Рабочая программа внеурочной деятельности «Аппликация»
календарно-тематическое планирование по теме

Колядина Ирина Игоревна

Программа расчитана на 33 часа для детей 7-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_applikaciya.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Рассмотрена и согласована

методическим объединением

Протокол № _1

от «29» августа 2011 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ№ 10»

___________Г.Е.Егорова

«31» августа 2011 г

Приказ № 42

Принята на педагогическом совете

Протокол № _1

от «31» августа 2011 г

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Аппликация»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 6,5 – 8 лет

                 

                 

                                                 Составитель программы:

                                                                             Колядина И.И.

  учитель начальных классов

2011-2012 г

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

        Кружок «Аппликация» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

        Цель  - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.

        Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один учебный предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом  или с замыслом; их корректировку. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

         Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

        развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

        развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

        развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

        знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

        знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

        Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой,

сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д. Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для других такой точности не требуется, например сплести косичку. Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.

        Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по  собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.

        При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).

        В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

        В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на Масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последнее время стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых по восточному календарю пройдет год. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.

                Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Математика – моделирование ( преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде , мысленная трансформация объектов и пр.) , выполнение расчетов вычислений , построение форм с учетом основ геометрии ; работа с геометрическими фигурами, телами , именованными числами.

        Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.

        Окружающий мир – рассмотрение и  анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера , природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как  создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.        

        Родной  язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности ( описание конструкции изделия , материалов и способов их обработки , сообщение о ходе действий  и построении плана деятельности , построение логических связанных высказываний в рассуждениях , обоснованиях , формулировании выводов).

        Литературное чтение – работа с текстами для создания образа , реализуемого в изделии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

        Правила безопасности труда при работе с ножницами, клеем.

 Организация рабочего места.

Аппликация

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.

Аппликация из пластилина.

Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.

Мозаика из простых форм.

.

Беседы

Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и технике выполнения).

Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Масленица, Пасха и т.д.).

Знакомство с видами бытовой техники.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

- о возможности выполнения аппликации из разных материалов;

-об одинаковых свойствах разных материалов;

- о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;

владеть общеучебными умениями:

- анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью определения существенных для выполнения работы характеристик;

- решать творческие задачи по заданным условиям;

- самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;

- контролировать свою деятельность на всех этапах работы;

- сотрудничать при выполнении коллективных работ;

знать/понимать:

- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;

- свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;

- названия инструментов, приспособлений и правила работы;

- разные приемы разметки деталей из бумаги;

- различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;

уметь:

- - вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;

- складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом

гофрирования;

- плести в три пряди из различных материалов;

- экономно размечать детали на бумаге;

- соединять детали разными способами;

- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;-

- самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;

- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;

- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

План работы кружка «Аппликация»

Тема

Количество часов

Дата проведения

Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Машины».

1 ч

Аппликация из бумаги «Фрукты и овощи».

1 ч

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Осеннее дерево».

2 ч

Работа с бумагой. Панно «Листопад»

1 ч

Аппликация из листьев «В лес за грибами»

2 ч

Аппликация «Сбор урожая»

1 ч

Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Чудо животное»

1 ч

Аппликация. Мозаика «Бабочка»

1 ч

Работа с бумагой аппликация из геометрических фигур «Геометрическая мозаика». Изделия «Самолет», «Ракета».

1 ч

Аппликация «Аквариум»

2 ч

Аппликация из геометрических фигур «Цыпленок».

1 ч

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Полярная ночь»

2 ч

Аппликация из бумаги и картона «Карандашница».

1 ч

Аппликация «Зайчик», «Львенок».

1 ч

Аппликация «Новогодняя елочка»

2 ч

Аппликация «Веселая обезьянка»

1 ч

Аппликация «Снеговик», «Снегурочка».

1 ч

Работа с бумагой и картоном «Поздравительная открытка к 23 февраля»

2 ч

Работа с бумагой и картоном. Аппликация из геометрических фигур «Чебурашка»

2 ч

«Поздравительная открытка к 8 марта»

2 ч

Работа с бумагой. Панно «Цветы»

1 ч

Аппликация «Скоро лето»

2 ч

Аппликация «Морская звезда»

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по подготовке детей к школе по программе " Изобразительная деятельность ( аппликация)"

Пояснительная  записка + тематическое  планирование  на  два  полугодия  по  предмету " Изобразительная  деятельность ( аппликация)"  для  подготовите...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Аппликация»

Программа расчитана на 33 часа для детей 7-8 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Аппликация из тыквенных семечек"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Аппликация из тыквенных семечек" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) 3 класса. Социальное направление &quo...