Индивидуальная оценочная система для детей с ОВЗ.
методическая разработка на тему

В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При нашей школе давно работает отделение индивидуального обучения на дому. Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие  психологические проблемы. 

 

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами,  начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для  ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_ocenochnaya_sistema_dlya_detey_s_ovz.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

       Индивидуальная  оценочная система для детей с         ограниченными возможностями здоровья.

Беляева Елена Олеговна ГБОУ школа №594 Санкт-Петербурга (индивидуальное обучение)

В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Не может не радовать, что, наконец, наше общество делает попытки «развернуться»  к этой проблеме лицом.

С отклонением в развитии можно родиться, а можно "приобрести" его, стать инвалидом уже в преклонные годы. От недееспособности никто не застрахован. Ее причинами могут выступать различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния. Степень тяжести расстройств психофизического здоровья человека может варьировать от легкой (почти незаметной со стороны) до тяжелой, ярко выраженной (например, церебральный паралич, синдром Дауна).
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них 1 млн. 800 тыс. - дети (5% всей детской популяции).

Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Очень важно в работе получить поддержку родителей и, если необходимо, консультативную помощь врача. Связка  учитель – родитель – врач  является одним из секретов успеха педагога. Ключевым моментом ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспособлены к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.

Дети  страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков

При нашей школе давно работает отделение индивидуального обучения на дому. Работать учителем на этом отделении интересно, но и достаточно сложно. Основная сложность в том, что все детишки с разными медицинскими диагнозами и каждому ребёнку нужно подобрать свою программу, свой психологический подход, свое расписание занятий и  индивидуальную оценочную систему. Да-да, не пугайтесь, в уставе школы это не прописано, но я считаю для индивидуального подхода это необходимо. Дело в том, что наши дети разные. Это как ребятишки из общеобразовательных школ, оказавшиеся у нас  временно (компрессионный перелом позвоночника и т.п.), так и дети с органическими поражениями головного мозга, ЦНС, нарушениями психики (их большинство).  Диагнозы, с которыми мне приходилось встречаться в своей практике: ММД,  ДЦП, ЗПР, тугоухость, аутизм, энцефалопатия, нарушение зрения, общие заболевания.

        Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие  психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали,  зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение  учителей,  родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.

        Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами,  начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для  ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

        Оценочная система имеет три этапа:

  1. Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.
  2. Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.
  3. Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.

К сожалению не всех детей удается провести по такой схеме, встречаются и очень сложные дети, работу которых не удается оценить в условиях современной оценочной системы. Ребёнок может очень стараться и выполнять порой титанический для себя труд, но никогда не дотянется до обычного ребёнка с сохранным интеллектом. В этом большая проблема нашей оценочной системы, мы должны дать всем детям общее среднее образование и выпустить как минимум из 9 класса, но как оценить ребёнка, который стараясь изо всех сил, никогда не сможет  из-за ограниченных способностей  получить четвёрку таково качества, как  обычный ребёнок. Значит, либо он погрязнет в тройках и двойках и потеряет всякий интерес к обучению, либо его отметки не будут соответствовать действительности. Можно и из этой ситуации найти выход. Например, совместно с родителями разработать систему оценок и поощрений, с которой будет ознакомлен ребёнок, и которая будет достаточно мотивировать его к обучению. При этом родители должны быть в курсе, что оценки в журнале не будут совпадать с теми, про которые знает ребёнок.

    Оценивание работы ученика это лишь часть большой работы, проводимой учителем по обучению и коррекции ребёнка.  Но процесс, на мой взгляд, требует большой продуманности и такта, особенно при работе с нашими детьми.

http://www.portalus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-ф...

«Контрольно-оценочная система, построенная на использовании различных подходов к оцениванию достижений обучающихся»

анализ современных подходов на примере отдельно взятой темы  курса «Окружающий мир» (1 класс)                        ...

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков обучающихся с РАС...

Семинар "Индивидуально- ориентированная система оценивания детей с ОВЗ"

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возмо...

Статья "Варианты оценочной системы в первом классе как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий"

Оценка – неотъемлемая часть процесса обучения. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего,...

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков...

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков.

Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков...