Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа (2 класс) по теме

Боева Ольга Валентиновна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  «Основная общеобразовательная школа № 15»

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного МО

учителей начальных        классов

Протокол от«_14__»___июня_ 2012 г. №___1_

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора  по УВР

__________Орехова Е.Ю.

«__14_»_июня_2012г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета школы

Протокол

от«_30_»_августа 2012г. № __1_

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «ООШ №15»

 

Приказ

от «_01»_сентября_2012г.

№ __206______

 

                             РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной  деятельности

«Я – гражданин России»

                            Боевой Ольги Валентиновны,

                            учителя начальных классов

                                 второй год обучения

Направление: духовно- нравственное

Возраст: 8 – 9  лет

Срок реализации рабочей  программы: 1 год

                                                 Старый Оскол

                                                         2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для второго года обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин России», Дюкаревой О.А, заместителя директора по ВР МБОУ «Озерская СОШ»; Мацневой О.А., учителя начальных классов МБОУ «Озерская СОШ».

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Актуальность программы:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

        Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.

Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир,  литература,  изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Старооскольского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.

Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Задачи:

  1. дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
  2. дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
  3. способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
  4. дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  5. формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  6. способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  7. воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
  8. дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
  9. способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
  10. формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Программа направлена на формирование следующих ценностей:

  1. любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  2. служение и долг перед Отечеством;
  3. правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
  4. долг перед старшими поколениями и семьёй;
  5. межэтнический мир; доверие к людям.

Направление программы  - духовно-нравственное.

Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, библиотека, школьный музей.

             Программа «Я – гражданин России»  рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю. На втором году обучения занятия проводятся 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-9 лет.

В программу включены как теоретическая, так  и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, обрядов, экскурсии,  участие в акциях.

              Формы  и методы работы:

- индивидуальные;

- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)

- индивидуально-групповые;

- мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

  - беседа;

  - рассказ;

  - путешествие;

  - игра;

  - викторина;

 - экскурсия;

 - конкурс;

 - сказка.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные общеучебные действия

  1. умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  1. умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  2. умение выражать свои мысли;
  3. управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  4. использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  1. волевая саморегуляция;
  2. оценка;
  3. коррекция.

Личностные УУД

  1. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  2. осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  3. осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  4. осознание ответственности за общее благополучие;
  5. развитие этических чувств;
  6. установка на здоровый образ жизни;
  7. самооценка.

               

               Формы аттестации воспитанников

         

    Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).

           Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).

           Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России»


                             учебНО-тематический план

        

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Моя Родина – Россия

5

3

2

2.1

Народы России

2

2

2.2

Русские сувениры

1

1

2.3

Изображение матрёшки

2

2

3.

Наши права и обязанности

5

2

3

3.1

Я и семья. На что имею право

1

0,5

0,5

3.2

Я и семья. Мои обязанности

1

0,5

0,5

3.3

Моя родословная

2

0,5

1,5

3.4

Мир дому моему

1

0,5

0,5

4.

Праздники России

9

2

7

4.1

День государственного флага

1

1

4.2

День пожилых людей

1

1

4.3

Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей

2

2

4.4

День матери

1

1

4.5

Конкурс рисунков ко Дню матери

1

1

4.6

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

1

1

4.7

Праздник Весны и Труда

1

1

4.8

Конкурс поделок о весне

1

1

5.

Родной край

5

2

3

5.1

Достопримечательности родного края

Достопримечательности родного края

2

1

1

5.2

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

3

1

2

6.

Традиции и обычаи русского народа

9

3

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима»

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

9

3

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

7.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

35

13

22


         календарНО-тематическое  планирование

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Примечание

Общее кол – во часов

Теория

Практика

Дата проведения

1.

Введение

1

1

07.09

2.

Моя Родина – Россия

5

3

2

2.1

Народы России

Народы России

2

1

1

05.10

12.10

2.2

Русские сувениры

1

1

19.10

2.3

Изображение матрёшки

Изображение матрёшки

2

1

1

26.10

09.11

3.

Наши права и обязанности

5

2

3

3.1

Я и семья. На что имею право

1

0,5

0,5

15.02

3.2

Я и семья. Мои обязанности

1

0,5

0,5

22.02

3.3

Моя родословная

Моя родословная

2

0,5

1,5

10.05

17.05

3.4

Мир дому моему

1

0,5

0,5

24.05

4.

Праздники России

9

2

7

4.1

День государственного флага

1

1

15.03

4.2

День пожилых людей

1

1

14.09

4.3

Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей

2

2

21.09

28.09

4.4

День матери

1

1

23.11

4.5

Конкурс рисунков ко Дню матери

1

1

16.11

4.6

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

1

1

01.03

4.7

Праздник Весны и Труда

1

1

03.05

4.8

Конкурс поделок о весне

1

1

01.03

5.

Родной край

5

2

3

5.1

Достопримечательности родного края

Достопримечательности родного края

2

1

1

22.03

05.04

5.2

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

3

1

1

1

12.04

19.04

26.04

6.

Традиции и обычаи русского народа

9

3

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима»

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

9

3

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

30.11

07.12

14.12

21.12

28.12

18.01

25.01

01.02

08.02

7.

Итоговое занятие

1

1

23.05

Итого:

35

13

22


                              Содержание программы

  1. Введение

 Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями.  Повторение пройденного материала.(07.09)

  1. Моя Родина – Россия.

Теоретическая часть:   Ознакомление с народами России(05.10),городами (12.10), в которых живут люди разных национальностей,  с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами (19.10)

Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки (26.10), (09.11).

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.

  1. Наши права и обязанности

Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка (15.02),  правами детей в семье (22.02), моя родословная(10.05). Обязанности детей и взрослых в семье (22.02).   Родословная семьи.

 Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная» (17.05), (24.05)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».

  1. Праздники  России

 Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага (15.03) День пожилых людей (14.09), День матери (23.11), праздник Весны и Труда (03.05))

Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей (21.09), (28.09) Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери (16.11).. Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме» (01.03) Изготовление поделок на тему «Весна» (05.03)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.

  1. Родной край

Теоретическая часть:  Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родного края (22.03), (05.04),  знаменитые люди нашего края (12.04)

Практическая работа: встреча со знаменитыми людьми нашего края (19.04), (26.04)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.

  1. Традиции и обычаи русского народа

 Теоретическая часть:  Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество» (14.12), «Крещение Господне» (18.01),(25.01)  «Масленица» (01.02), «Старый Новый год»28.12)), обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими (30.11) Зимние приметы и пословицы (30.11).

Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.(07.12)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.

  1. Итоговое заняти

Конкурсная игровая программа «Я – гражданин России». (23.05)


Материально- техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.

Интернет ресурсы

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html

http://redday.ru/

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/

Библиотечный фонд для учителя

  1. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

Периодическая печать

  1. Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. – Мытищи
  2. Педагогическое творчество. Газета.– Мытищи
  3. Педсовет. Газета. – Мытищи
  4. Школьные игры и конкурсы. Газета. – Мытищи

Библиотечный фонд для учеников

1.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2008.

2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

 

Предполагаемые  результаты  реализации  программы:

  1. ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  2. элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  3. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  4. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
  5. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  6. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  7. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  8. почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  9. знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  10. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2 класс

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Название: «Россия-мои горизонты»

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности   Название:  «Россия-мои горизонты»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...