Статья.
статья (1 класс) на тему

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.odt27.62 КБ

Предварительный просмотр:

                  Организация проектной и исследовательской деятельности

                                            младших школьников

                       

                        Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева, учителя начальных

                 классов МАОУ «СОШ №33 с УИОП» г.Старый Оскол

                 Белгородской области

                                                                «Если каждый человек на кусочке своей

                                                                 земли сделал бы все, что он может, как

                                                                 прекрасна была бы земля наша !»

                                                                                                  А.П. Чехов

       С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных уч-

реждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Фе-деральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС

НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, счи-

тать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.

        Поэтому целью своей работы в этом направлении — формирование функ-

ционально грамотной творческой личности, т. е. человека, который обладает большим потенциалом к саморазвитию, способен и умеет учиться и самостоя-

тельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность,

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он. Умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами

общения и использует их для достижения своих целей.

        Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследова-

тельская деятельность.

         Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жаж-

да новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и эксперимен-

тировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассмат-

риваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоя-

щему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, ру-

ководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «само-

стоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно

предоставить детям возможность самим выбрать интересный предмет исследо-

вания, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло.Поэто-

му учителю предстоит организовать исследовательскую работу. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские мето-

ды.

        Каковы же понятия слов «проект» и «исследование»? В чем их различие ?

Слово «проект» - иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Прямое

значение этого слова - «брошенный вперед». Понятие слова «исследование» в

обыденном употреблении — процесс выработки новых знаний, один из видов

познавательной деятельности человека.

        Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в ин-

формационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанной с

темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проект-

ной деятельности — формирование и умение планировать свою деятельность

и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и , наконец , учатся самостоятельно выпонять все этапы технологии проектирования : от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

         При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолева-

ют их, добывая новые знания, или интуитивно. И здесь именно учитель стиму-

лирует как групповую, так и индивидуальную, самостоятельную активнсть уча-

щихся, их сообразительность и изобретательность, повышает их мотивацию,

поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выпол-

ненного проекта.

          Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса

выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекти-

рования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо

заранее планируемого объекта, даже  его модели или прототипа. Исследование -

процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де-

ятельности человека. Результат проекта известен заранее, а резутат исследова-

ния может быть непредсказуем.

           Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие

интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследова-    

тельского поведения, а также формирование способности самостоятельно, твор-

чески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере  

человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :л

      -  обучение проведению учебных исследований младших школьников ;

  1. развитие  творческой исследовательской активности детей ;
  2. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам -

ознакомление с научной картиной мира ;

  1. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Этапы исследовательской и проектной деятельности :

  1. «Тренировочные занятия».
  2. Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее :
  1. тема должна быть интересна ребенку и увлекать его ;
  2. тема должна быть выполнима, соответствовать возрастным особенностям

детей и принести реальную пользу участникам исследования ;

  1. тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности ;
  2. тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относи-

тельно быстро.

  1. Составление  плана исследования. В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы : «подумать самостоятельно», «прочитать в книге», «понаблюдать», «спросить у другого человека», «получить информацию у компьютера», «провести эксперимент». Каждый ответ ребенка должен быть обязательно отмечен, поощрен.
  2. Сбор материала.
  3. Наблюдение и эксперимент.
  4. «Узнать из книг».
  5. Обобщение полученных данных. Собранные сведения надо проанали-

зировать и обобщить. На первых занятиях необходимо помогать детям

обобщать данные.

  1. Доклад. Как только информация обобщена, дети делают сообщения по выбранным темам. Длится первый доклад обычно недолго, но с приоб-

ритением исследовательского опыта собирается все больше

информации, появляется больше деталей. После выступления надо обязательно устроить обсуждение.

Для того, чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила :

  1. всегда подходить к проведению этой работы творчески ;
  2. учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых

инструкций ;

  1. не сдерживать инициативу детей ;
  2. не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно ;
  3. не спешить с вынесением оценочных суждений ;
  4. помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний ;
  5. ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения ;
  6. учить детей прослеживать связи между различными предметами ;
  7. помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем

решения ;

  1. учить детей анализу, синтезу, классификации информации.

Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения ис-

следовательского опыта первоклассников включают в себя : поддержание иссле-

довательской активности детей на основе имеющихся представлений; развитие

умений ставить вопросы , высказывать предположения, наблюдать, составлять

предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятель-

ности исследователя. Для решения задач используются: в урочной деятельности

- коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности — игры-занятия,

 совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуаль-

ное составление схем, выполнение моделелей из различных материалов,

 экскурсии, выставки детских работ.

      Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной

школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащие-

ся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.

       Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоя-

тельной работой детей, а исследовательская деятельность может выступать од-

ним из самых эффективных ее инструментов.

                                               Литература

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров»,

2011 — 224 с.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательного подхода к обучению.,М.,2006 г.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации — Москва: Просвещение, 2011 г.

Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011 — 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...