Подборка упражнений на основе ТРИЗ
методическая разработка по теме

Кондрашова Надежда Витальевна

При использовании данных упражнений закладывается фундамент для развития креативного мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lzhezagadki.docx13.02 КБ
Файл voobrazhenie.docx71.71 КБ
Файл myshlenie.docx41.11 КБ
Файл pamyat.docx213.4 КБ

Предварительный просмотр:

Лжезагадки.

Лжезагадка - загадка, использующая прием "ложная альтернатива". Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Для объяснения понятия детям предлагается отгадать две аналогичные загадки (одна обычная, другая - "лже-") и сравнить их.

Кто написал "Мойдодыр" - Маршак или Михалков?

Кто написал "Мойдодыр" - Маршак или Чуковский? (В первом случае - лжезагадка)

После этого тренинг: учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
  2. Что растет не березе - яблоки или груши?
  3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  4. Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
  5. Столица России - Москва или Минск?
  6. Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
  7. Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
  8. В слове слон 3буквы или 5?
  9. Звук А звонкий или глухой?
  10. Среда 5 или 7 день недели?
  11. У треугольника 4 угла или 6?
  12. 5 это 3 и 3 или 2 и 4?
  13. Медведь это насекомое или птица?
  14. У квадрата две стороны равны или три?
  15. Прямоугольник это фигура у которой острые углы или тупые?
  16. Выбери зимний месяц: сентябрь или август?



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие воображения.

1.Игра «Кузнечик».

Игровое поле представляет собой цветочную клумбу в форме циферблата часов.                                                                                                                             Кузнечик прыгает с цветка на цветок, выполняя команды: "по часовой" и "против часовой" стрелке. За ним наблюдает воробей, сидящий в центре клумбы.                                                                                                                                     В начальный момент кузнечик сидит в двенадцатом цветке и может прыгнуть только на ближайший к нему кружок.                                                                     Ведущий подает команды, ведомый угадывает, на каком цветке сидит кузнечик и указывает на какой цветок смотрит воробей.                                  Например: Кузнечик сидит на двенадцатом цветке и выполняет команды: По часовой, по часовой, по часовой, против часовой. На каком цветке сидит кузнечик теперь? (Ответ - на втором).

2.Тренируемся воображать.

Учитель показывает волшебное блюдечко". Если его хорошенько представить у себя на парте или мысленно подвесить в воздухе перед глазами, на нем будут появляться воображаемые предметы. Дети внимательно рассматривают блюдечко, слушают его звучание, трогают поверхность (включаем все каналы восприятия). Ставим на блюдечко воображаемого воробушка, описываем его в 3-х каналах. За успехи в тренировке дети получают воображаемые билеты в Вообразилию. Каждый ребенок называет цвет своего билета.

3. Улица «ЦВЕТНАЯ».

 На входе - странный плакат: "КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН". Что он здесь делает? Для чего висит? (ВЫЯСНЯЕМ, ЧТО ЭТОТ ПЛАКАТ СЛУЖИТ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ РАДУГИ). Закрашиваем цветами радуги в правильном порядке круг и играем в круговые хлопки"(учитель объявляет, с какого цвета и в какую сторону надо двигаться и хлопает в ладоши произвольное число раз. Каждый хлопок - переход на новый цвет. По остановке учителя дети проверяют, совпал ли их цвет с цветом, на котором остановился учитель. Выясняем, все ли цвета есть в радуге? Каких нет? Дома постарайтесь раскрасить разными цветами ЦВЕТОВИЧОК - каждый лепесток новым цветом.

4. Жители «Цветной» улицы.

В первых домиках живут удивительные существа. Они могут меняться до неузнаваемости. Учитель показывает шарик - жителя улицы. Закроем глаза и представим, как может меняться этот житель. Представьте, что шарик начал расти и стал сперва величиной со стул, потом - еще больше. А теперь он стал удлиняться, как змейка и пополз по классу вверх и вниз... А теперь он сворачивается волчком и звенит..., а теперь он стал пушистым и похож на слона... (дети поднятием руки сигнализируют, что представили то, о чем просит учитель). Кто сможет сказать, что не изменилось у нашего шарика? (НЕ ИЗМЕНИЛСЯ ЦВЕТ). Итак, жители этих домиков меняют все кроме своего ЦВЕТА. Зарисуем и сравним, что у кого получилось.

