Рабочая программа "Школа России" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Сергеева Елена Владимировна

Рабочая программа 3 класс включает учебные предметы: изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение, математика, РПС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass.rar409.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Учебник: «Русский язык» 3 класс, Автор Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. Просвещение 2009  год.

Программа рассчитана на 175 часов.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа начальных классов по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка - устной и письменной.

Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.

Задачи:

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, словарями и т. д.), способности к самооценке и самоконтролю.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем  не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Курс включает систему понятий, относящихся к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и структуре, распространенные и нераспространенные предложения, сложные и простые); слову (состав слова, части речи; лексико-грамматические признаки имени существительного, прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия); фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.); орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов); графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами).

Основной единицей изучения курса является предложение. 

В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и умения, которые служат основой усвоения правописания. Этим, собственно, реально и обеспечивается связь правописания с грамматикой.

В программе предусматривается знакомство обучающихся с различными принципами русского правописания (без терминологии).

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Психолого-педагогические модели построения всех тем инвариантны. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

  1. постановка проблемы и ее анализ обучающимися совместно с учителем;
  2. самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;
  3. уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник;
  4. упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.

Основными разделами программы являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова), «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».

Содержание программы

3 класс (175 часов)

                                                Повторение (13 ч.)

Предложение. Словосочетание. Слово. Части речи. Их употребление в предложении.

Звуки речи. Звуки и буквы.

                                 Синтаксис и пунктуация (22 ч.)

Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Логическое ударение.

Интонация перечисления.

                               Морфология и морфемика. (126 ч.)

                                               Состав слова (60ч.)

Основа и окончание.

Корень. Приставка. Суффикс.

Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.

Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные.

Правописание суффиксов – ик,-ек.

Правописание приставок по-, под-, от-, до -, об -, на -, за -, над -, с-.

Приставка и предлог.

Разделительные твердый знак.

Непроизносимые согласные.

Сложные слова.

                                       

Части речи (66ч.)

Имя существительное (22ч.)

Лексическое значение.

Основные грамматические признаки. Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам. Понятие о склонении существительных.

Существительные с твердой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.

Имя прилагательное. (17ч.)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Число и род прилагательных.

Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам.

Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами.

Родовые окончания прилагательных.

Употребление имени прилагательного в речи.

 Местоимения (6ч.)

Общее понятие о личных местоимениях.

Изменение местоимений по временам и по лицам.

                                              Глагол (21ч.)

Лексическое значение.

Основные грамматические признаки.

Время, лицо, число глаголов.

Понятие о личных окончаниях глаголов.

Правописание не с глаголами.

Употребление глагола в речи.

Повторение (13 ч.)

Предложение. Словосочетание. Слово. Части речи. Их употребление в предложении.

Звуки речи. Звуки и буквы.

                                           Чистописание

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнение по переводу детей на письмо по одной линейке. Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю ,Д, У ,Ф ,К ,В  и др.. упражнение в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, се, од, ас, уе и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

                       

 

Слова с непроверяемыми написаниями.

Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

               

Основные требования к знаниям, умениям

и навыкам к концу 3 класса

      Обучающиеся должны знать:

  1. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
  2. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки:
  3. Корень, приставку, суффикс, окончание;
  4. Чередование согласных и беглые гласные;
  5. Разделительный твердый знак;
  6. Сложные слова.

     Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  1. Главные и второстепенные члены предложения;
  2. Предложения распространенные и нераспространенные;
  3. Однокоренные слова и разные формы одного и того же  слова;
  4. Разделительные мягкий и твердый знаки;
  5. Приставки и предлоги;
  6. Имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Разбирать предложения по членам предложения;
  2. Обозначать на письме интонацию перечисления;
  3. Разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс.
  4. Проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова;
  5. Проверять написание суффиксов – ик, - ек;
  6. Писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; писать раздельно предлоги со словами;
  7. Писать приставки по-, под -, об -, от-, про-, до-, на -, за -, над -, с -;
  8. Определять род, число, падеж имен существительных и мен прилагательных.
  9. Определять число, время, лицо глаголов;
  10. Писать не с глаголами;
  11. Писать слова с непроверяемыми написаниями.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Содержание

Кол-во ч.

Дата

Формирование компетенций

Технологии

ключевые

общепредметные

предметные

1 полугодие (80 ч)

Повторение-13ч.

1

Различение понятий «предложение» и «словосочетание»

Ч.Письмо соединений с буквами нн, мм, лл

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

2

Различение предложений по цели высказывания и интонации

Ч.Письмо букв Ж, ж и соединений с ними

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

культуроведческая

3

Слово как часть речи.

