Проект "Литературное развитие учащихся на уроках чтения"
материал по теме

Петрова Татьяна Анатольевна
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Литературное развитие определяется как процесс, благодаря которому происходит формирование научного мировоззрения, обогащение знаниями об окружающем мире, воспитание таких качеств личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие. В условиях модернизации образования урок чтения в начальной школе – это далеко не тот урок, о котором говорили десять лет назад. Это урок литературного чтения, задачи которого – воспитать уже в начальной школе квалифицированного читателя-школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

                                   Министерства образования Чувашии

                                   Кафедра начального образования

Проект

по теме:

Литературное развитие учащихся на уроках чтения.

Научный руководитель - Кульева А. Р.  

уч. степень, звание к.п.н., доцент.

Должность зав. кафедрой начального образования.

Выполнен – Петрова Т. А.

Учителем МБОУ «Шихабыловская ООШ» 

Урмарский район  

                                                   

                                                Чебоксары

                                                      2012

    Проблема: Затруднения, испытываемые младшими школьниками в работе с лирическими произведениями.

    Цель: Выявить эффективные способы организации творческих работ по литературному чтению.

Задачи:

  1. Ознакомиться с требованиями ФГОС НОО к предметным результатам.
  2. Изучить литературу о специфике изучений лирических произведений.
  3. Подготовить материалы для тематического портфолио.

    Ожидаемый результат: Освоение педагогом информации об организации и проведении уроков литературного чтения по требованиям ФГОСТ.

    Конечный продукт:  Тематическая папка в портфолио.

                                  Содержание проекта:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Использованная литература и ресурсы.

                                    Введение

     Очень часто учителя начальных классов говорят о том, что самыми сложными для них в проведении и организации являются уроки литературного чтения. Объясняется это вполне объективными причинами. Во-первых, поколение учителей, которое наиболее массово сейчас и активно работает, не получало знания по теории литературы в рамках учебных планов педвузов. Теоретические основы литературы осваивали только на филологических факультетах. Во-вторых, само отношение к литературе в настоящий момент не адекватно тому значению, которое литература имеет. Преподается эта дисциплина в младших классах преимущественно как познавательно-развлекательное «чтиво», в связи с чем на уровне подсознания у обеих сторон учебного процесса возникает информационный, психологический и эстетический дискомфорт. Уроки получаются неинтересными в большинстве случаев. Они имеют невнятные цели и задачи, невнятное содержание, сводятся к репродуктивной деятельности учеников и имитации анализа художественного произведения со стороны учителя.

    Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

     Литературное развитие определяется как процесс, благодаря которому происходит формирование научного мировоззрения, обогащение знаниями об окружающем мире, воспитание таких качеств личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

     В условиях модернизации образования урок чтения в начальной школе – это далеко не тот урок, о котором говорили десять лет назад. Это урок литературного чтения, задачи которого – воспитать уже в начальной школе квалифицированного читателя-школьника.

     Языковая способность человека понимающего – одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение / слушание и сопровождающие их понимание / осмысление произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, ее творческого компонента.

     Динамика понимания ребенком смысла чужой речи рассматривается в широком смысле слова как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста – как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит становление самосознания и самоопределения младшего школьника как личности. В идеале, полнота, глубина, цельность и эстетичность понимания характеризуют как сам процесс освоения произведения искусства слова, так и его результат.    

     Известно, что для детей начальной школы характерен «наивный реализм» - полное отождествление литературы и жизни, непонимание условного мира искусства. Дети с интересом читают. Говорят о собственных переживаниях по поводу прочитанного, но не видят автора, его отношения к героям, событиям.

     Задача учителя – совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, увидеть не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал.  

     Понимание чужой мысли, высказанной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого, «деятельного» состояния. «Чувство оценивающей активности», которое по М. М. Бахтину, владеет автором, порождающим, к примеру, метафору или сравнение, может передаваться читателю. Опираясь на научные исследования лингвистов, психологов, психолингвистов, литературоведов, психофизиологов, в активности читателя можно отметить следующие действия. Ритмомелодическая и звуковая сторона речи воздействует на чувственное восприятие и вызывает отклик на физиологическом уровне.

     Особенно сложно работать с детьми над лирическим произведением, так как поэзия подчинена совсем иным законам. Язык поэзии другой, не тот обиходный, к которому мы привыкли. Язык поэзии образный, яркий, наполненный сравнениями, метафорами, эпитетами. В поэзии действует другое измерение, другая логика. Нельзя ничего понять в стихотворении, если подойти к нему с прозаической меркой: оно рассыплется, станет пустым набором слов. Слово-образ в поэзии наполнено мыслями, чувствами, переживаниями автора.

     Читать стихи – значит читать между строк, чтобы понять поэтическую идею стихотворения. Вот почему словарную работу нельзя проводить до анализа лирического произведения. В поэзии осмысление слов до конца понятно лишь в контексте. Конечно, слово и поэзии обладает закрепленным за ним объектным смыслом, но в поэзии важно понять, что стоит за этим словом-образом, что хотел сказать автор.

     Научить читать лирическое стихотворение учащихся, разбудить их воображение, их поэтический талант – сложная задача учителя. Методика чтения и анализа стихотворения должна быть связана с учетом основных особенностей лирических произведений(анализ стихотворения с сюжетной основой схож с анализом рассказа):

     - в лирических стихотворениях отсутствует развернутый сюжет;

     - предметом лирики является внутренний мир человека в его движении, его чувства;

     - непосредственные переживания отодвигают на второй план жизненные ситуации;

      - проникновение в мир авторских мыслей и чувств, углубление непосредственного эмоционального впечатления учащихся должно быть основой анализа стихотворения;

     - работа над многозначностью слова в поэзии, мелодией, ритмом, рифмой, повышенной эмоциональностью, должна идти параллельно работе над поэтической идеей стихотворении;

     -работа над выразительным чтением должна быть органической частью анализа текста;

     -использование музыкальных произведений с целью воссоздания образа – переживания автора, мера чувств лирического героя будит мысль учащихся.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках чтения и письма».

Работать над развитием познавательного интереса – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предмет...

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках чтения, изобразительного искусства, труда

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В творчестве человек видит свой идеал счастья: художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и...

ДОКЛАД «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках чтения и письма».

Работать над развитием познавательного интереса – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых п...