Лекция на тему "Задачи и перспективы Московского образования с детьми с ОВЗ"
материал на тему

Воронова Светлана Викторовна

Инклюзивное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt23.36 КБ

Предварительный просмотр:

        

 Лекция на тему:

 "Задачи и перспективы  московского образования

 для детей с ограниченными возможностями развития"

 

        Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

          Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. Интеграция лиц с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации. Еще в 20-е годы XX в. ведущие ученые, в числе которых были Л. С. Выготский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие, выдвинули концепцию комплексного  развития ребенка в конкретных средовых социальных условиях.

 В основе любой образовательной системы должен находиться ребенок со всеми его проблемами, а образовательная система (как бы она ни называлась) призвана адаптироваться к нему.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 5  Закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"  от 28 апреля 2010 года:

"Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья".

      Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

  Всем известно, что в Москве уже существуют интегративные группы и классы в общеобразовательных учреждениях. И дети нашего нашего Центра  тоже продолжают обучение в массовой школе.

    Но проблема состоит в том, что в стенах нашего учреждения с ними проводится только коррекционно-развивающая работа, а адаптироваться детям и их семьям к условиям общеобразовательного учреждния приходится самостоятельно.

  Педагоги нашего Центра предлагают  для наилучшей интеграции детей с овз в общеобразовательные учреждния, начинать адаптаптацию уже в стенах коррекционного учреждения, начиная с дошкольного звена. Работа по адаптации к условиям массовой школы в нашем учреждении уже проводится.

  Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Основной целью работы по адаптации является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально- эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

  Деятельность специалистов и педагогов центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции должна включать в себя следующие направления:

психолого-медико-педагогическое обследование

Работа по выявлению групп детей, способных продолжать дальнейшее обучение:

    в общеобразовательных школах ;

    общеобразовательных школах с интегративными классами;

    специальных (коррекционных) школах.

тесный контакт между педагогами центров и общеобразовательных учреждений

составление рекомендаций для ОУ по работе с этими детьми;

консультации педагогов по адаптации учебных программ;

 проведение обучающих семинаров для преподавателей, направленных на совершенствование их профессионального мастерства и принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям;

оказание помощи в создании благоприятной среды в школе в целом.

работа с родителями

проведение консультаций и тренингов для родителей;

составление рекомендаций родителям учеников по выбору ОУ для получения дальнейшего образования.

Предлагаются следующие этапы адаптации с включением в ОУ:

Этап 1. Ориентировочный.

Установление эмоционального контакта со сверстниками и взрослыми.

Ребенок  наблюдает за обстановкой, смотрит, что делают дети,  слушает педагога.

Этап 2. Организационный. Включение в деятельность, психолого-педагогическая диагностика.

 Ребенок участвует в занятиях и игровой деятельности.

Этап 3. Основной. Индивидуальный образовательный маршрут.

 После того, как прошел период адаптации ребенка к новым социальным условиям, специалисты Центра и образовательного учреждения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий постепенное включение ребенка в коллектив сверстников  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

 Итогом этой работы по адаптации  станет успешная интеграция детей с овз в ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и перспективы московского образования

Материал представляет собой актовую лекцию на конкурсе "Самый классный классный 2012", в котором я принимала участие и стала финалистом....

Специфика работы начальной ступени образования с детьми с ОВЗ

Специфика работы начальной ступени образования с детьми с ОВЗ...

Перспективы развития образования: возможности и риски

Перспективы развития образования: возможности и риски...

Окружающий мир 3 кл. УМК "Перспектива" "Московский Кремль"

Цели деятельности учителя: ознакомление с достопримечательностями Московского Кремля. Планируемые результатыПредметные: знать об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных ...

Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)

Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...

Лекция на тему: Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ через формирование читательской грамотности.

В представленных материалах четко прослеживается опыт коррекционно - воспитательной работы с детьми с ОВ, через формирование читательской грамотности....

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Московский Кремль"

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Московский Кремль".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о ...