Ч.Письмо заглавных букв Г, П, Т, Р

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

культуроведческая

игровая

4

Части речи, их употребление в предложении.

Ч. Письмо букв С, с и соединений с ними

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

культуроведческая

проблемная

5

Звук и буква. Алфавит.

Ч.Письмо букв И, Ш и соединений с ними

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

языковая

здоровьесберегающая

6

Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме

Ч.Упражнение в безотрывном написании соединений ол, ов, во

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

Овладение нормами речевого этикета

здоровьесберегающая

7

Согласные звуки, их произношение и обозначение на письме

Ч.Письмо букв Л, М и соединений с ними

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

устный диалог

Конструиров. ответов на вопросы

8

Контрольная работа                               (административная  входная)

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

самоконтроль

языковая

9

Работа над ошибками. Закрепление

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

Рефлексивная.

Самообразв

Овладение нормами речевого этикета

проблемная

10

Р/р Обучающее изложение, воспринятое на слух «Волшебная полочка»

1

Коммуникативная. Рефлексивная комп.

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

здоровьесберегающая

11

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

Ч.Письмо заглавных букв Х, Ж и слов с ними

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Владение навыками работы с учебником

игровая

12

Определение подлежащего и сказуемого в предложении

Ч.Письмо букв д, з, у и соединений с ними

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

проблемная

13

Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи

Ч.Упр-ние в безотрывном написании фе, фу

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

здоровьесберегающая

14

Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

здоровьесберегающая

15

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены

Ч.Письмо букв Л, л и соединений с ними

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

Лингвистическ.

16

Распространенные и нераспространенные члены предложения

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

культуроведческая

игровая

17

Второстепенные члены предложения

Ч.Письмо букв И, и и соединений с ними

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный диалог

культуроведческая

проблемная

18

Второстепенные члены предложения

Ч.Написание ь и ъ и слов с ними

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

культуроведческая

19

Составление предложений по схемам

Ч.Упр-е в написании предлогов  с буквой о

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Владение навыками работы с учебником

здоровьесберегающая

20

Логическое ударение в предложении

Ч.Письмо заглавных букв с верхними горизонтальными элементами Г, П, Т

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

языковая

21

Постановка в предложении логического ударения

Ч.Упражнение в написании слов с буквами Д, д

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

игровая

22

Обучающее изложение «Белка и зайчик» на основе зрительного восприятия (упр.22)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

Владение навыками работы с учебником

проблемная

23

Работа над ошибками.

Предложения с интонацией перечисления.

Ч. Письмо соединений слов с буквами А, а

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Владение навыками работы с учебником

здоровьесберегающая

24

Обозначение на письме запятой интонаций перечисления.

Словарный диктант

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

здоровьесберегающая

25

Составление распространённых предложений

Ч.Упражнение в написании

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный диалог

языковая

26

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» «Прогулка в роще»

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Рефлексивная.Самоконтроль.

языковая

27

Работа над ошибками. Закрепление

Ч.Упражнение в безотрывном написании соединений с буквой л

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Рефлексивная.

Самообразовательная

Соблюдение орфоэпических норм

проблемная

Морфология и морфемика-112 ч.

Состав слова – 60 ч.

28

Основа и окончание слова. Окончание – изменяемая часть слова

Ч.Письмо соединений и слов с буквами Э, э

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Соблюдение орфоэпических норм

здоровьесберегающая

29

Нулевое окончание

Ч.Написание соединений и слов с буквами И, и, й

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Соблюдение орфоэпических норм

30

Основа слова

Ч.Письмо слов с буквами З,з

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Владение навыками работы с учебником

игровая

31

Корень слова.

Ч.Написание слов с буквами г,п,р,т

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

проблемная

32

Приставка.

Ч.Упражнение в безотрывном написании соединений об, бо, од, до

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

здоровьесберегающая

33

Р/р Сочинение по теме: «Синтаксис и пунктуация» «Кто как готовится к зиме» с73

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная.

Ценностно-смысловая.

монолог.

Задание вопросов собеседнику

здоровьесберегающая

34

Работа над ошибками. Суффикс

Ч.Письмо слов, соединений с буквами О, о

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

35

Контрольная работа за 1 четверть

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

Рефлексивная.

языковая

36

Работа над ошибками. Закрепление

Ч.Упражнение в написании заглавных букв, имеющих в своём составе петли

1

Учебно-познавательная.Рефлексивная комп.

Рефлексивная.

