Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
статья по теме

 

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

В данной статье раскрываются компоненты, функции и классификация здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение  здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс».

 Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

 Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

 По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

 Стрессовая педагогическая тактика;

 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

 Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

 Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

 Провалы в существующей системе физического воспитания;

 Интенсификация учебного процесса;

 Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

 Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

 Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

 Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

  Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

  Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

 Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

  Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

  Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

 Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

 Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

 •        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность

 требований, адекватность методик обучения и воспитания);

 •        рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с

 возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и

 гигиеническими требованиями);

 •        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным

 возможностям ребенка

 •        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный

 двигательный режим.

 Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

 1.    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,

 проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

 2.          Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка

 образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,

 мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной

 возрастной группы.

 3.          Создание благоприятного эмоционально-психологического климата

  в процессе реализации технологии.

 4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей

 деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов

 здоровья, работоспособности

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:            

 ·        аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

гносеологический,связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

·         экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

 ·        физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

 Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая:осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

          диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

         адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на

 здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние

 собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода

 стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает

 адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная:объединяет народный опыт, различные научные

 концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья

 подрастающего поколения.  

Типы технологий

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

 §        Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия

 §        Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

 §        Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

 Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

 •        Внесубъектные:       технологии рациональной организации

 образовательного          процесса,          технологии          формирования

 здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового

 питания (включая диетическое) и т.п.

 •        Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

 Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося

 различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью,

 воспитание культуры здоровья.

           Классификация здоровьесберегающнх технологий.

 По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

          По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;

 коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-

 гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью

  (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии

 организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и

 коррекции  девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития)

 К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

«Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»

Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»    ...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....