5. Город «Звуки».

На вид он довольно невзрачный, но сколько там деревьев, птиц, зверей... Из каждого окошка льется музыка, птичье пение, иногда - просто скрип или даже гуденье сирены... Но когда мы подходим ближе, вдруг становится тихо. Может быть, жители города попрятались, испугавшись посторонних? Или что-то случилось с нашими ушами? Чтоб проверить, что слышим мы хорошо, сыграем в игру (звуки в классе... в коридоре... на улице...).

6. «Школа звуков".

Здесь жители города учатся правильно издавать разные звуки, пользуясь инструкциями. Потренируемся и мы издавать звуки по инструкции (не копируя). Например: Издайте, пожалуйста писк высотой примерно, как голос лягушки, длительностью 2 секунды, громкостью, как школьный звонок. У кого лучше получится?"

7. «Клякса»

Каждая группа получает лист с чернильным пятном (кляксой), нужно придумать и записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. При этом лист разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя.

8. Игровое упражнение «Сказка о себе»

    Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа.

Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ…  

     Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мышления.

1. «Расскажи»

Каждая группа детей получает «кусочки» определенного материала (дерево, стекло, металл, бумага, пластмасса, ткань и пр.) и готовит краткий рассказ об этом материале. Затем остальные группы по описанию должны узнать материал.                                                                                                    Образец рассказа учитель не дает, дети в свободной форме рассказывают все, что им известно о данном материале.

2. Инсценировка физических явлений.

-Сейчас при помощи человечков попробуем объяснить как происходят некоторые явления – поиграем в театр маленьких человечков.

Примеры ситуаций для моделирования (количество и сюжет «спектаклей» по выбору учителя):

 «Чайник». 

Одна группа детей становится в круг, держась за руки, и изображает чайник. В него наливается вода: в круг заходит другая группа детей, которые стоят или ходят на месте. Один ученик изображает огонь, чайник начинает нагреваться. «Человечкам воды» становится жарко, они начинают ходить и бегать в разные стороны, но нагревание продолжается, поэтому «убегают» через носик (так появляется пар).

«Воздушный шарик».

Одна группа детей становится плотно в круг, держась за руки. Когда шарик надувают, «запускаются» «газообразные человечки воздуха», которые бегают и расталкивают (раздвигают) стенки шарика: он увеличивается в размере. Если продолжить надувать, шарик может «лопнуть».

3.Деление объектов на части. Связи. Объединение в новое целое

(методика И.Н.Мурашковски, А.А.Нестеренко)

Вызываем волшебника Дели-Давай. Для этого надо:

  1. взять только один предмет;

доказать, что этот один предмет на самом деле – много предметов (расческа одна – но у нее много зубчиков, тетрадь одна – но в ней листы, обложка, скрепки и т.п.);

  1. Объединить 2 предмета, чтоб они стали каким-то полезным целым.

Выясняем, что умеет делать Дели-Давай (делить на части и объединять части в целое).

Нарисовать волшебника, чтоб было ясно, что это действительно Дели-Давай.

Назвать объекты, которые разделил Дели – Давай (Д-Д) (отделил листья от деревьев осенью, хвост от ящерицы, спичку от коробки и т. п.) – и объяснить, для чего он это сделал.

Назвать, что может разделить Д-Д (разделить мысленно) и для чего? (листок от тетради – чтоб сделать самолетик, шину от колеса – чтоб залатать в ней дырку и т. п.).

Объединить однородные объекты в новое целое: нарисовать фигурки из кружков, собрать конструкции из спичечных коробков,...

Определить целое по части (учитель показывает часть предмета, например, делать игрушки – дети определяют, от чего эта часть). Усложнение задания – определить, каких деталей не хватает для данного целого.