Самообразовательная

языковая

проблемная

37

Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова

Ч. Работа над высотой букв

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

культуроведческая

здоровьесберегающая

38

Разбор слова по составу

Ч.Письмо слов с буквами Ц,ц

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

здоровьесберегающая

39

Правописание безударных гласных в корне слова

Ч.Письмо строчных букв, содержащих овал

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

культуроведческая

40

Правописание безударных гласных в корне слова

Ч.Письмо слов с буквами У,у

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

игровая

41

Правописание парных согласных в корне слова

Ч.Упражнение в написании заглавных букв, имеющих в своём составе петли

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

Задание вопросов собесед.нику

проблемная

42

Правописание парных согласных в корне слова

Ч.Упражнение в безотрывном написании соединений об, бо, од, до

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

здоровьесберегающая

43

Р/р  Обучающее изложение «Пеструхин» (упр.111,  зрительное восприятие)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

здоровьесберегающая

44

Работа над ошибками

Чередование согласных звуков в корне слова

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

45

Беглая гласная в корне

Ч.Письмо парных согласных б-п, в-ф, г-к

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

игровая

46

Правописание суффиксов - ик,- ек

Ч.Письмо сочетаний ча, ща, чк, чн

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

проблемная

47

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных  и парных согласных в корне»

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

Рефлексивная.

.

Соблюдение орфоэпических норм

здоровьесберегающая

48

Работа над ошибками. Чередование согласных  и беглые гласные в корне

1

Учебно-познавательная.Рефлексивная комп.

Рефлексивная.

Самообразовательная

языковая

здоровьесберегающая

49

Приставка – значимая часть слова

Ч.Написание слов с буквами Р, р

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

50

Правописание приставок

Ч.Письмо соединений и слов с буквами К, к

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

игровая

51

Правописание приставок

Ч.Письмо соединений и слов с буквами С, с

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самооценка

языковая

проблемная

52

Правописание приставок

Ч.Письмо соединений пр, ту, ут

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

Соблюдение орфоэпических норм

здоровьесберегающая

53

Правописание приставок и предлогов

Ч.Письмо соединений и слов с буквами К, к

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

здоровьесберегающая

54

Р/р Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная. Ценностно-смысловая

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

55

Работа над ошибками

Правописание приставок и предлогов

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

игровая

56

Контрольный словарный диктант.

Правописание приставок и предлогов

Ч.Письмо парных согласных д-т, ж-ш, з-с

1

Учебно-познавательная.

Рефлексивная комп.

языковая

проблемная

57

Ч.Письмо сочетаний жи, ши, чу,  щу

1

Учебно-познавательная.

Устный диалог

языковая

здоровьесберегающая

58

Правописание частицы не с глаголами

Ч.Письмо соединений и слов с буквами К, к

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

здоровьесберегающая

59

Правописание частицы не с глаголами

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

60

Правописание слова с разделительным ъ

Ч.Письмо сочетаний ча, ща, чк, чн

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

игровая

61

Контрольная работа  за 1 полугодие

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

самоконтроль

языковая

проблемная

62

Работа над ошибками.

1

Учебно-познавательная.

Рефлексивная.

языковая

здоровьесберегающая

63

Правопис-е слов с разделительными ъ и ь

Ч.Письмо слов с буквами е, и

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

здоровьесберегающая

64

Правопис-е слов с разделительными ъ и ь

Ч.Новогодние пожелания

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенц.

языковая

2 полугодие (95 ч)

Состав слова (прод-е,16ч)

1

Правописание непроизносимых согласных

Ч.Письмо соединений слов с буквой б

П.Начальная форма имени существительного

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

проблемная

2

Правописание непроизносимых согласных

Ч.Письмо соединений слов с буквой д

П.Начальная форма имени существительного

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный диалог

языковая

здоровьесберегающая

3

Р/р Обучающее изложение  на основе слухового восприятия «Победа»(пос. с. 203)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

здоровьесберегающая

4

Работа над ошибками

Правописание непроизносимых согласных

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

5

Правописание непроизносимых согласных

П. Упражнение в написании слов с разделительным ъ

Ч.Письмо слов и соединений с буквой ж

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

игровая

6

Правописание удвоенных согласных звуков буквами на письме

Ч.Письмо соединений сс, мм, нн, бб, лл и слов с ними

П.Алфавит

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

проблемная

7

Написание удвоенных согласных букв

Ч.Письмо слов с удвоенными согласными

П.Твёрдые и мягкие согласные

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

здоровьесберегающая

8

Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Ч.Письмо букв Н, Ю соединений и слов с ними

П.Обознач мягкости согласных на письме

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

здоровьесберегающая

9

Сложные слова

Ч.Письмо букв о, е в сложных словах

П.Сочетание жи, ши, ча, ща, чу, щу

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

Лингвистическ.

