ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (внеурочная деятельность) «Азбука здоровья» (1 класс)
рабочая программа по зож (1 класс)

Калачева Марина Валентиновна

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_azbuka_zdorovya.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

ПРОГРАММА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(внеурочная деятельность)

«Азбука здоровья»

(1 класс)

учителя начальных классов высшей категории

МБОУ "ЦО № 47" Калачевой Марины Валентиновны

 

                                                        Срок реализации программы  - 1 год        

Количество часов в год  - 33 ч

Петелино

2019-2020 уч. год

                             «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»

Сократ

Пояснительная записка

              Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

              От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни. Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

             В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

             Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

             Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

             Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

Цель программы:

 Задачи программы:

  • Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
  • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни

        При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

        Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

  • Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Программа рассчитана на  1 час в неделю.

1 год обучения - 33  часа;

Методы и приёмы работы.

        Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Ожидаемые результаты

  • Осознавать себя гражданином РК и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
  • Формулировать самому простые правила поведения в природе.
  • Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
  • Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
  • Составлять план выполнения задач.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.        
  • Предполагать, какая информация необходима.
  • Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.        
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
  • При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
  • Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тематическое планирование

№ урока

(недели)

Тема урока

Количество часов

теория

практика

        Дружи с водой.

1

Роль Воды в жизни человека. Советы доктора  Воды. Дидактическая игра «Правильный совет»

1

2

"Да здравствует мыло душистое". Друзья Вода и Мыло. Как правильно умываться.

0,5

0,5

Забота об органах чувств.

3

"Береги глаз, как алмаз!" Глаза – главные помощники человека. Гигиена зрения. Профилактика косоглазия и близорукости Упражнения для глаз.

0,5

0,5

4

Чтобы уши слышали. Как правильно ухаживать за ушами.

0,5

0,5

5

Зачем человеку кожа.

Кожа - надёжная защита организма.

1

6

Если кожа повреждена. Виды повреждений: ушиб, ожог, обморожение. Первая помощь при различных травмах кожи. Профилактика травматизма.

0,5

0,5

Уход за зубами

7

Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

1

8

 Чтобы зубы были здоровыми. Правила ухода за полостью рта и за зубами.

0,5

0,5

Уход за руками и ногами.

9

«Рабочие инструменты» человека. Правила ухода за ногтями.

0,5

0,5

10

Не видать грязнулям счастья. Правила личной гигиены. Загадки о предметах личной гигиены.

0.5

0,5

Как следует питаться

11

Питание – необходимое условие для жизни человека. Вредная и здоровая пища. «Чипсы – вред или польза?»

1

12

Витамины и их роль в жизни человека. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».

1

13

Здоровая Пища для всей семьи.

Составление правильного меню на день для семьи.

1

Как сделать сон полезным

14

Сон – лучшее лекарство. Что необходимо для здорового сна.

1

"Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение". 

Настроение в школе

15

Как настроение? Каждый из нас создатель хорошего настроения в классе. Роль настроения в жизни каждого. Наш дружный коллектив. Разбор школьных ситуаций.

0,5

0,5

Настроение после школы

16

Я пришёл из школы. Мои способы улучшить свое настроение дома. Доброжелательная обстановка в семье - мое хорошее настроение.

1

17

Конкурс семейных фотографий " Отдых и увлечения в семье".

1

Поведение в школе

18

Я – ученик. Мои права и обязанности. Правила поведения в школе (в классе во время перемен, в столовой. в коридоре, на лестнице)

1

19

Просмотр и обсуждение  видеороликов о правилах поведения в школе. Разыгрывание и разбор предложенных учителем ситуаций из жизни класса.

1

        Вредные и невредные привычки

20

Что мы должны знать о вредных привычках. Здоровый образ жизни. Здоровые привычки - здоровый образ жизни. Пословицы и поговорки о здоровье.

1

21

Роль режима дня в жизни каждого человека. Составление режима школьника.

0,5

0,5

22

Конкурс плакатов (эмблем) на тему "Мы за здоровый образ жизни" и их защита.

1

23

"Телевидеомания", "Компьютеромания", "Игромания" -  болезнь века. Чем можно заменить эти вредные привычки.

1

Мышцы, кости и суставы

24

Скелет – наша опора. Роль скелета в опорно-двигательной системе человека. Осанка – стройная спина. Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника.

1

25

Требования к комплексу утренней гимнастики. Составление комплекса утренней гимнастики.  Разучивание комплекса.

1

Как закаляться

26

Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства закаливания. Игра "Соберем цветок здоровья"

1

Как правильно вести себя на воде, в лесу

27

Роль воды в жизни человека. Солнце. воздух и вода - наши лучшие друзья. Правила безопасности на воде.