Работа со схемой дерево": указываем части, связи, достраиваем схему, устанавливая связи, определяем целое по заданным частям.        

Рисуем загадки Дели-Давая: выбираем "загадочный объект" и зарисовываем его по частям.

Если получится – устанавливаем связи (загадки рисуем сперва вместе, потом – самостоятельно, предъявляя для "отгадывания" классу.

4.Упражнение "Бинокль"

Представим, что мы разглядываем в бинокль какой-то интересный объект.

наводим бинокль на объект – рисуем его в верхнем кружке схемы.

Уменьшаем поле зрения, пока не увидим какую-то отдельную часть объекта – зарисовываем ее ниже; еще сильнее "наводим бинокль" – видим уже часть части – рисуем ее в нижнем кружке.

5. События предшествующие и последующие.

(Методика И.Н.Мурашковски)

Вызываем волшебника Отставай-Забегай. Выясняем, чем занимается волшебник Отставай-Забегай.                 

Учимся делать раскадровку в естественном порядке (от прошлого к будущему).        

Раскадровка от настоящего момента в прошлое и будущее.

То же – с другими (меньшими) промежутками времени.        

Раскадровка – театрализация или "живая раскадровка (каждый ребенок изображает один "кадр" рассматриваемого процесса.

6.Игра "угадай и продолжи"

Один ученик (или сам учитель) задумывает какой-то процесс (письмо на доске, стирка белья, хирургическая операция и т.д.) и принимает позу, изображающую "застывшее действие" на какой-то стадии процесса (не обязательно в начале). Ученики пытаются угадать, какой процесс задуман. Тот, кто угадал, должен показать предыдущий или последующий "кадр", следующий ученик комментирует новый кадр и получает право изобразить еще один кадр этого же процесса. Таким образом выстраивается "живая раскадровка".

7.Игра "Хорошо – плохо"

Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет положительные стороны заданного объекта или явления (+), другая – отрицательные (-). Выигрывает команда, нашедшая больше аргументов. Игра проводится примерно в такой последовательности:

на знакомых объектах (шоколадка, мел...);

на знакомых ситуациях (мы плывем по реке...);

обсуждение конкретного свойства (почему рыбке хорошо быть маленькой, почему плохо; когда удобна светлая рубашка, когда – темная и т.п.);

то же – на менее знакомых, измененных объектах (круглый дом, треугольный дом);

с разных точек зрения: для кого данное свойство хорошо, для кого – плохо;

возможности измененного объекта: представим, что мы постепенно увеличиваем (уменьшаем) свой размер (другие свойства) – что нам теперь удобно делать, что неудобно: ("Я такой большой, что...").

 8. Игра "твердое – жидкое – газ"

Учитель (ведущий) называет однородные вещества или тела, дети изображают человечков: твердых (берутся прочно за руки), жидких (отпускают руки, стоят толпой), газообразных (разбегаются в стороны).          Где какие человечки? (соединить стрелочками объекты с человечками, которые в них присутствуют). Обсуждение "каверзных вопросов":

всегда ли в зонтике только твердые человечки? (когда он вымокнет под дождем, в нем появятся человечки жидкости),

из каких человечков состоят рыбка, дерево, человек? (выясняется, что практически в любом живом существе присутствуют все виды человечков) и т. д.        

Сделать загадку: нарисовать объекты человечками.         

Угадать загадки (восстановить объект по модели): на что смотрит в бинокль Д-Д, если он видит таких человечков?

9. Моделирование человечками явлений.

Превращения человечков. Что происходит зимой с человечками воды?

Куда исчезают человечки воды из открытого стакана?

Объяснение более сложных явлений с помощью модели ММЧ.

Какие человечки держат форму и почему?

Какие человечки лучше и быстрее проведут звук? (Звук можно смоделировать, толкнув крайнего человечка. Тогда становится видно, что, держась за руки, передать звук проще всего, а труднее всего это сделать человечкам газа, которые сталкиваются друг с другом гораздо реже, чем остальные).

