Интерактивное обучение.
материал по теме

Ромаданова Елена Владимировна

Статья посвящена интерактивному обучению в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.rar1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Проблема заключается в доминировании репродуктивного обучения, необходимого для формирования и развития общеучебных умений и навыков младших школьников, но не позволяющего в полной мере развивать ключевые компетентности учеников.

Мы наблюдаем: (1 Слайд)

– пассивность школьников в обучении;

– низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности;

– низкий уровень самостоятельности обучающихся;

– неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в ситуацию жизненную;

– снижение учебной мотивации уже к концу начальной школы.

Один из способов решения этой проблемы – освоение и применение интерактивных методов в обучении младших школьников.

Интерактивное обучение – это тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы обучения на диалоговые. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. (Слайд 2)

Учитель лишь направляет деятельность учащихся на достижение цели. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не столько закрепляют изученный материал, сколько изучают новый.

Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока. (Слайд 3)

Формами интерактивного обучения являются:

  1. работа в статичных парах или парах сменного состава;
  2. работа в малых группах;
  3. игровое сотрудничество.

Общими признаками всех интерактивных методов являются: (Слайд 4)

  1. ориентация на всю полноту содержания образования и компетентность личности как образовательную цель;
  2. ориентация на активную групповую познавательную деятельность;
  3. ориентация на сотрудничество или партнерство как основной способ взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Рассмотрим некоторые методические приёмы: (Слайд 5)

  1. Ролевая игра
  2. Пары и группы
  3. «Мозговая атака»
  4. «Общая дискуссия»
  5. Проекты
  6. «Общий галдёж»
  7. Рисование
  8. Воспроизведение информации

Ролевая игра

Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам

Пары и группы. Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

«Мозговая атака» Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Это приём используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

 Общая дискуссия. Возможность развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение.

Проекты - создание и презентация реального продукта;

«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование. Приём используется с целью развития

 - наблюдательности

 - навыков совместной работы

 - воображения

Воспроизведение информации.    

Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

При такой форме обучения от современного педагога требуется следующее: педагог должен иметь глубокую предметную подготовку; обладать эмоциональной гибкостью (выразительностью и устойчивостью), коммуникативной компетентностью, способностью к импровизации;

С первого класса обучающиеся работают в парах.  (Слайд 6)

Парная работа - начальная стадия формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной  деятельности с ними.

       Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

       Она формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

         Приведу пример занятия, проводимое в адаптационный период с первоклассниками.

 Тема: « Варежки»

Цель: выявление  и развитие способностей у детей устанавливать деловое отношения в совместной деятельности.

Время проведения: 15 минут.

Форма проведения: парная.

Оборудование: каждому ученику выдаётся шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном - улыбка, на другом- недовольное лицо(на обратной стороне указывается фамилия первоклассника). Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.

     Организация занятия.

           Мы предлагаем детям  разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. После того как учащиеся закончат работу, предлагаем им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющуюся рожицу, если не понравилось - грустную.

Примерами парной работы в последующем обучении является обсуждение текста, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов классу и т.д.

 Групповая форма работы (Слайд 7)

Она проходит при соблюдение нескольких условий.

1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.

2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.

3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

              Для решения проблемных задач и вопросов используется такой приём, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. (Слайд 8)

«Поиск информации» – приём интерактивного обучения, используемый, например, при работе с лингвистическими словарями. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти только в словарях русского языка.

Взаимооценивание и самооценивание одним из приёмов интерактивного обучения. Развитие оценочной самостоятельности детей дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность, т.к. выпадение любого из компонентов учебной деятельности (в том числе контроля и оценки) делает ее неполной и неполноценной.

               Следует отметить, что в современном понимании интерактивное образование – это обучение с использованием интерактивного оборудования. (Слайд 9)

Диалог может строиться на линии «ученик-компьютер». На уроках используются электронные образовательные ресурсы для начальной школы. Прежде всего, электронные учебные пособия, а также самостоятельно созданные дидактические материалы и средства наглядности, энциклопедии, справочники, словари.

Во внеурочное время проводится факультативные занятия

«Проектная деятельность». (Слайд 10)

Проектная деятельность – метод интенсивно-интерактивного обучения. Его преимущество в том, что он может быть как коллективным, так и индивидуальным. Результаты проектов могут быть представлены в виде рисунков, спектаклей, стихотворений, поделок и т.д. 

Проект « Распорядок дня».

              Цели проекта (поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

              Педагогические цели: развить такие качества личности ребенка, как аккуратность. Обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.

             Дети проявляют творчество в оформлении расписания. Это их собственные рисунки по часам иллюстрирующие активность в течение дня. То же самое в другом проекте иллюстрация с помощью аппликации, в третьем – это цифровые фотографии, Многие дети подбирают соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеивают их в нужном порядке.

              Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня;  практическим воплощением результата стал распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный на бумаге.

Во внеклассной работе мы исмользуем интерактивный приём, такой, как «использование ресурсных возможностей социокультурной среды». (Слайд 11)

Посещение музеев, выставок, театров; встречи с интересными людьми – все это способствует повышению уровня учебных достижений обучающихся, повышению уровня коммуникативной и социальной компетентности.

В результате применения интерактивных методов в обучении младших школьников происходит: (Слайд 12)

– развитие познавательной активности обучающихся;

– развитие интеллектуальной самостоятельности и повышение результативности обучения и воспитания;

– повышение уровня коммуникативной, социальной и информационной компетентности обучающихся;

– повышение уровня комфортности обучения;

– улучшается по некоторым показателям здоровье учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение является сегодня необходимостью. Оно позволяет в учебном процессе моделировать такие ситуации, которые будут развивать у школьников инициативность, способность предлагать новые проекты, нести социальную ответственность и уметь работать в команде.    В условиях интерактивного обучения мы наблюдаем целый ряд позитивных изменений в поведении, в деятельности, в личности обучающихся: (Слайд 13)

- развивается инициативность и личностная ответственность обучающихся за принимаемые ими решения;

- формируется адекватная самооценка и более высокий уровень притязаний;

- усиливаются мотивы самосовершенствования, самоизменения, возрастает чувство личностной включенности в образовательный процесс;

- повышается эмоциональная устойчивость;

-снижается уровень ситуативной тревожности;

- повышается уровень коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Презентация "Интерактивное обучение"

Презентация рассчитана для учителей и студентов....

Из опыта работы «Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения»

Опыт работы по проблеме: "Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения"...

Доклад "Интерактивное обучение"

доклад на тему "Интерактивное обучение"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Предлагаемая разработка представляет собой  описание теоретического  вопроса по проблеме организации уроков в режиме интерактивного обучения, а также систему уроков, проводимых  в услов...

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»...

Технология интерактивного обучения - обучение в сотрудничестве

         Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является интерактивная модель обучения. Современная образовательная ситуация в...