10

Написание сложных слов

Ч.Письмо букв К, Б, В слов и соединений с ними

П.Правописание  чк, чн, щн, нщ

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

Лингвистическ.

игровая

11

Написание сложных слов

Ч.Письмо буквы г, соединений и слов с ней

П.Главные члены предложения

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Лингвистическ.

проблемная

12

Урок-викторина «Что-такое?Кто-такой?» по теме «Сложные слова»

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

13

Диктант по теме «Состав слова» «Родник» (Пос., с.242)

Ч.Письмо соединений и слов с буквой д

П.Подлежащее и сказуемое

1

Учебно-познавательная..

самоконтроль.

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

14

Работа над ошибками

Ч.Письмо слов и соединений с буквой ж

1

Учебно-познавательная

Рефлексивная.

Лингвистическ.

15

Р/р Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Первый велосипед» (Упр. 105, с. 46)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

16

Работа над ошибками

Ч.Письмо соединений и слов с буквой п

П.Логическое ударение

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самооценка

языковая

проблемная

Части речи (66 ч) Имя существительное (22 ч.)

17

Понятие об имени существительном

Ч.Письмо соединений и слов с буквой з

П.Части речи, выражающие в предложении подлежащее

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

здоровьесберегающая

18

Понятие об имени существительном

Ч.Письмо соединений и слов с буквой к

П.Личные местоимения

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

19

Употребление имён существительных в речи

Ч.Письмо соединений и слов с буквой л

П.Второстепенные члены предложения

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

Лингвистическ.

игровая

20

Число имён существительных

Ч.Письмо соединений и слов с буквой и П.Части речи, выражающие в предложении сказуемое

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Лингвистическ.

проблемная

21

Род имён существительных

Ч.Письмо соединений и слов с буквой м П.Второстепенные члены предложения

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самооценка

языковая

здоровьесберегающая

22

Существительные с твёрдыми и мягкими основами

Ч.Письмо соединений и слов с буквой н

П.Второстепенные члены предложения

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

здоровьесберегающая

23

Свободный диктант «Маршал Победы»

1

Учебно-познавательная.

самооценка

языковая

24

Существительные с твёрдой и мягкой основами

Ч.Письмо слов с верхним и нижним соединениями

П.Второстепенные члены предложения

1

Учебно-познавательная.

Устный  диалог

языковая

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Ч.Письмо соединений и слов с буквой ш

П.Интонация перечисления

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

26

Р/р Обучающее изложение на основе слухового восприятия по теме «Имя существительное»»Пески остановили» (пос., с.270)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

здоровьесберегающая

27

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Ч.Письмо соединений и слов с буквой щ

П.Постановка в предложении логического ударения

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

28

Зрительно-слуховой диктант по теме «Имя существительное»

1

Учебно-познавательная.

Читательская компетенция

языковая

29

Анализ диктанта

Изменение имён существительных по вопросам

Ч.Письмо соединений и слов с буквой р

П.Окончание

1

Учебно-познавательная.

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

проблемная

30

Изменение имён существительных по вопросам

Словарный диктант

П.Основа слова

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

культуроведческая

здоровьесберегающая

31

Упражнение в установлении связи слов в предложении

Ч.Письмо буквы о в верхнем и нижнем соединениях

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

языковая

32

Общее понятие о склонении

Ч.Письмо слов и соединений с буквой Р

П.Нулевое окончание

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

культуроведческая

здоровьесберегающая

33

Изменение имён существительных по падежам

Ч.Письмо соединений и слов с буквами С, с

П.Основа слова

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

34

Склонение имён существительных

Проверочная работа

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

игровая

Имя прилагательное (17 ч.)

35

Понятие об имени прилагательном

Ч.Письмо соединений и слов с буквами Щ, щ

П.Корень слова

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

языковая

здоровьесберегающая

36

Р/р Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Гусь и яблоня»

(Упр. 110)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

здоровьесберегающая

37

Работа над ошибками

Понятие об имени прилагательном

Ч.Письмо соединений и слов с буквой А,а

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

38

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

самоконтроль

языковая

игровая

39

Работа над ошибками

Число и род имён прилагательных

Ч.Письмо соединений и слов Б,б

1

Учебно-познавательная.Рефлексивная комп.

Читательская компетенция

языковая

проблемная

40

Число и род имён прилагательных Ч.Письмо слов с буквами В, в

П.Приставка, суффикс

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

здоровьесберегающая

41

Изменение имён прилагательных по числам и родам

Ч. Письмо соединений и слов с буквой И, и

П.Правописание безударных гласных в корне

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

здоровьесберегающая

42

Родовые окончания имён прилагательных

Ч. Письмо соединений и слов с буквами К, к

П.Различение разных форм одного и того же слова

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

рефлексия

языковая

43

Склонение имён прилагательных

Ч.Письмо соединений и слов с буквой Г

П.Имена собственные

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

Лингвистическ.

