Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Хайриева Елена Вячеславовна

В статье описываются три блока системы творческой деятельности в начальной школе: 1) воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности; 2) самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество; 3) элементы исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются разные виды работ по родному языку для развития творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Ведь школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. В творчестве человек видит свой идеал счастья. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы одухотворенные вдохновением. Нет сомнения в том, что творчество – это волшебная шапка, под которой расцветает счастье.

Что же такое творчество? Это созидание, это «деятельность», результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

В повседневности же творчеством обычно называют, во первых, деятельность в области искусства, во вторых, конструирование, создание и реализацию новых проектов, в третьих, научное познание. Этим, конечно, не ограничивается вся область творчества; элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книг ( сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), выращивание растений и животных, приготовление блюд и сервировка стола и т. д.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых!) не составляет творческого элемента. Само собой, что творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она дерзает творить. Следовательно, творчество это не всплеск эмоций, оно не  отделимо от знаний, умений; эмоции сопровождают творчество, повышают тонус его протекания. Давайте рассмотрим, что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе?

Охарактеризуем три блока этой системы.

Во первых, это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности , общительности, речевой познавательности, общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Указанные предпосылки творческой деятельности школьнику формируют такие средства обучения родному языку, как сказки и загадки; уроки чтения, языковые игры, различные олимпиады, конкурсы, викторины, решение задач по языку (субъективно – творческие задания), выступления учащихся на утренниках и на обычных уроках, если эти выступления выходят за рамки повседневности и стандартности.

Второй блок- это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражение – это сочинение, даже самое простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул. В сочинениях всегда выражается личность пишущего ( даже в самом примитивном). Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах и т. д. В детских рисунках, в  их лепке обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности. Личность выражает себя в манере чтения, диалога, играх, решении задач и другой деятельности.

Третий блок системы – это элементы исследовательской деятельности учащихся. В этот блок входят следующие виды работ по родному языку:

а)наблюдения над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над структурой текста, простейшие сообщения.

б)построение языковых структур – таблиц склонения и спряжения, схем предложений различных типов, алгоритмов решения грамматико-орфографических задач по правилам.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны. Которую так хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику и учителю.

Несомненно, каждый учитель в своей работе старается использовать на своих уроках различные задания и упражнения. Содержащие творческие элементы.

В наши дни выпускаются сборники с творческими заданиями по русскому языку для учителей и учащихся по разным темам. В методических разработках встречаются задания на развитие творческого мышления. Хочу поделиться несколькими видами заданий и упражнений по русскому языку, которые использовала на уроках.

Например, при изучении темы «Имя прилагательное» детям предложено такое упражнение: прочитайте орфографически слова, исследуйте и придумайте задание.

(Мороз, красное, грустная, песня, проворные, лютый, ручьи, солнце).  Дети рекомендуют разбить слова в два столбика

Существительные: песня, солнце, ручьи, мороз.

Прилагательные: красное, грустная, лютый, проворные.

Какой столбик вам знаком? Исследуйте , докажите, что это имена существительные. Обозначают явления природы и отвечают на вопрос « что?»

Прочитайте второй столбики докажите, что это не имена существительные и не глаголы. На какие вопросы отвечают эти слова? Прочитайте пары слов по строчкам Что заметили? Почему нельзя сказать « песня красное». Соедините пары слов правильно. ( Дети составляют словосочетания и делают вывод).

Упражнение с использованием загадок: Угадай, что за зверь?

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. (Заяц)

Назовите те слова, которые помогли вам угадать ( признать ) зверька. Дети называют имена прилагательные и объясняют, что они обозначают: серая и белая – цвет; длинный и короткий – размер.

Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Допишите слова, признаки которых названы:

Золотая …………………….  ; синее …………………….; высокий ………………….. ; разбитое …………………………… ;

Сварливая ……………………. .

Запишите, какими бывают:

Улыбка …………………………………..                               Слова для справок: строгий, добрая, красивая, злой ,

Взгляд ……………………………………                                                                      лёгкая, и т.д.

Походка ………………………………..

5. Минутка чистописания: Букву, с которой мы будем работать, вы найдёте в первом столбике-существительные множественного числа. Эта буква обозначает в нём согласный непарный мягкий глухой звук. Какая это буква?

6. Т. з. на открытие способов словообразования. Для  этого нужно отказаться от прямого сообщения детям сведений о приставке и суффиксе, а поставить вопрос проблемно. Возьмём дерево родственных слов и выясним, во первых, от какого слова произошли родственные слова, при помощи каких средств они образовались?

Сад- садовник, садик, рассада, посадка.

Так, школьники, решая СТЗ открывают для себя приставки и суффиксы.

7. В качестве творческого задания можно  можно использовать морфологические шарады «Составь слово», «Образуй слово».

Корень тот же, что в слове « сказка». Суффикс тот же, что в слове «извозчик». Приставка та же , что в слове «расход». Получаем слово «рассказчик»

8. Расшифруй схему, которая состоит из а)корень и окончание  б) корень, суффикс и окончание в) приставка, корень, суффикс и окончание.

9. Изобретение языковых игр и правил игры, различные кроссворды, быстрый подбор слов по какому либо признаку, на одну букву,  ассоциативному признаку.

При работе над словарными словами можно дать такое задание: подобрать слово, которое ассоциируется со словарным, которое помогает правильно написать орфограмму. При знакомстве со словом дети подбирают слова, ассоциирующие с этим словом: море, волна, палуба, и т.д.

 10. Для развития творческого воображения на уроках русского языка можно учить составлять фантограммы. Связано это слово со словом «фантазия». Фонтограмма- мини сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестественном, нереальном виде. Эти задания позволяют поддерживать познавательный интерес, обогащающий словарный запас.

Тема фантограммы «Что-бы было, если ручка подсказывала?». «Что – бы было, если машина летала»

«Шел урок русского языка, Ваню вызвали  прокомментировать предложение, вставить пропущенные буквы и объяснить правописание. Но он не знал правил. Ему подсказала ручка. Она тихо прошептала: «безударная гласная».

11. Творческое задание можно использовать на уроках развития речи, а так же при проверке знаний в письменных работах.

Использованная литература:

Начальная школа №4  2009г

Начальная школа №1   2008г

Начальная школа №6   2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка

Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках чтения, изобразительного искусства, труда

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В творчестве человек видит свой идеал счастья: художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и...