий в той или иной области творческой деятельности.

Развитие воображения у детей создаёт предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Ещё одной очень важной задачей является развитие творческих способностей у детей. Творчество- это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие нового в науке, изобретение чего-то нового, создание произведений искусства и многое другое.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.

Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение даёт возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления своего замысла, но и толчок к возникновению новой идеи.

Каковы же движущие силы творческого процесса? К ним относится всё, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Большинству людей для начала творческого процесса обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбуждённого состояния, называемую вдохновением. Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная идея, его охватывает эмоциональный подъём, радостное возбуждение. Он готов придумывать ещё и ещё.

С детства мы учим детей сдерживать эмоции, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам. Спору нет, мы растим цивилизованного культурного человека, который умеет управлять своими эмоциями и поведением. Но управлять не значит подчинять. Психология подчинения губит творческую инициативу. Нужно учить детей направленно пользоваться тем огнём внутри них, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому стандарту поведения.

Говоря о стимулах творческого процесса, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет делать людей необыкновенные вещи. Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже на чувство голода. И чем быстрее он начнёт свой творческий процесс, тем быстрее он удовлетворит своё любопытство.

Можно ли обучить творчеству? Можно научить детей большей гибкости мышления, набирать больше очков в тестах на творчество, творчески решать головоломки, но трудно доказать, что путём одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить гения. Необходимо уметь создавать правильную атмосферу для творчества.

Последнее время стали очень популярны выставки детского изобразительного творчества, заочные конкурсы детских рисунков и других работ. Многие дети с огромным желанием принимают участие в этих конкурсах. Однако, если в младшем школьном возрасте, очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать повзрослев. Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребёнком школы, нужно проанализировать основные закономерности развития художественных способностей.

К детскому творчеству психологи относят хореографию, изобразительное и музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

Раньше всего у ребёнка начинают проявляться способности движения под музыку. Далее художественные способности в области ИЗО: рисование, лепка, аппликация. На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Рисование под музыку по степени положительного воздействия превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Ребёнок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные   аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают ребёнка в свой волшебный мир.

Ребёнок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Так каким же образом организовать должное обучение, чтобы ребёнок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей? Прежде всего, необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство- это только подготовка к будущей взрослой жизни. Большинство детей каждый день живут с ощущениями, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать с помощью учителей, родителей свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Свободное, непроизвольное, непосредственно-эмоциональное воздействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающий как бессознательные импульсы на окружающие ребёнка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором потом строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и самим собой.

Только дав ребёнку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно «строить мост» к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребёнком способам воспитания (самовоспитания и обучения) самообучения. В противном случае весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребёнок появляется на свет, вытесняется глубоко в сознание и появляется на свет в сновидениях, фантазиях и затуханиях творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД

1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....