Родительское собрание
материал на тему

Кирюшина Наталья Анатольевна

"Значение памяти в интеллектуальном развитии ребёнка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Воспитай отличника"

                                  Повестка дня:

  1. Разговор « Значение памяти в учебной деятельности. Методы и приёмы развития памяти ребёнка»
  2. Подготовка домашнего задания. Контроль со стороны родителей.
  3. Подготовка к урокам учебных принадлежностей.
  4. Разное

а) Проведение новогоднего праздника. Ёлки.

б) Новогодние каникулы.

 

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.

2. Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
  2. Коломеский Я.Л. Человек: психология. М., 1986
  3. Лезер Ф. Тренировка памяти. М.,1979
  4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968

3. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

  1. Легко ли тебе заучивать стихи?
  2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
  3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
  4. Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
  5. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
  6. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей:

- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

  1. Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
  2. Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
  3. Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

4. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.

Для этого, готовясь к собранию, он может провести исследования функции памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:

1. Числовые ряды.

Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3,7,4,8,9,5

2,4,7,3,4,9,5,8

8,9,6,5,1,7,5,5,7,8

5,3,2,7,8,7,9,1,2,3,4,7

1,6,5,2,3,8,4,3,8,7,1,4,9,2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.

9 2 W G
A R 6 4
С 5 X В

3. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  1. Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  2. Если в двух случаях из трёх, то, как хорошая.
  3. Если в одном – то, как удовлетворительная.

5. Выставка рисунков детей “Рисование по памяти натюрморта”.

Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

6. Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобразить, не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер

Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

Вот какой разговор был подслушан мной, и мне хотелось бы вам его рассказать:

  1. Какое сегодня число? — спрашивает у своего друга товарищ.
  2. Не знаю, – отвечает тот.
  3. Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
  4. А она вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

2. Анализ тестирования учащихся

Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

3. Анализ рисунков учащихся

4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

Упражнение 1

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно, ли были им названы предметы.

Упражнение 2

Напечатайте  или напишите текст на большом альбомном листе, повести текст в комнате и попросить ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3

Разложите на столе спички (можно использовать любые предметы домашнего обихода) в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно осмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4

Прочтите ребёнку диктант - отрывок из книги или из учебника. В первый раз читайте весь текст  полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего текста самостоятельно. После восстановления  текста он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5

Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 6

Прочитайте текст  вслух один раз. Затем прочитайте его, пропуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без опущенных вами ошибок.

5. Заключительное слово классного руководителя

       Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что позаниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ваш ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.

II.Следующий вопрос  нашего собрания – подготовка детьми домашнего задания, контроль со стороны родителей.

Презентация «Воспитай отличника» 

III.   Подготовка к урокам учебных принадлежностей.

IV.   Проведение  новогоднего праздника. Ёлки.

а) Новогодний сценарий. Помощь родителей в заучивании слов – ролей.

б) Изготовление костюмов к сценарию, новогодние кульки (ответственные за сбор денег).

в) Новогодняя ёлка в Барнауле (прививки, деньги)

V. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности

Литература для подготовки к родительскому собранию:

  1. Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
  2. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
  3. Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. М., 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.

                 Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                        Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                          Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                  Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                       Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                   Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                    Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                    Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

                            Памятка для учащихся по развитию памяти.

  1. Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  2. Ставьте себе цель запомнить надолго.
  3. Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  4. Многократно повторяйте заученное.
  5. Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  6. Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  7. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...