Программа курса по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме
Пояснительная заиска и тематическое планирование по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_azbuka_dobra.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Общая характеристика учебного курса.
Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Специфика курса.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Место учебного курса в учебном плане.
В неделю – 1 час.
Всего – 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ученого курса.
Личностные результаты.
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Метапредметные результаты.
В материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Предметные результаты.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
Школьный этикет | ||||
1 | Мы пришли на урок. | 1 | ||
2 | Правила поведения на уроке | 1 | ||
3 | Зачем нужны перемены? | 1 | ||
4 | Правила поведения на перемене | 1 | ||
5 | Мы – в школьной столовой. | 1 | ||
6 | Правила поведения в столовой | 1 | ||
7 | Как быть прилежным и старательным. | 1 | ||
Правила общения | ||||
8 | Зачем нужны «вежливые» слова | 1 | ||
9 | Доброжелательность | 1 | ||
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | ||
11 | Общение по телефону | 1 | ||
12 | Мой учитель. | 1 | ||
13 | Общение со взрослыми | 1 | ||
14 | Добро и зло. | 1 | ||
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | 1 | ||
16 | Эмоции. | 1 | ||
17 | Наши имена. | 1 | ||
18 | Моя семья. | 1 | ||
О трудолюбии | ||||
19 | Старательность - помощник в учебе | 1 | ||
20 | Старательность - помощник в учебе | 1 | ||
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | ||
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | ||
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | ||
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | ||
Культура внешнего вида | ||||
25 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | ||
26 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | ||
27 | Учимся не болеть. | 1 | ||
28 | Каждой вещи свое место. | 1 | ||
Внешкольный этикет | ||||
29 | Правила поведения на улице. | 1 | ||
30 | Правила поведения в транспорте. | 1 | ||
31 | Правила поведения в гостях. | 1 | ||
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | ||
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 |