Статья "Развитие музыкально-танцевальных способностей детей"
статья по теме

Кавун Екатерина Николаевна

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №10»

СТАТЬЯ:

«О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ»

                  Автор:

Учитель ритмики и танца

Кавун Екатерина Николаевна


    Современное общество характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение по многому из того, с чем они сталкиваются.

    У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста. Большинство исследователей, изучающих биографии выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембранта, Г.Галилея, Петра 1, И.Ньютона, Ч.Дарвина и др.) пришли к выводам о том, что в детстве этих людей было характерно следующее:

- 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

- 75% выдающихся детей рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

- почти 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

- по крайней мере 75% из них были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью характера.

    Они получали удовольствие от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

    Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности (математической, музыкальной, танцевальной) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности. Интересны проблемы, связанные с музыкально-танцевальной одаренностью, выявлением и обучением таких детей. Английский исследователь Г.Ревет считает, что раньше всего в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, а затем – к математике.

Исследование одаренности в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее оно в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, не о выявлении музыкально – танцевальной одаренности, а о развитии танцевальных склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в «одаренность – высокий уровень развитие способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности» - по определению Большой Советской Энциклопедии.             Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения, способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам.

    В этой связи мне представляется наиболее значимым трехэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми. На первом, диагностическом этапе учитываются сведения о высоких успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестирований, социальных листов.

    Мной был разработан опросник для выявления танцевальных способностей детей, который предлагается родителям:

  1. в каком возрасте у Вашего ребенка проявились танцевальные способности?
  2. Что Вы предприняли тогда, заметив желание ребенка танцевать?
  3. В каком возрасте ребенок стал изображать воображаемых животных, героев?
  4. Какое занятие любимое у Вашего ребенка?
  5. Какими методами Вы поддерживаете интерес к творчеству у ребенка?

Главная задача родителей – не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.

    На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью психологических тестов. На наших занятиях предлагается тест американского психолога П.Торренса.

    Уникальные задания П.Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интеллектуальными, академическими и другими тестами. Большинство психологов считают, что «творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению». Как говорит П.Торренс «высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления». При отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений в искусстве. И, наоборот, наличие соответствующей мотивации, и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату. Обеспечивая лишь исполнительское мастерство. По определению итальянского исследователя Д.Рензулли, «одаренность – это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости». Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребенка. Но они служат основанием для дальнейшего отслеживания развития ребенка.

    На третьем этапе работы основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить способности детей. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.

    Мной была разработана программа «Ритмика и танец» для учащихся 2-4 классов. Программа ориентирована не только на развитие физических качеств, здоровьесбережение, развитие танцевальных и музыкальных способностей, но и на развитие индивидуальных танцевальных способностей детей. У детей появилась возможность проявить свои танцевальные способности не только на уроках, но и на занятиях танцевального кружка. Показывают свои достижения на детских утренниках и праздниках, концертах. Кроме того, воспитываются такие качества, как упорство, настойчивость и стремление доводить дело до конца. Одной из задач моей работы является выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования – развитие способностей.

    На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы с одаренными детьми:

  1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований.
  2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывая их склонность и интересы.
  3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленными на развитие и углубление их способностей.
  4. педагогам необходимо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...

«О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий ...

«О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий ...

«О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий ...

Программа музыкально-танцевального направления в работе лагеря «Живи танцуя»

Программа музыкально-танцевального направления в работе лагеря «Живи танцуя»Цель: эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства.Задачи:· Организация содержате...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...