Самоанализ педагогической деятельности учителя
материал на тему

Грушина Светлана Леонидовна

Оставить след...крошечку своей души...частицу сердца в каждом, кто был рядом.В этом и заключается мое педагогическое кредо, моя педагогическая позиция, мое педагогическое счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz3_kro.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

   

          Самоанализ профессиональной деятельности

           учителя начальных классов МБОУ "СОШ №18"

            города Череповца Вологодской области

                   Грушиной Светланы Леонидовны.

Оставить след…крошечку своей души…частичку сердца в каждом, кто был рядом.

В этом и заключается мое педагогическое кредо, моя педагогическая позиция,

мое педагогическое счастье…

Я, Грушина С.Л., 1956 г.р., имею высшее образование, в 1985 году окончила Херсонский государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской  по специальности "Педагогика и методика начального обучения" с квалификацией " учитель начальных классов."

Стаж педагогической работы 30 лет, из них учителем начальных классов 22года, в МБОУ"СОШ№18" 7 лет.

Имела первую квалификационную категорию как учитель сроком действия с 26.02.2007г. по 26.02.2012 г. и как руководитель образовательного учреждения  с           по   . В настоящее время срок действия категорий закончился.

В течение 2011-2012 и 2012-2013 учебного года имею следующие поощрения:

- Благодарность от Департамента образования Вологодской области от 10.08.2012 №03-08/4946 за подготовку победителей  в областном заочном конкурсе творческих работ на тему сказок Светланы Савицкой в номинации "Авторская кукла к сказке".

-Благодарность Управления образования от 06.12.2012 №1085 за подготовку победителя в городской выставке-конкурсе "Я живу в Череповце" в номинации "Лучший поэт".

- Благодарность Управления образования от 04.10.2011 №841 "за успешную подготовку к смотру-конкурсу".

- Благодарность АОУ ДПО «ВИРО» Череповецкого филиала"Вологодского института развития образования"от 06.03.2012 №26 "за подготовку победителя выставки-конкурса "Весенняя капель".

- Благодарственное письмо депутата Законодательного Собрания Вологодской области Г.А. Малышева, 2011год.

Прошла  повышение квалификации:  

-"Формирование профессиональной компетентности учителей специальных (коррекционных) классов VII вида в условиях перехода на ФГОС"в объеме 72 часа в автономном образовательном учреждении Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Вологодский институт развития образования.

В  2011-2012 учебном году   я работала с нагрузкой  21 час в третьем специальном  (коррекционном )классе VII вида и 2,5 часа ГПД для 3-х классов VIIвида ;  в 2012-2013 учебном году   21 час в 4 специальном (коррекционном)  классе VIIвида  ,2,5 часа ГПД в 3-4 классах VII вида и вела кружок для 1-2 классов "Хочу все знать!"

Занимаюсь самообразованием.  Основную направленность  моей профессиональной деятельности составляет создание социально-педагогических условий для обучения и воспитания детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема обучения детей с особыми возможностями здоровья в общеобразовательной школе становится всё более актуальной, т.к. количество таких детей ежегодно увеличивается.  

Цель моей деятельности:   обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей и оказать им  помощь в освоении программы в соответствии с уровнем умственного развития каждого ученика.

Задачи:

·        выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

·        осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей  (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

·         обеспечить возможность освоения детьми  образовательной программы начального   образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

·        осуществлять коррекцию отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Основные направления  работы :

ØДиагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

ØКонсультативная работа с педагогами, работающими в классе, учащимися и родителями.

ØПрофилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

ØКоррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися).  

       Обучение ведётся по программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида .  

В программе ведущим является принцип                                                                 коррекционной направленности обучения. В нем конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития  детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.  Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся различных  нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

          Особенностями детей данной категории являются: быстрая утомляемость, низкая работоспособность, ограниченность и фрагментарность знаний и представлений об окружающем мире, слабость мотивации, недостаточная сформированность основных умственных операций и действий, низкая познавательная активность. Поэтому обучение я строю на основе диагностики и мониторинга индивидуальных особенностей и уровня развития каждого обучающегося. Большое внимание уделяю использованию наглядности, занимательности, коррекционно-развивающих и дидактических игр.

         При отборе программного учебного материала учитываю  воспитывающую направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую, коррекционную  направленность, что способствует подготовке  детей к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность.

         Обучение организую  с учетом  психологических и возрастных особенностей детей  с нарушениями в развитии, на основе принципа вариативности.  Благодаря  этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы.  Система заданий   предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Успешность работы в данном направлении подтверждается высоким уровнем удовлетворённости школьной жизнью, как учащихся класса, так и их родителей:  родители-100% высокий уровень,обучающиеся-94% высокий уровень и 6%средний уровень.

         Пути решения проблемы обучения и воспитания детей  я вижу в восполнение пробелов развития детей путём обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности; в пропедевтическом характере обучения, подготавливающего учащихся к восприятию новых трудных тем; в дифференцированном подходе к детям с учётом  уровня  развитии психических процессов и мыслительных операций; в формировании положительной учебной мотивации и навыков учебной деятельности и  самоконтроля.  А это возможно только через применение  личностно- ориентированных технологий обучения и воспитания.

Одним из главных направлений в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков, самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся добывали знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

Перед собой я поставила цель поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Работу по развитию речи строю с учётом того, что у большинства детей очень бедный словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи . В процессе уроков внеклассного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством: читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки; это помогает учить правильной речи, обогащать эмоционально, развивать нравственно и духовно.

Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти способности развивались у меня.

Учебный класс  пополняется наглядными пособиями. Часть раздаточного материала оформила сама(географические карты России и Вологодской области, контурные карты; памятки для работы над ошибками, памятки для работы над безударными гласными в корне слова; таблицы по скорочтению  Шульпе; карточки для индивидуальной работы по математике и русскому языку и др.).Оформлены постоянно действующие стенды:"Говори и пиши правильно","Сегодня на уроке","Уголок по охране труда","Уголок природы","Классный уголок","Я вижу мир". Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформляю папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. Веду внеклассную работу по предметам, провожу олимпиады:"Русский медвежонок","Кенгуру", Всероссийские олимпиады "Олимпиус","Развитие воображения",

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете. Неустанный творческий поиск:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как интересно и доступно донести до обучающегося новый материал?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я  широко использую сюжетные игры, проблемные ситуации, что  способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

Ведь в первые годы обучения в школе очень заметно  развитие обучающихся. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.

Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.

А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.    

                  Принцип вариативности и возможности выбора заданий я активно использую на протяжении всего обучения ,что и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.  Мониторинг уровня учебной мотивации имеет положительную динамику:

Уровень  учебной мотивации : (анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой )

(При переходе из одной школы в другую ,проведена в 3-"В" классе в сентябре 2011 г .)

Высокий-0%

Хороший(ниже среднего)-19%(3ч.)

Внеучебная мотивация-19%(3ч.)

Низкий-50%(8ч.)

Школьная дезадоптация-12%(2ч.)

Повторное анкетирование было проведено 21.01.2013года, получены следующие результаты:

 Уровень школьной мотивации в 4 "В" классе следующий:

высокий уровень(14-20баллов)-10 уч.,

средний уровень(7-13 баллов)-4 уч.,

низкий уровень(1-6 баллов)-2уч

         Для более качественного управления учебной деятельностью  я использую различные организационные формы учебно-воспитательного процесса: индивидуальные, парные  и групповые, а также коллективные.

         В своей работе использую следующие методы:  объяснительно - иллюстративные, программированные, проблемные. Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития даёт положительные результаты в усвоении учебного материала   и возможность более успешной социализации.  Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Для родителей провожу индивидуальные консультации ,даю рекомендации, провожу родительские собрания: «Физиологические особенности развития детей 10-11лет», «Как помочь ребёнку в подготовке домашних заданий","Родительский авторитет" и др.

В качестве показателей результативности и эффективности учебно-воспитательной и коррекционной работы   рассматриваю динамику индивидуальных достижений учащихся  по освоению предметных программ.

Так, мониторинг усвоения ключевых тем по  предмету помогает организовать целенаправленную индивидуальную коррекционную, а также самостоятельную  работу.

 Достижение  положительной динамики в познавательной, социальной активности, личностном самопознании школьников через призму нравственного становления способствует овладению навыками адаптации их к социуму,  развивает творческие способности.

Динамика качества знаний обучающихся 4 специального (коррекционного) класса VIIвида:

       Анализ качества знаний обучающихся по математике, русскому языку  и чтению выявил  положительную динамику.  Добиться этого удалось через применение личностно -ориентированных технологий, в том числе и коррекционных.  Преодоление  неуверенности через снижение школьной тревожности, отбор посильного содержания и объёма  учебного материала,    создание ситуации успеха на уроке и индивидуальных занятиях способствовали повышению  учебной мотивации, что привело к положительным результатам.

Математика

Начало  2011/2012учебного года

Качество знаний-12%.

Успеваемость-91%.

Конец 2011/20112учебного года

Качество знаний-26%

Успеваемость-100%.

2012/20123 учебный год (1 полугодие)

Качество  знаний

Успеваемость

Русский язык

Начало  2011/2012учебного года

Качество знаний

Успеваемость

Конец 2011/2012учебного года

Качество знаний

Успеваемость

2012/2013(1 полугодие)

Качество  знаний

Успеваемость

          На начало 2011-2012 учебного года в третий класс пришли обучающиеся с семи  школ города с различной степенью знаний , некоторые до этого 2 года обучались в общеобразовательном классе. Многие читали по  буквам и слогам ,забывали  буквы ,заменяли одни другими, не владели операциями анализа, синтеза, не могли определить место звука в слове. В настоящее время  ребята научились производить звукобуквенный анализ слова, осознанно читать, пересказывать тексты.

Начало  2011/2012учебного года

Качество  знаний

Успеваемость

Конец 2011/2012учебного года

Качество  знаний-

Успеваемость-

2012/2013(1 полугодие)

Качество  знаний-

Успеваемость-          

          В перспективе планирую продолжить работу по созданию условий для интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы и способствовать   развитию познавательных процессов школьников данной категории в соответствии с их индивидуальными возможностями.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...

Самоанализ педагогической деятельности учителя.

В работе представлен анализ моей педагогической деятельности за последние три года....

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя Быковой Галины Михайловны

Школа, в которой я работаю,  является малокомплектной, а это влечёт за собой ряд условий, которые я должна учитывать в выстраивании своей педагогической концепции. Труд учителя в малокомплектной ...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

В материале изложен самоанализ педагогической деятельности учителя за 5 лет работы. Материал может быть интересен педагогам, готовящимся к аттестации....