игровая

44

Склонение имён прилагательных

Ч. Письмо соединений и слов с буквой Д

П.Перенос слов

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Лингвистическ.

проблемная

45

Прилагательные с твёрдой и мягкой основой

Проверочная работа (пос. С.337)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

46

Прилагательные с твёрдой и мягкой основой

Ч.Письмо соединений и слов с буквами Я, я

П.Чередование согласных в корне

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

47

Р/р Сочинение по материалам экскурсии «Весна»

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная. Ценностно-смысловая

монолог

Конструиров. ответов на вопросы

48

Работа над ошибками

Употребление имён прилагательных в речи

Ч. Письмо соединений и слов с буквами М, м

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

Лингвистическ.

игровая

Глагол (21ч.)Местоимение (6ч.)

49

Понятие о глаголе

Ч.Письмо соединений и слов с буквами У, у

П.Способы проверки парных согласных в корне

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

здоровьесберегающая

50

Понятие о глаголе

Ч.Письмо соединений, слов с буквами  Ф,ф

П.Правописание суффиксов ик, ек

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

здоровьесберегающая

51

Употребление глаголов в неопределённой форме

Ч.Письмо соединений, слов с буквами  Э, э П.Беглая гласная в корне

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

культуроведческая

52

Число глаголов

Ч.Письмо соединений и слов с буквами Я, я

П.Проверка написаний гласных в суффиксах ик, ек.

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

языковая

игровая

53

Изменение глаголов по числам

Ч.Письмо соединений и слов с буквами Ю, ю

П.Правописание приставок

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

культуроведческая

проблемная

54

Изменение глаголов по временам

Ч.Письмо соединений и слов с разделительным ъ

П.Правописание слов с ъ

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

культуроведческая

здоровьесберегающая

55

Времена глагола

Ч.Письмо соединений и слов с буквой ы

П.Правописание частицы НЕ с глаголами

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

языковая

здоровьесберегающая

56

Изменение глаголов по временам

Ч.Письмо соединений и слов с буквами Е, е

П.Правописание частицы НЕ с глаголами

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

языковая

57

Контрольный диктант по теме «Глагол» «Весеннее утро»

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

самоконтроль

языковая

игровая

58

Работа над ошибками

Личные местоимения

1

Учебно-познавательная.Рефлексивная комп.

Анализ работы

языковая

проблемная

59

Р/р Обучающее изложение на основе слухового восприятия по теме «Глагол» «Новый муравейник»(Пос., с.347)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Конструиров. ответов на вопросы

здоровьесберегающая

60

Работа над ошибками

Изменение местоимений по временам и по лицам

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

языковая

здоровьесберегающая

61

Изменение местоимений по временам и по лицам

Контрольный словарный диктант

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

самоконтроль

языковая

62

Понятие о личных окончаниях глаголов

Ч.Письмо сочетаний чк, чн и слов с ними

П.Правописание частицы НЕ с глаголами

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

игровая

63

Личные окончания глаголов

Ч.Письмо соединений и слов с буквой ь

П.Правописание приставок

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

Лингвистическ.

проблемная

64

Окончание глаголов в форме единственного числа

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

65

Окончание глаголов в форме единственного и множественного числа

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

Лингвистическ.

здоровьесберегающая

66

Упражнение в написании личных окончаний глаголов

Ч.Письмо сочетаний щн, нщ

П.Предложение

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Планирование деятельности

Лингвистическ.

67

Тест

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

самоконтроль

языковая

68

Работа над ошибками

Личные окончания глаголов

1

Учебно-познавательная.Рефлексивная комп.

Анализ работы

языковая

проблемная

69

Обобщение знаний о глаголе

Ч.Письмо сочетаний оро, оло

П.Состав слова

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Читательская компетенция

языковая

здоровьесберегающая

Повторение  (13 ч.)

Методическая. Лингвокоммуникативный компонент.

70

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

1

Учебно-познавательная. Рефлексивная комп.

самоконтроль

языковая

71

Работа над ошибками

1

Учебно-познавательная.Рефлексивная комп.

