Доклад "Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов"
статья по теме

Зорина Елена Сергеевна

Материал может быть использован как самостоятельный доклад и как текст -сопровождение к презентации "Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов", опубликованной ранее.  В работе рассматривается понятие ИКТ-компетентность ученика начальных классов, элементы ИКТ-компетентности распределены по группам УУД. Так же указывается какие элементы ИКТ компетентности формируются в процессе изцчения предметов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikt-kompetentnosti_2.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов

(текст доклада - сопровождение к  презентации)

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры.  Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребенок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации. Об этом свидетельствует наличие у детей различных гаджетов и весьма активное умелое применение их на практике. Учитывая это, вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет.

Как результат споров и исканий в этой области  произошло официальное введение во ФГОС начального общего образования второго поколения в рамках программы формирования универсальных учебных действий подпрограммы, указывающей элементы компетентности в области применения ИКТ. По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы.

Говоря проще, учитель начальных классов наряду с  умениями читать, писать, считать должен научить грамотно пользоваться ИКТ-технологиями каждого ребенка.

Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одним из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ- компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, подразумевающая умение решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями  и возможностями младшего школьника.

По пунктам УУД распределены и элементы ИКТ-компетентности:

1.При освоении личностных действий ведется формирование:

  1. критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
  2. уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

2. При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  1. оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  2. использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
  3. создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

3. При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  2. фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);     структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  3. создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  4. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  5. построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

4. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  1. создание гипермедиа-сообщений;
  2. выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  3. фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  4. общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).

    Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

    По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы. Вместе с тем, информатика в начальной школе не ведется как предмет, темы по информатике ведутся в рамках математики и технологии.

Но очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучается на других предметах.

«Русский язык»

Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.

«Литературное чтение»

Работа с мультимедиасообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Математика и информатика»

Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир»

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология»

Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство»

Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, натурной мультипликации, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Итак, по новым стандартам в области поиска, сбора, обработки, анализа, организации, интерпретации, предоставлении, передачи информации с помощью средств ИКТ учащиеся должны уметь:

  1. Осуществлять ввод текста – с клавиатуры; изображения – с видеокамеры; звука – с диктофона;
  2. Проводить цифровую обработку текстов, изображений, измеряемых величин;
  3. Выступать с аудио-, видео-, графическим сопровождением.

Довольно сложные, согласитесь, умения.

 Это значит, уже в начальных классах ученик должен составить выступление, суметь подобрать себе графический материал, видеофрагменты, каким-то образом это соединить (или в презентации, или, быть может, даже в сети Интернет) и выступить.

Реализуем это мы на своих уроках и внеурочной деятельности:

  1. В рамках работы над исследовательским проектом
  2. Создание заметок в газеты
  3. Участие в различных интернет-конкурсах и дистанционных мероприятиях
  4. Работа с блогом
  5. Ведение портфолио
  6. Работа с различными электронными тренажерами для закрепления ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное творчество - форма лингвистической компетентности учащихся начальных классов.

В материале представлены теоретические обоснования введения курса "Литературное творчество". Дан перечень творческих  письменных работ по развитию речи на три года....

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...

Диагностика ИКТ компетентности учащихся начальных классов

Анкеты для учеников и родителей, 5 диагностических работ...

Статья " Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов "

ИКТ-компетентность определяется как «общеучебное" умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех ...

Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов.

Создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников. Разработка и внедрение в образовательную систему комплекса мероприятий , способствующих  приобщению детей к формиро...

Формирование читательской компетентности для учащихся начальных классов

Способы работы над формированием читательской компетентности на уроках в начальной школе....

Развитие ИКТ-компетентности учащихся начальных классов через использование модели «1 ученик 1 компьютер» на примере занятия по внеурочной деятельности клуба «Я-гражданин России»

Тема: «Создание листовок. Акция «Не забудь поздравить ветерана!»Класс: 3- 4Цель: организация продуктивной деятельности учащихся по изготовлению электронных листовок к празднику 9 мая...