10. Органы чувств.

Чтоб попасть в область 5 чувств, надо выяснить, о каких 5 чувствах (5 помощниках) идет речь.

Учитель показывает знакомый всем предмет спрашивает, что это. Получив ответ, задает новый вопрос: что надо сделать, чтоб я показала вам это, а вы не смогли бы ответить на мой вопрос? (надо закрыть глаза). Выясняем "имя" первого помощника: глаза.

Далее отключаем этого помощника и проходим через ворота Закрытых глаз.

Выбираем "проводника", завязываем ему глаза. Предъявляем по очереди: предметы, которые легко определить по звучанию (бубен), на ощупь (вилку), по запаху (духи, мыло), на вкус (ягодку). Класс выясняет оставшихс помощников".

Закрепляются словесная и кинестетическая опоры: у человека есть 5 чувств и 5 способов обнаружить (увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус).

Нарисовать плакат "5 помощников".        

 Д-Д разделил нечаянно 5 чувств – и они поссорились. Каждое утверждает, что может обойтись без остальных. Докажем, что это непросто.

Передать сообщение человеку, у которого отключены" уши.

Нарисовать что-то с отключенными" глазами.

Обернуть руки рукавами и назвать как можно больше дел, которые сложно делать без осязания.

Зажать нос и в таком положении сыграть в "Хорошо – плохо" (чем полезен и чем вреден нюх).

Отличить, не пробуя сахарную пудру от соды (мелкой соли, крахмала и т.п.).

Вывод о необходимости всех 5 чувств.

11. «На вкус и цвет…»

Вопросы для обсуждения:

- Можете ли одна и та же еда быть для одного вкусной, а для другого – нет?

-Приведите примеры, когда один и тот же продукт в одних странах едят, а в других - нет.

- Как себя нужно вести, если тебе предложили необычную еду?

- Можно ли критиковать вкус другого? Почему?

12. «Перечисли…»

а) Перечислить как можно больше предметов, обладающих заданным свойством.

Например: белый, колючий, яркий, холодный...

б) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствами.

Например: белый и гладкий, тяжелый и горячий, колючий и живой, горячий, твердый и круглый...

13. «Разложи по группам»

а) Раскладывание предметов «по группам» по одному явному признаку.

б) То же, но по нескольким явным признакам.

в) Раскладывание «по группам» по величине признака.

Например: твердые (как гвоздь), не очень твердые (как дерево), мягкие (как резина), очень мягкие (как поролон, вата).

14. «Пропущенное действие»

Некоторая ситуация задается по схеме причина — следствие: зажгли свечу — ... — ... — подставка покрылась парафином. В схеме как бы пропущены два звена в причинно-следственной цепочке. Их нужно восстановить.

Например, так: зажгли свечу — огонь плавит парафин — парафин стекает — подставка покрылась парафином.

Усложняется задача увеличением степени подробности, то есть числа звеньев цепи. Пусть, например, ситуация остается прежней, но теперь необходимо вставить не 2, а 4 звена:

зажгли свечу — огонь нагревает парафин — парафин плавится — парафин стекает — парафин остывает на подставке — подставка покрылась парафином.

Вот примеры ситуаций по возрастающей сложности:

уронили стул — ... — из другой группы пришла воспитательница;

не выучил уроки — ... — ... — не посмотрел вечером мультфильм;

упал с велосипеда — ... — ... — подружился с незнакомым мальчиком.

15. «+ или -»

 В любом предмете, явлении, процессе, факте нужно найти как положительные, так и отрицательные стороны.

Пример 1

Явление: идет дождь.

Это хорошо, потому что:

— польет растения;

 — урожай лучше будет;

 — помоет дорогу и дома;

 — после дождя легче дышится…

И это плохо, потому что:

— мама гулять не пускает;

 — будут лужи;

 — где нет асфальта, будет грязь, машины застревать будут…

Пример 2

Предмет: ученическая шариковая ручка.