Анализ работы

языковая

игровая

72

Р/р Обучающее изложение по теме «Части речи» на основе зрительного восприятия «Медвежата»(Упр. 16)

1

Учебно-познавательная. Коммуникативная

полилог

Овладение нормами речевого этикета

проблемная

73

Работа над ошибками

Орфограммы корня

3

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Анализ работы

языковая

здоровьесберегающая

74

Правописание приставок, суффиксов и предлогов

Ч. Приставки с гласными о, а

3

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

здоровьесберегающая

75

Предложение. Связь слов в предложении

Ч. Упражнения в соединениях с буквами л, м

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Задание вопросов собесед.нику

76

Части речи

2

Учебно-познавательная. Коммуникативная

Устный  диалог

Овладение нормами речевого этикета

Средства контроля

(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)

Диктант

4

Изложение

9

Словарный диктант

4

Тестирование

1

Сочинение

3

Контрольная  работа

4

Итого

25

I четверть

Диктант (входной контроль)

Одинокий

Поздняя осень. За редкими берёзками видна узкая полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.

Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?

Журавль с опаской на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.

Орфографическое задание

I вариант

1.  Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.

  1. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву т.

Счас…ливый, интерес…ный, облас…ной, ус…ный, небес…ный, ужас…ный, ненас…ный, мес…ный, древес…ный, чес…ный.

II вариант

  1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной согласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
  2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву о.

 См…треть, повт…рить, з…нты, стр…на, сл…нёнок, в…л…синка, гл…зок, нас…лить, ч…сы, под…рить, выл…вить.

Словарный диктант

Морковь, рисунок, песок, компьютер, интересный, иней, пирог, малина, ракета,  остров, сегодня.

Итоговая контрольная работа за I четверть

I вариант

1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно? Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю. Фролову)

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1.  Повествовательное невосклицательное.

2.  Вопросительное невосклицательное.

3.  Повествовательное вопросительное.

3.  Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу

Шёл я по заросшей вырубке.

Солнце поднимается быстро.

В лесу появились первые проталины.

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.

5.  Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.

убежать, ужас, съесть, сорвать, история, истопить

6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.

 кусты, раздался, посвист, за, рябчик

Итоговая контрольная работа за I четверть

II вариант

1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю. Фролову)

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1.  Вопросительное восклицательное.

2.  Побудительное повествовательное.

3.  Побудительное невосклицательное.

3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.

Среди ветвей мелькнули серые тени.

Слева послышался шорох листьев.

Я увидел летящего орла совсем близко.

4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка

5.   Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.

перелетный,  городской,  пробег,  поездка,  бесшумный, погибают

6. (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное  распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.

друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.

II четверть

Контрольная     работа по   теме:  «Простое предложение»

I вариант

  1. Из предложений выпиши грамматические основы.

Сухая трава побелела от инея.

Лужи затянул тонкий ледок.

 К вечеру небо просветлело.

  1. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Мы любили играть под липами.

Ярко светит летнее солнышко.

3.  Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова.  Подчеркни их как члены предложения.

Я люблю читать (что?) ... и мечтать (о чём?)... .

Я выполнил рисунок (чем?)... .

4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.

Ель растёт во влажных лесах.

Игрушки висят на ели.

На поляне дети увидели ель.

5. Придумай   и   запиши   предложение,   чтобы   данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй  предложение по  цели  высказывания и  интонации.

сундук - подлежащее

лежать - сказуемое

старый - определение

чердак - обстоятельство

6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме .

Я лежу в душистой траве на лугу, Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

II четверть

Контрольная     работа по   теме:  «Простое предложение»

II вариант

1.  Из предложений выпиши грамматические основы.

С болота донесся журавлиный клич.

Холодный ветер легко продувает плащ.

В кустах за поляной раздался посвист рябчика.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.

Завтра мы пойдём в музей.

3.  Спиши  предложения,  найди и  подчеркни  все дополнения.

Дуб боится крепких морозов.

Отец быстро вскопал грядку.

4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка.

Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.

Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.

Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.

5.   Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

сорока - подлежащее

ухаживать - сказуемое

потомство - дополнение

заботливо - обстоятельство

свой - определение

6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

Словарный диктант

Трамвай, очень, газета, обычный, яблоко, шоколад, осина, шофёр, шелест, огород, медленно, гигант.

Диктант (итоговый за II четверть)

Кормушка

            Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.

             К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове  черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

(55 слов)

Примечание: Выделенные написания четко проговариваются учителем.

Орфографическое задание

I вариант

1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (сказуемыми).

2. Запиши слова в три столбика:

  1. слова с орфограммой в приставке;
  2. слова с орфограммой в корне;
  3. слова с орфограммой в суффиксе.

Буквы орфограммы подчеркни.

Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.

II вариант

1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (подлежащими).

