Программа курса по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Чебакова Наталья Владимировна

Пояснительная заиска и тематическое планирование по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_azbuka_dobra.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой,  В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Общая характеристика учебного курса.

Цель:  формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Специфика курса.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Место учебного курса в учебном плане.

В неделю – 1 час.

Всего – 33 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ученого курса.

Личностные результаты.

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Метапредметные результаты.

В материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.  К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Предметные результаты.

 Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

 Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

 Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

 Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

 Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема

Кол-во

часов

дата

план

факт

Школьный этикет     

1

Мы пришли на урок.

1

2

Правила поведения на уроке

1

3

Зачем нужны перемены?

1

4

Правила поведения на перемене

1

5

Мы – в школьной столовой.

1

6

Правила поведения в столовой

1

7

Как быть прилежным и старательным.

1

Правила общения  

8

Зачем нужны «вежливые» слова

1

9

Доброжелательность

1

10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

11

Общение по телефону

1

12

Мой учитель.

1

13

Общение со взрослыми

1

14

Добро и зло.

1

15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

16

Эмоции.

1

17

Наши имена.

1

18

Моя семья.

1





О трудолюбии      

19

Старательность -  помощник в учебе

1

20

Старательность -  помощник в учебе

1

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

23

Бережливость: каждой вещи своё место

1

24

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Культура внешнего вида  

25

Основные правила Мойдодыра.

1

26

Основные правила Мойдодыра.

1

27

Учимся не болеть.

1

28

Каждой вещи свое место.

1

Внешкольный этикет  

29

Правила поведения на улице.

1

30

Правила поведения в транспорте.

1

31

Правила поведения в гостях.

1

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1