Ручка хорошая, потому что:

— ручкой можно писать;

 — дешевая;

 — когда кончится стержень, его можно заменить;

 — когда сломается, из нее можно будет трубочку сделать;

 — если что-то в щель закатится, можно ручкой достать…

Ручка плохая, потому что:

— пачкается иногда;

 — перестает писать, если ее кверху шариком подержать;

 — бывает, из стержня паста вытекает;

 — ломается легко…

Примечание

 В зависимости от возраста учащихся выбирается сложность объекта игры и глубина анализа.

16. Противоречия.

Дополнить некое высказывание аргументом и противоположным высказыванием, сформулировав таким образом противоречие.

Пример 1

Выражение: «Дома в городе должны быть многоэтажными, чтобы...»

Противоречие: «Дома в городе должны быть многоэтажными, чтобы вместить большое количество людей, и дома в городе не должны быть многоэтажными, так как людям неприятно жить очень высоко».

Пример 2

Выражение: «Учебный глобус должен быть большим, чтобы...»

Противоречие: «Учебный глобус должен быть большим, чтобы на нем было удобно показывать, и учебный глобус должен быть маленьким, чтобы не занимать много места, когда им не пользуются».

Пример 3

Выражение: «Лобовое стекло автомобиля не должно быть закреплено крепко, чтобы...»

Противоречие: «Лобовое стекло автомобиля не должно быть закреплено крепко, чтобы при аварии удар об него не был смертельным для пассажира, и лобовое стекло автомобиля должно быть закреплено крепко, чтобы его не воровали».

Возможные выражения для дополнения:

— Легковой автомобиль должен быть маленьким, ...

 — Фотовспышка должна быть яркой, ...

 — Занятия боксом полезны, ...

 — Продолжительность школьного урока нужно сократить.

17. ИГРА «ЧТО, ЗАЧЕМ И ИЗ ЧЕГО».

1. Выбираем простой предмет, доступный для рассмотрения со всех сторон.

2. Обсуждаем вопросы: зачем предмет нужен (возможен набор ответов), что в нем хорошего и плохого, чем можно заменить предмет и что хорошего и плохого будет в этой замене.

3. Из чего сделан предмет? Чем будет лучше или хуже, если его сделать из другого материала (бумаги, стекла, кирпича, железа, дерева...)?

4. Разбираем, из каких частей состоит предмет. Все вопросы пунктов 2 и 3 задаем по поводу каждой части.

5. Что измениться, если… (далее вводим какие-то простые изменения в систему или ее подсистемы).

Примечание

 Последовательность вопросов и полнота ответов не являются всегда обязательными. Главное, чтобы получился живой развивающий разговор.

Пример:

— Зачем этот чайник нужен?

— Воду наливать.

— И все?

— Ну, еще разливать, чай заваривать...

— А из какого материала он сделан?

— Из стекла.

— А чем это стекло от обыкновенного отличается (показываю на оконное).

— Это толще.

— А еще?

— Оно звенит и непрозрачное.

— Хорошо, такое стекло называется ФАРФОР.

— Как?

— Фарфор! А какие части есть у чайника?

— Хоботок, тело, ручка, крышка с хвостиком (т. е. с ручкой).

— А что есть у хоботка.

— Дырочка.

— А что хорошего и плохого в том, что есть хоботок?

— Хорошего, что удобно разливать, а плохого, что ребенок может потянуть за хоботок и уронить чайничек, и обожжется тогда.

— А в крышке?

— ...

— А я придумал новый чайник, с дырочкой в боку, вот тут, чем такой чайник будет лучше или хуже?..

18. «Оживи предмет»

Описать хорошо известные явления с «не человеческой» точки зрения. Например, с точки зрения кота или аквариумной рыбки, телевизора или даже веника.

Пример.7

 Мы — валенки. Мы все лето пролежали в кладовке. Нас кусала противная моль. Нам было больно и страшно. Мы звали на помощь, но нас никто не слышал. Настала зима. Наш хозяин надел нас на ножки, и мы вышли на улицу. Мы гуляли по пушистому снегу, катались с горки на санках. Как было здорово! А когда вернулись домой, то очень устали и хотели спать. Нас уложили на теплую батарею. Там было уютно и не страшно. Как было бы хорошо, если бы всегда была зима!