2. Запиши слова в три столбика:

  1. слова с орфограммой в приставке;
  2. слова с орфограммой в корне;
  3. слова с орфограммой в суффиксе.

Буквы орфограммы подчеркни.

Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.

III четверть

Контрольная     работа по   теме:  «Части речи. Род и число имён существительных» (текущая)

I вариант

  1. Выпиши только имена прилагательные.

петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

  1. Распредели имена существительные в три группы по значению:
  1. животные
  2. помещения для животных
  3. профессии людей

свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня

  1. Запиши слова в три столбика по родам.

сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь

  1. Поставь имена существительные в форму единственного числа, запиши.

двери,  степи, озёра, растения, орлы, города, сады, деревья, мосты, дороги

  1. Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово     (обрати внимание на род или число существительных)
  1. луна, поляна, деревня, дядя
  2. деревья, перья, семья, стулья

6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни в каждом предложении главные члены.

Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.

III четверть

Контрольная     работа по   теме:  «Части речи. Род и число имён существительных» (текущая)

II вариант

1. Выпиши только глаголы.

петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

2.  Найди в каждой группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.

1) диван, стул, дверь, стол, шкаф

2) чай, кофе, сок, суп, кисель

3) ветер, снег, дождь, пожар, туман

  1. Запиши слова в три столбика по родам.

коктейль, решение, мебель, костюм, меню, сырость, высота, здание, ковёр

4. Поставь имена существительные в форму множественного числа, запиши.

стул, лестница, верёвка, доктор, смелость, учитель, волк, сапог, лиса

5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.

Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, обираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.

Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.

6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни все имена существительные как члены предложения.

Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.

Словарный диктант

Девочка, багаж, инженер, орех, территория, галерея, картофель, метро, аптека, болото, человек, восток.

Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»

I вариант

1. Отметь «х» все существительные мужского рода.

1.  □ ладонь

2.  □ огонь

3.  □ окунь

4.  □ ткань

5.  □ пень

2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.

1.  □ поля

2.  □ сравнение

3.  □ скорость

4.  □ чувство

5.  □ санаторий

3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы единственного числа.

1.  □ сапоги

2.  □ ворота

3.  □ пуговицы

4.  □ зеркала

5.  □ джинсы

4.  Отметь «х» все вопросы творительного падежа.

1.  □ кого?

2.  □ чему?

3.  □ кем?

4.  □ o чём?

5.  □ чем?

5.   Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.

1.  □ к дереву

2.  □ около деревьев

3.  □ у дерева

4.  □ над деревом

5.  □ возле дерева

6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.

1.  □ на озёрах

2.  □ в озёрах

3.  □ к озёрам

4.  □ об озёрах

5.  □ на озере

7.  Отметь «х» все предложения, в которых существительное книга стоит в именительном падеже множественного числа.

1.  □ Я люблю получать книги в подарок.

2.  □ Книги лежат на столе.

3.  □ Младший брат читает книги с картинками.

4.  □ Эти книги рассказывают о далёких звёздах.

5.  □ Учительница раздала новые книги.

8.  Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с дательным падежом.

1.  □ к

2.  □ в

3.  □ до

4.  □ по

5.  □ об

9. Отметь «х»  все существительные,  падеж которых определён неверно.

1.  □ через дорогу (В. п.)

2.  □ на реке (Д. п.)

3.  □ без окон (Р. п.)

4.  □ по земле (Д. п.)

5.  □ для мамы (В. п.)

10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.

1.  □ сестра

2.  □ дороги

3.  □ на стол

4.  □ школа

5.  □ лесом

11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.

1.  □ молодежь

2. □ КОНЬ

3. □ день

4. □ огонь

5. □ горечь

12. Отметь «х» существительное не 1-го склонения.

1.  □ дядя

2.  □ страна

3.  □ семья

4.  □ зеркала

5.  □ Стёпа

13. Отметь  «х»  все несклоняемые имена существительные.

1.  □ звено

2.  □ метро

3.  □ окно

4.  □ село

5.  □ кино

14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.

1.  □ за горами

2.  □ с дядей

3.  □ под тетрадью

4.  □ за водой

5.  □ под крышей

Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»

II вариант

1. Отметь «х» все существительные мужского рода.

1.  □ соболь

2.  □ метель

3.  □ уголь

4.  □ рояль

5.  □ соль

2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.    .

1.  □ гербарий

2.  □ облака

3.  □ уравнение

4.  □ письмо

5.  □ полёт

3.  Отметь «х» все существительные, у которых нет формы множественного числа.

1.  □ выносливость

2.  □ дело

3.  □ конфета

4.  □ мясо

5.  □ дерево

4. Отметь «х» все вопросы дательного падежа.

