Развитие творческой деятельности учащихся на уроках чтения, изобразительного искусства, труда
статья

Шалбецкая Ирина Николаевна

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В творчестве человек видит свой идеал счастья: художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и конструктор создают машину, самолёт, корабль; учитель провидит в своём ученике будущего Ломоносова или Ахматову. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы, одухотворённые вдохновением; нет сомнения в том, что творчество - это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках чтения, изобразительного искусства, труда

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В творчестве человек видит свой идеал счастья: художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и конструктор создают машину, самолёт, корабль; учитель провидит в своём ученике будущего Ломоносова или Ахматову. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы, одухотворённые вдохновением; нет сомнения в том, что творчество - это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.

Что такое творчество? Это созидание, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Таково научное определение. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям, воображение-первая ступенька к творчеству, в селекции, выращивании растений и животных, приготовлении блюд и сервировке стола, пошиве одежды и т.д.). Впрочем, эти элементы творчества могут быть сведены, в конечном счёте, к искусству, изобретению, науке.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание-имитация, хотя в любой деятельности могут иметь место, и даже необходимы, и алгоритмические действия, и подражание. Так, писатель использует слова, которые до него употреблялись множество раз, следовательно, языковое творчество проявляется в наилучшем, необычном выборе слов, в их сочетаниях с другими словами, в придании словам оттенков значения, переносных смыслов.

Конструктор, проектируя новую машину, вводит в неё целые узлы, механизмы передач, агрегаты, которые до него использовались и в других машинах; творческую же часть составляют новые решения, новое использование уже известных узлов и деталей, изобретения новых, а так же технология и новое применение созданной машины.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, без думное повторение чужих мыслей (даже мудрых!) не составляет творческого элемента.

К сожалению, известно немало случаев, когда творчество понималось лишь как отрицание старого, его разрушение.

Совместно ли творчество с начальным обучением?

Начальное обучение может быть построено на целых системах творческих решений и открытий, то есть такие задачи, решения которых в глобальном смысле не является творчеством, но в деятельности школьников субъективно таковым является.

Чтение, труд, изобразительное искусство дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе.

Основное место на уроках трудового обучения занимает практическая работа учащихся, в результате которой создаётся изделия определённого функционального назначения. Учащихся в большинстве случаев ориентируются на создании копии изделия, демонстрируемом учителем в качестве образа. Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможно, лишь на этапе оформления изделия. На уроках труда задания творческого характера связаны с изменением конструкции изделия (количества, формы, размеров, способов соединения комплектующих деталей), с заменой материалов и с различным оформлением изделия.

Формирование у учащихся умение решать и составлять задание творческого характера целесообразно осуществлять поэтапно.

  1. этап-научить учащихся целенаправленно анализировать объекты

труда

  1. этап-формировать у младших школьников умение выполнять

задания творческого характера, разработанные учителем.

  1. этап-научить учащихся составлять и выполнять собственные

варианты заданий творческого характера.

Использование на уроках труда заданий творческого характера позволяет организовать практическую работу учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Широкие возможности для творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мыслей, воображения, самостоятельности инициативы; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерно ярко выраженная эстетическая направленность.

Воспитание творческой активности у младших школьников означает, прежде всего, развитие у них потребностей познавать мир и творчески использовать полученные знания своей деятельности.

Особенно важно, чтобы младшие школьники самостоятельно решали композиции декоративных и тематических рисунков. Для привлечения внимания детей к этим видам рисования, для активизации их творческой мысли эффективными средствами являются предварительные работы (наблюдения, наброски, зарисовки, рабочие эскизы, различные способы декоративной стилизации).

Необходимо давать школьникам задания: выполнять рисунки на свободные темы, что заставляет их проявить максимум самостоятельности и творческой активности.

Большое воздействие оказывает поощрение детей за самостоятельный выбор темы, сюжета, рисунка, оригинальную композицию.

Работа с театром кукол позволяет развивать творческие умения и навыки учащихся. С помощью классного театра кукол можно ставить такие спектакли, которые невозможно поставить другим способом. Учу ребят правильно воспринимать увиденный спектакль. Предлагаю детям вспомнить пословицы о дружбе, о взаимовыручке, написать отзыв (что больше всего понравилось, и кто лучше исполнял свою роль). А если бы тебе поручили сделать декорации к спектаклю? Предлагаю нарисовать то, что понравилось и запомнилось в спектакле.

Участие в спектакле развивает ребёнка: он учится говорить правильно и понятно, старается передать в своём чтении мысли и чувства героев. В процессе подготовке спектакля развивается творчество, фантазия, умение трудится в коллективе, взаимопомощь. При чтении роли ребёнок старается внести в свою речь живую интонацию героя: хвастливо распивает песенку Колобка, «хитро» говорит за Лису.

Кукольный театр обогащает детскую память, участие в общей работе расковывает детей, позволяет учителю наблюдать за тем, как проявляются творческие способности учащихся.

Детское творчество неисчерпаемое. Его питательная среда- чувство тайны, которую так хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества- огромная радость, которую она даёт и ученику, и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

В статье описываются три блока системы творческой деятельности в начальной школе: 1) воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности; 2) самовыражение индивидуальност...

Статья воспитателя ГПД РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЧТЕНИЮ

Статья воспитатель ГПД РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЧТЕНИЮ...