Рабочая программа по основам провославной культуры
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Савченкова Татьяна Павловна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_4_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«Утверждено»

Директор МБОУ  

 Васильевская МООШ

_____________ /  Федоркина Т.В./.

Приказ № _____ от

 «___»___________ 2012 г.

 

Рабочая программа педагога

 

 Савченковой Татьяны  Павловны

по «Основам православной культуры»  

в 4  классе

рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

                                                                                                                                 «___»___________ 2012

2012 – 2013 уч. год

Основы православной культуры 4 класс

(1 ч в неделю - 34 ч)

Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

- общая историческая судьба народов России;

- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.

Основными задачами являются:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:

- технические средства;

- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.

Программа рассчитана на 34 часа.

В данный УМК входят:

А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.

- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.

Содержание программы

4 класс  (34 ч)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

Личностные

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Предметные

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

        Тематический план учебного курса                                                                          Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1 четверть

9

1

Введение в православную духовную традицию

19

2 четверть

7

2

Православие в России

15

3 четверть

10

Итого

34 ч.

4 четверть

8

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

Все уроки  изучения и первичного закрепления знаний; последние уроки четверти - обобщение и систематизации знаний.

№ п/п

Дата проведения         4  кл.

Тема урока

Основные термины и понятия

Стр. учеб ника

Дом. задание

План

Факт

Россия - наша Родина

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

4-5

4-5, вопросы пословицы о Родине

Культура и религия

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия

6-7

6-7, вопросы

Человек и Бог в православии

Православная культура. Внутренний мир человека

8-11

8-11, вопросы

Православная молитва

Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать

12-15

12-15, вопросы, молитва

Библия и Евангелие

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

16-19

16-19, вопросы, притчи из Библии

Проповедь Христа

Вера. Нагорная проповедь.  Православие. Христиане.

20-23

20-23, вопросы

Христос и Его Крест

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

24-27

24-27, вопросы

Пасха

Светлое Христово Воскресение.

28-31

28-31, вопросы, рис., поделки

Творческие работы учащихся

Православное учение о человеке

Православная культура. Тело.  Душа. Внутренний мир человека.

32-35

32-35, вопросы

Совесть и раскаяние

Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Зло. Грех. Раскаяние.

36-39

36-39, вопросы

Заповеди

Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

40-41

40-41, вопросы

Милосердие и сострадание

Добродетели. Страсти. Отношение. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

42-45

42-45, вопросы, примеры из жизни

Милосердие и сострадание

Золотое правило этики

Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

46-47

46-47, вопросы

Творческие работы учащихся

56-57

Храм

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

48-51

48-51, вопросы

Икона

52-55

52-55, вопросы

Как христианство пришло на Русь

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

58-61

58-61, вопросы

Подвиг

Подвиг. Жертва, жертва Богу. Подвижник.

62-63

62-63, вопросы,

пример подвига

Заповеди блаженства

Вера. Нагорная проповедь. Блаженные

64-67

64-67, вопросы

Зачем творить добро?

Святой. Самоотверженность. Радость сердца.

68-69

68-69, вопросы

Чудо в жизни христианина

Троица. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь.

70-71

70-71, вопросы

Православие в Божием суде

Молитва. Икона. Бессмертие.

72-75

72-75, вопросы

Таинство Причастия

Тайная вечеря. Христианские таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь. Причастие. Литургия.

76-79

76-79, вопросы

Творческие работы учащихся

Монастырь

Монах, монахиня. Послушание. Обет.

80-83

80-83, вопросы

Отношение христианина к природе

Любовь к природе. Экология. Ковчег.

84-85

84-85, вопросы

Христианская семья

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

86-87

86-87, вопросы

Защита Отечества

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

88-91

88-91, вопросы, Куликовская битва

Христианин в труде

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Пост. Грех.

92-93

92-93, вопросы

Любовь и уважение к Отечеству

Отечество. Любовь. Уважение. Народ. Великая сила нравственности. Патриотизм.

94-95

94-95, вопросы, примеры из жизни

Творческие работы учащихся

Творческие работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики ( Модуль основы православной культуры) учебник А.В. Кураева,4 класс

Рабочая программа по основам православной культуры для 4 класса составлена  в соответствии с миссией МОУ «КСОШ №55», с учетом методических материалов сайта поддержки модульного курса ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики ( Модуль основы православной культуры) учебник О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина

Программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных у...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена  в соответствии с ФГОС, ООП...