Примечание

 Полезно читать (и сочинять) фантастические рассказы, в которых привычные для нас явления выглядят совсем иначе в глазах неземных существ.

19.Игра «Сказка-калька».      

Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети.

20.Игра «Рассказ из слова».

Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук  - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ.

Например:

           М        А        К

           Мама            автобус                кот

Фотозапись рассказа детей:

Однажды мама отправилась погулять. Она ходила по улицам и смотрела по сторонам. Ножки у неё устали и она села в автобус. Долго мама ехала и вдруг увидела кота.  У него не было хозяина, и мама взяла его к себе. Она назвала его Пушок.

. Более сложный вариант, когда в рассказе обязательно необходимо задействовать или сделать главным героем, тот предмет, который обозначили ключевым словом.

Когда дети затрудняются в придумывании слов на звуки, можно подготовить картинки и помочь им отобрать нужные.

21. «Волшебный телевизор»

ОБРАЗЕЦ:

   Прошлое                                                                     Будущее

                  

               Слово

 (кубик, кудрявая, кушает)

НС

Слова предметы

(признаки, действия)

  Текст (здесь можно нарисовать картинку и составить рассказ, используя данное предложение.

Слог:    

  КУ

С

Слово:

КУБИК

Предложение:

 Кубик лежит на столе

ПС        

 Мы используем 9-тиэкранное прозрачное пособие, в которое  вставляем по  мере ответов картинки, символы (звуков, слогов, слов, предложений), рисунки детей.

   В центре – система (С). Сверху – надсистема (НС) – то, к чему относится данная система. Снизу – подсистема (ПС)– то, из чего состоит данная система. Слева – прошлое системы. Справа  - будущее системы.

      Необязательно задействовать сразу все экраны, достаточно поэтапно, фрагментарно, вставлять элементы системного подхода к предмету изучения. Можно оттолкнувшись от заполнения одних экранов, плавно перейти к другой теме занятия, заодно повторив предыдущую.

    С помощью системного оператора можно рассмотреть  предмет или явление по любой лексической теме. Например, цыплёнка. Его надсистема – птенец домашней птицы. Подсистема – голова, туловище, клюв, гребешок, пух….В прошлом – это было яйцо, которое состояло из белка, желтка и скорлупы. В будущем –  это петух или курица и т.д.

     Это научит ребёнка мыслить системно, будет способствовать развитию связной речи.

22.«Кольца Луллия»

Цель: формирование фонематических представлений.

 Используются  кольца разных размеров, вращающиеся по отношению друг к другу (они нанизаны на стержень). Начинаем работу с 2-х колец, затем можно увеличить. На кольцах могут быть картинки, буквы, символы гласных и согласных звуков, символы слова (предмета, признака, действия), сверху – стрелка.   Что попадает в эту стрелку, то и обсуждается.

Можно, вращая кольца, придумать на выпавший звук имена, подарки ко дню рождения и т.д. Можно использовать кольца для составления рассказов.

Например, выпадает сочетание (по теме «Семья»): бабушка – в – действие. Дети составляют предложение, придумывая действие на [в]: «Бабушка вяжет, воспитывает, варит…» Дедушка – м – признак: мужественный, молодой, милый….

   «Кольца Луллия» можно использовать для занимательного чтения, разместив на кольцах  буквы, звуковые символы, слоги, вращать их и читать, что получается или искать возможные концовки слов.



Предварительный просмотр:

        Упражнения на развитие памяти.        

1. Инструкция. В течение 10с предлагается внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде нарисовать их в том же порядке. Оборудование: плакат с материалом (см. рис.), бланк, ручка.

 материал

Обработка результатов

Подсчитайте % продуктивности В:

         

В= число правильных фигур х 100%

                          10

Нормативы: 70-100% - высокий показатель (1),

30-70% - средний показатель (2),

0-30% - низкий показатель (3).

2. Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

3.Тест «Запомни слова»

Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной

Прочитать ребёнку следующие 10 слов: свет, пустыня, полюс, пояс, снег, нагорье, материк, страна, столица, параллель.

Попросить его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

6-7-летний ребёнок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

Назвать ребёнку те слова, которые он не назвал, и так повторять 5 раз. Обычно к пятому повторению ребёнок называет 9-10 слов.

Вернуться к этому упражнению через час и, не называя слов, попросить ребёнка вспомнить их. Долговременная память для ребёнка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

4. Возьмите лист бумаги и ручку. Попросите товарища быстро прочитать вам приводимые ниже слова. Ваша задача - слушая, записывать вторую букву каждого слова.

КЕНГУРУ, ЛИСА, КРОЛИК, ВОЛК, СЛОН, ЖИРАФ, КОАЛЫ, БЕГЕМОТ, ПИНГВИН.

(Слова могут меняться в зависимости от темы урока).

5. Велосипед, машина, троллейбус, автобус, трактор.

Вопросы.

1) Сколько букв в предпоследнем слове?

2) Какое слово начинается с гласной буквы?

3) Назовите третье с начала слово?

4) Напишите два слова, оканчивающиеся на согласные?

5) Встречалась ли в названных словах буква «Ш»?

6. Игра «Рисуем узоры по памяти».

7.Игра «Запоминаем, рисуя».

Я буду медленно читать слова один раз. А вы как можно больше слов запоминайте на слух. После этого в течение одной минуты будете изображать в виде рисунков, что запомнили.

Слова для запоминания:

Мяч, солнце, круг, зонтик, ёлочка, сердце, точка, бусы, чашка, карандаш. (10 слов)

Вывод: о “ качестве” памяти:

1 – 2 слова – “плохая”

3 – 4 слова – “средняя”

5 – 7 – “ хорошая”

8 – 9 – “очень хорошая”

Рекомендации по заучиванию: если зрительная память преобладает, то читать самому, делать какие-то записи, схемы. Если слуховая память – читать самому вслух, можно воспользоваться при заучивании магнитофоном или чьей-то помощью.

8. Игра на запоминание: «Живые скульптуры».

« Скульптурная группа»: 3 – 4 детей принимают определённые положения, потом его изменяют.

Нужно восстановить, как было.

9. Игра: «Повтори»

“ В саду у бабушки растут яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: “ В саду у бабушки растут яблоки, груши, и. т. д.” Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет своё что-то от себя.

10. Игра «Снежный ком».

Я буду передавать флажок, я начинаю, вы продолжите игру.

Подобрать слова на тему: Школа или  Животные.

11. Игра «Пересказ по кругу»

Каждый говорит по одному предложению до тех пор, пока не расскажете сказку: Курочка Ряба.

12. Игра на запоминание.

Учитель поочерёдно предъявляет три группы слов, организованных по - разному. Дети должны повторить каждую группу слов и сделать вывод о прочности запоминания этой группы слов.

Примеры группы слов:

Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками (т. е. слова организованы в предложение)

Автомобиль, груша, крокодил, море, пуговица, понедельник, журнал (т. е. отдельные слова, хорошо знакомые детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подборка упражнений для физкультминуток

Упражнения  для детей и Памятки для родителей...

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Подборка упражнений на развитие речевого внимания, слуховой памяти, активизации словаря.

Подборка упражнений для развития речевого внимания, слухового внимания и памяти,  активизации словаря....

основа ТРИЗ

основа ТРИЗ...

Профориентационная работа в старших классах. Подборка упражнений

Цель: расширить знания о мире профессий; побудить учащихся  к осознанному выбору профессии, основанному в том числе на глубоком анализе собственного потенциала....

Профориентационная работа в старших классах. Подборка упражнений

Цель: расширить знания о мире профессий; побудить учащихся  к осознанному выбору профессии, основанному в том числе на глубоком анализе собственного потенциала....

ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:• трудности вхождения в задания (замедленное поср...