Обобщение опыта по теме "Применение современных образовательных технологий"
статья по теме

Маркова Татьяна Николаевна

Регулярность использования образовательных технологий на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhneyshey_zadachey_sistemy_obrazovaniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшей задачей системы образования, современной школы является формирование  универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем активного, сознательного приобретения социального опыта школьниками.

В концепции модернизации образования  «…модернизация  предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение   обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Следовательно, мне необходимо  изменить атмосферу занятий, учебное  содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

С 2011 года  по настоящее время работаю по УМК « Перспективная начальная школа», которое ориентировано на развитие личностных особенностей обучающихся. Отбор педагогических технологий и методов обучения произведен мною с учетом требований программы, особенностей преподавания предметов, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. В поисках решения проблемы я использую  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода,  компетентностно–ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых  технологий, педагогику сотрудничества,  развивающего обучения.

Внедряя технологии развивающего обучения в учебно–воспитательный процесс, я ставлю перед собой цель – создать на уроке условия для проявления познавательной активности учеников. Этого я достигаю через  создание проблемных ситуаций, проектную деятельность школьников, организацию групповой формы работы, частично–поисковую деятельность, дифференцированную работу.

Для проведения разноуровневой работы  по всем преподаваемым предметам накоплен богатый дидактический, раздаточный, тестовый материал, который используется мною на разных этапах урока. Например, на этапе дачи домашнего задания по предмету «Окружающий мир» группа учащихся должна поработать с текстом параграфа, иллюстрациями (то есть традиционное задание), вторая группа учащихся – подготовить сообщение, составить кроссворд, написать мини – сочинение, защитить собственную презентацию.

Дифференцированный подход в обучении школьников осуществляю с первых дней обучения школьников. Примером применения дифференцированного подхода  может служить открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему « Правописание безударных личных окончаний глаголов»: задания разной сложности  (зависит от уровня знаний и интеллекта учащихся) были выполнены школьниками на разных этапах урока (отзыв от 28.09.2012г). На уроке литературного чтения в 4 классе на тему «А.П.Чехов «Ванька». Начальные представления о творческой биографии автора» учащимися выполнены разноуровневые задания на разных этапах урока: создан  рукописный словарик, написано сочинение – рассуждение, нарисованы иллюстрации, осуществлено инсценирование произведения, прочитано произведение по ролям (отзыв от 27.12.2012г).

Дифференцированные задания по разным предметам, которые мною используются можно сгруппировать следующим образом:

- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, памяти, логического мышления;

- дифференцированная самостоятельная работа;

- индивидуализация домашних заданий: по объему, по сложности, по творческой направленности. Использование проблемного метода обучения.

Постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Поэтому проблемные ситуации начинаю вводить в учебный процесс с 1 класса  при проведении уроков по всем преподаваемым предметам. Например,  на уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап постановки проблемы завершается. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается задание, невыполнимое вообще. Я ставлю вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может быть: «Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или совершенно ошибочных ответов учащихся. Недопустимо в данном случае реагировать на них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю учащимся следующими вопросами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?» Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание. Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением. Их я организую разными приемами: 1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения; 2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал; 3) организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся. В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше - побуждающий диалог. Проблемно – поисковый метод использован мною во время открытого урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России» (отзыв от 10.09.2012 года) Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся.

Групповая форма работы.

Работа по микрогруппам (причем сменным) – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Я считаю, что во время организации групповой работы очень важна  роль учителя, так как необходимо обеспечить учащихся  всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы. Чаще всего организую такую форму работы на уроках кубановедения, окружающего мира, литературного чтения. Организация групповой формы работы  позволила мне решить ряд педагогических задач: повысить интерес к учебе; избежать переутомления, провести работу по развитию речи, логического мышления; развивать  творческие способности обучающихся; и, наконец, повысить качество обучения.

Проектный метод.

В практической работе использую метод проекта  при проведении мероприятий в рамках краевых тематических предметных Недель. Учащиеся получают опережающие индивидуальные или групповые задания в соответствии с их интересами, возможностями.  В ходе выполнения задания стараюсь, чтобы ученики проявляли самостоятельность, старались выполнить работу в срок.  Систематическое применение  технологии развивающего обучения позволило мне добиться следующих результатов:

- повышения качества знания по  основным предметам по итогам учебного года:

Предмет

Качество знаний

2 класс

3 класс

4 класс

русский язык

57

65

68

литературное чтение

80

80

84

математика

57

73

80

окружающий мир

71

85

90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Обобщение опыта работы «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»

Содержание  презентации:1.Теоретическая часть опыта работы учителя  в аспекте требований ФГОС.2.УУД-основа умения учиться и развитие  познавательных и творческих способностей ученика.3....

Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации.

Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации....

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД в начальной школе при помощи современных образовательных технологий »

В работе описаны приемы и задания, используемые для формирования УУД. Методики для отслеживания сформированности УУД...

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....