1

28

Доктора природы. Лекарственные и ядовитые растения. Викторина"Знай и запоминай"

0,5

0,5

29

Экскурсия в весенний лес. Правила поведения в лесу с точки зрения сохранения здоровья. Опасности, подстерегающие нас в лесу (ядовитые грибы и растения, опасные насекомые)

1

30

Разучивание русский народных игр на свежем воздухе (" Зайки", "Растеряхи", " У медведя во бору").

1

31

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе ( "Зайцы и капуста", " Картошка ", "Выше ноги от земли")

1

32

Проект "Береги свое здоровье" и его защита (участие в конференции научно-исследовательских работ)

1

33

Подведение итогов, награждение активных учащихся. Задание на лето. "Лето и здоровый образ жизни" (сбор фотографий по теме летнего задания)

1

Итого:

19

14

Список использованной литературы

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
  2. Классные часы: 1 класс/ Авт. - сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Гигиена. Румянцев Г.И., Воронцов М.П. - М.: Логос, 2006. - с.90.
  4. Твое здоровье. Укрепление организма. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. – СПб.: 1998.

5.

Интерактивная книжка «Гигиена детей» Источники информации

     6. Детям о здоровье. Здоровье всех от А до Я. // С. Шмаков//– 2007. – №2.  

        – С.94-128.
        Рассматривается понятие здорового образа жизни, об искусстве  

         здоровой  жизни, умении укреплять свое здоровье.

   

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

  • Катаев, В.П. Цветик-семицветик: сказки /В.П.Катаев. - М.: «СТРЕКОЗА-ПРЕСС»,2003. - С.5-21.
  • Михалков, С.В. Как медведь трубку нашёл: сказка /С.В. Михалков. - М.: Дет. лит.1981. - 20 с.
  • Осеева, В. А. Лекарство / В.А. Осеева //Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А. Осеева. -М.: «Книги «Искателя», 2003. - С.38-39.
  • Сутеев, В.Г. Про Бегемота, который боялся прививок: по мотивам сказки М.Мацуорека /В.Г. Сутеев // Сутеев, В.Г.
  • Чуковский, К.И. Мойдодыр. Федорино горе /К.И. Чуковский // Чуковский, К.И.Сказки /К.И. Чуковский. - М.: СТРЕКОЗА, 2000. - С.38-45, 62-71.

Если хочешь быть здоров...:

тематический список стихотворений, которые можно использовать в работе с младшими школьниками по ЗОЖ

о здоровье и болезнях

  • Барто, А.Л. Володя болен /А.Л. Барто //Барто, А.Л. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2:Стихи и поэмы /А.Л. Барто. - М.: Худож. лит., 1981. - С.369.
  • Барто, А. Л. Мы с Тамарой /А.Л. Барто //Барто, А.Л. Мы с Тамарой /А.Л. Барто. - М.:Изд-во «Бамбук», 1999. - С.91-96.
  • Михалков, С.В. Грипп. Как у нашей Любы... Прививка. Про девочку, котораясама себя вылечила. Тридцать шесть и пять /С.В. Михалков //Михалков, С.В. Стихии сказки /С.В. Михалков. - М.: Планета детства; Изд-во АСТ; Изд-во Астрель, 2000. -
    С.18-20, 46, 49-50, 58-60. - (Хрестоматия школьника).
  • Михалков, С.В. Письмо ко всем детям по очень важному делу: по Ю.Тувиму /С.В.Михалков //Любимое чтение для детей от 5 до 7 лет: сказки, стихи, рассказы:хрестоматия. - М.: «Планета детства», 2002. - С.9-10.
  • Мошковская, Э. Любимые стихи /Э.Э. Мошковская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.

О борьбе с вредными привычками

  • Барто, А.Л. В мороз /А.Л. Барто //Барто, А.Л. Стихи детям /А.Л. Барто. - М.: Дет. лит.,1981. - С.565. - (Б-ка мировой литературы для детей. Т.22, кн.4).
  • Михалков, С.В. Как медведь трубку нашёл: сказка /С.В. Михалков. - М.: Дет. лит.,1981. - 20 с.
  • Г.Б. Остер //Остер, Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.

О правильном питании

  • Есеновский, М. Пуговица /М. Есеновский //Классики:лучшие стихи современных детских писателей. - М.: Дет. лит., 2003. - С.58-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья", 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья", 4 класс, 2016- 17 уч. год...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой , Н. А.Лемя­скиной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой,  Н. А.Лемя­скиной  для 1-4 ...

Внеурочная деятельность "Азбука здоровья" 2 класс

Здоровьесберегающее направление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 2 класс 68 часов

Рабочая программа по курсу "Азбука здоровья" разработана с учетом ФГОС, расчитана на 68 часов. Возраст учащихся 8-9 лет (2 класс)...