1.  □ кого?

2.  □ чему?

3.  □ чего?                                             '

4.  □ кем?

5.  □ кому?

5.  Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.

1.  □ за дорогой

2.  □ до дороги

3.  □ на дороге

4.  □ у дороги

5.  □ без дорог

6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.

1.  □ по реке

2.  □ о реках

3.  □ в реках

4.  □ o реке

5.  □ на реках

7.  Отметь «х» все предложения, в которых существительное самолёт стоит в именительном падеже.

1.  □ Самолёт стремительно поднялся в воздух.

2.  □ В небе мы увидели самолёт.

3.  □ Парашютисты покидали самолёт.

4.  □ Высоко над нами пролетел самолёт.

5.  □ Пассажиры заходили в самолёт.

8.  Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с предложным падежом.

1.  □ над

2.  □ о

3.  □ без

4.  □ для

5.  □ при

9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.

1.  □ в дом (И. п.)

2.  □ под снегом (Т. п.)

3.  □ на песке (Д. п.)

4.  □ около дома (Р. п.)

5.  □ к другу (Д. п.)

10.  Отметь «х»  все  существительные   в   начальной форме.

1.  □ под шкафом

2.  □ дом

3.  □ книги

4.  □ берёза

5.  □ карандашом

11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.

1.  □ зверь

2.  □ метель

3.  □ уголь

4.  □ олень

5.  □ радость

12. Отметь «х» все существительные не 1-го склонения

1.  □ свёкла

2.  □ дедушка

3.  □ рога

4.  □ земля

5.  □ Коля

13. Отметь «х» все несклоняемые существительные.

1.  □ пианино

2.  □ сито

3.  □ шоссе

4.  □ солнце

5.  □ небо

14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.

1.  □ под водой

2.  □ над ошибками

3.  □ с дедушкой

4.  □ над головой

5.  □ за помощью

Диктант (итоговый за III четверть)

Кукушонок.

На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.

Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.

Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.

По И. Соколову-Микитову

(64 слова)

Слова для справок: яички, его.

Орфографическое задание

I вариант

1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -инк- или -енк-

проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, паутина, калина        

2. Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.

душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица

Образец: товарищ— товарищам (Т- п., ед. ч.).

II вариант

1.        От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-, -ик- или -ек-.

чеснок, сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт

2.        Поставь каждое слово в форму дательного падежа единственного числа. Отметь окончания.

цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь

Образец: сестра— сестре(Д. п., ед. ч.).

IV четверть

Словарный    диктант.

Вокруг, пшеница, календарь, ботинки, помидор, лучше, лагерь, океан, библиотека, запад, привет, животное.

Контрольная работа на тему: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

I вариант

  1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.

Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда

  1. Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.

старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса

  1. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.

Летним днём мы шли по сосновому лесу.

Белый туман расстилается над тихими лугами.

  1. Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.

больший, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин

  1. Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.

грубый, умный, седой, сильный

образец: красивый – красив (м. р., ед. ч.)

6 (дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги.  Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.

Контрольная работа на тему: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

II вариант

1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.

ёлочная игрушка,  высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, широкий проспект, старое здание, зимние вечера, дальняя дорога, верный друг, весёлая история

  1. Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.

интересная книга,  на скором поезде, за высокой берёзой, у деревенского колодца

3.  Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.

По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки.

Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.

4. Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались.

лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный

  1. Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.

ласковы, ласкова, ласковая, мудрая, мудра, внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекрасен, прекраснейшая

6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги.  Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.

Итоговый контрольный  диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе» 

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.    

(68 слов)

Орфографическое задание

I вариант

        1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

в кроват... — в кроватк...

о мам... — о матер...

для мышк... — для мыш...

об отц... — о пап...

  1. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 11 предложению)

II вариант

        1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

к ел… - к ёлк…

в печк… - в печ…

о дочк… - о дочер…

о дед… - о дедушк…

  1. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 7 предложению

Литература

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе.  3 класс. М.,2009

  1. Псарёва Л.А. , Жиренко О.В. Поурочные разработки по русскому языку ( к учебному комплекту Л.М. Зелениной) , Вако, 2004.

  1. Узорова О.В. Диктанты по русскому языку . М., АСТ: Астрель, 2010

  1. Моршнева Л.Г. Рабочая тетрадь для учащихся. Проверочные работы по русскому языку 3 класс. В 2 ч., Саратов. Лицей, 2005.

  1. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты 3 класс. Экзамен, 2010 .

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.,1990

  1. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. прописи-ступеньки. Чистописание. 3 кл., в 4-х ч.. М.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...