СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
материал по теме

в СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ О СОЦАДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МДЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валиулина СТ., учитель начальных классов, первая квалификационная категория

КГУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)»

Тема: «Социальная адаптация младших глухих школьников»

         Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить  и удивить его своим разнообразием. Растущий человек всегда готов к познанию. Ему хочется понять все, что его окружает. И вот тут-то на его пути возникает препятствие, ведь основной источник получения информации об окружающем мире у  глухого ребенка оказывается поврежденным. Именно в это время на помощь приходят педагоги специальных коррекционных школ. То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой непонятный, а ,следовательно, и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно-личностной зрелости педагогов.

    Итак, адаптация-это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и  способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

   Термин же «социализация» многозначен. В самом общем виде его определяют как «влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

 Начинать работу по социальной адаптации следует с первых дней пребывания ребенка в школе:

-дать ему ощущение тепла и безопасности;

-проявить готовность слушать;

-стараться поощрять даже самые первые слабые попытки самоутверждения;

-не забывать: терпение, проявленное в этот период, существенно облегчит нашу задачу в будущем;

-помнить, что именно в этом возрасте закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения.

   Необходимо не забывать, что у каждого ребенка свой темперамент, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость!

    Нам, педагогам, принадлежит исключительно активная роль в обучении ребенка умению думать и говорить. И не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном и языковом развитии ребенка принадлежит ему самому.

   Нам необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира и, конечно же, учиться слушать. Но  в то же время, этот период адаптации должен:

- послужить основой  формирования личности:

-укрепить связи между детьми в коллективе

-способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему его учат в школе.

То есть, мы считаем, что для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам необходимо:

-выявить психологические особенности ребенка;

-настроить учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности;

-помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Общеизвестно, что в говорящей среде познание ребенком мира происходит через языковое познание, которое невозможно для глухого ребенка. У него нет возможности слышать речь вокруг себя. Формирование  речи у неслышещего ребенка осуществляется в ходе повседневного общения и на специальных занятиях, это участие  в различных видах деятельности, не связанные с языком. Именно период адаптации идет в тесном переплетении с усвоением глухим ребенком языка (речи). Это происходит в естественно сложившимся социальном контексте. Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время подъема, медосмотра,  гигиенических процедур, обеда, игры, подготовки ко сну, и, конечно же, уроков, целенаправленно используются для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а главное - для развития речи.

Постижение языка - составная часть системы средств общения, которая уходит корнями в развитие познания и социальный опыт детей.

Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации глухих детей. Правильно организованная коррекционная работа в школе будет способствовать всестороннему развитию неслышащего ребенка.

Школа окажет огромное влияние на то, что ребенок  будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

 «Две вещи, которые мы, педагоги, можем подарить своим ученикам на всю жизнь:одна - корни, а другая - крылья»

Список литературы.

1.АндрющенкоТ.Ю.,Карабекова Н.В. «Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения» Вопросы психологии-1993 №3.

2.Битянова М.Р., Азарова Т.В. «Работа психолога в начальной школе.» М.,1998

3.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. «Основы коррекционной педагогики» М.,1999

4.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. « Они ждут нашей помощи» М.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребёнка обучающегося на дому (доклад)

Очень редко и скудно отражена работа по организации занятий с детьми, страдающими эпилептическими припадками. В связи с этим появилась необходимость поделиться своим опытом работы с мальчиком, по мног...

игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи

зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса

данная программа написана с учётом современных требований....

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...