Самоанализ педагогической деятельности учителя
статья (4 класс) на тему

Надежда Владимировна Штарева

В материале изложен самоанализ педагогической деятельности учителя за 5 лет работы. Материал может быть интересен педагогам, готовящимся к аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ  педагогической   деятельности учителя начальных классов

Штаревой Надежды Владимировны

  Мой общий педагогический  стаж 32 года. По итогам предыдущей аттестации 2005 года имею высшую квалификационную категорию. В январе 2010 года подтвердила высшую квалификационную категорию.  Работаю в  МБОУ «Степанцевская средняя школа» учителем начальных классов.

  Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Постоянно вношу в свою работу элементы развивающего обучения, рекомендации учителей- новаторов, собственные методы и приемы создания положительного эмоционального фона учения и развития креативности детей.

    Кроме формирования нравственности в своей педагогической деятельности ставлю перед собой такие цели:

       - физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;

        - развитие мыслительной деятельности;

 - формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;

 - развитие логического мышления;

 - формирование волевых качеств личности;

 - формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе, в коллективе.

     Я убеждена, что ребенок- главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.  В каждом ребенке скрыт неизвестный потенциал, который  должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

    Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

   Особенности  обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, быстротой прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.  Безусловно, подобные условия обучения предъявляют организму младшего школьника самые высокие требования. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

   В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины этого многозначны, решить проблемы, связанные с ними,   сразу невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Среди детей, поступающих в первый класс, полностью здоровы лишь немногие.  В  2005-2009 году  обучала 22 ученика, которые с успехом продолжают обучение в 8 классе. При поступлении в 1 класс из них только 6 человек имели запись  «практически здоров». Поэтому в основу своей  работы я поставила задачу- не ухудшить , а по мере возможности, улучшить некоторые аспекты их здоровья, помочь каждому ребенку,  проявить и развить свою индивидуальность на уроке. Для развития их индивидуальности необходимы были стимулы для роста, развития нравственных качеств. Давно замечено, чем младше ребенок, тем больше он стремится делать добрые дела, помогать всем, кто нуждается в помощи, чтобы не дать погибнуть росткам  благородства, ребенку необходимы  «тренировки» в нравственном воспитании. Поэтому продумываю содержание учебного материала и методы его подачи.

  Стараюсь использовать оригинальные методы и средства обучения в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания, различные формы взаимоконтроля, различные виды диктантов, сочинений, графические и табличные способы систематизации обобщения материала, ролевые игры, диспуты по предметам, задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний.

Имея высшее психологическое образование, систематически провожу занятия по развитию психических процессов: внимания, памяти, представления, воображения, мышления, учитываю индивидуально-психологические особенности учеников.  Основное внимание уделяю формированию у младших школьников методов и приемов познавательной деятельности, характерных для эмпирического уровня научного познания, таких как проведение наблюдений, простейших опытов и измерений. Такой подход к построению учебных предметов в этом возрасте наиболее оптимально решает задачи пропедевтики знаний учебных предметов в средней школе, развития познавательные способности учащихся.

    Имею глубокие знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем школьной программы, использую различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования, могу предвидеть развитие и принимать решение в нестандартной ситуации  

Все это дает устойчивые положительные результаты. Качество знаний за последние годы имеет тенденцию роста:

2009-2010 уч.год -66%

2010-2011 уч.год  - 80%

2011-2012 уч.год  - 87%

Эффективность  работы  подтверждается и результатами промежуточной аттестации выпускников прошлого выпуска. В мае 2009 года все выпускники 4 класса со 100% успеваемостью сдали промежуточные экзамены по русскому языку и математике. 83 % из них выполнили экзаменационные работы на «4»и «5».

Мои учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и турнирах различного уровня по предметам, демонстрируя высокие результаты владения теоретическими знаниями. В 2007,2008,2009 годах более половины моих учеников принимали участие в международных конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок». Одна девочка из них вошла в двадцатку лучших в регионе. В апреле2010 года 10 учащихся моего 1 класса приняли участие во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию « ЧиП»( Человек и Природа)

 В настоящее время обучаю 4 класс. В текущем 2012/2013 учебном году трое моих учеников успешно выступили в заочном туре областных предметных олимпиад. Все трое вошли в 10-ку лучших результатов, а Липкан Иван занял 2 место по русскому языку. Он же отлично выступил и в региональном туре, где занял первое место о областной олимпиаде по русскому языку, что подтверждено дипломом. Более 60% моих учеников ежегодно участвуют в международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧиП», «Муравей»и показывают высокие результаты, занимая призовые места в районе и регионе.

Воспитательная работа на уроке направлена на формирование культуры общения, этических правил и норм, правил санитарии и гигиены и т. д.

Воспитание - процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности. Но основной объем  знаний и умений дети получают именно на уроке.   С первых уроков стараюсь привить детям любовь к книгам. Родителям тоже советую, чтобы они больше читали детям, Знакомлю  не только с произведениями в детских изданиях, но и знакомимся с  энциклопедиями, словарями. Радует и то, что  родители приобретают различные энциклопедии и  журналы своим детям.

  Воспитание гражданина начинается с развития умения  видеть природу. С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки  по школьному участку, по родному селу, в лес.  Знакомство с родным селом, столицей нашего края - важное средство гражданского воспитания.

   Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса.

  Задолго знакомлюсь с родителями будущих первоклассников. Провожу первое родительское собрание за год до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Приглашаю и медицинского работника. Он рекомендует, как организовать жизнь и режим школьника в семье. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. В течение года будущие школьники проходят подготовительный период. В это время ближе знакомлюсь с родителями, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы. На своем опыте убедилась, что не следует запугивать родителей разговорами о сложностях, о большой учебной и трудовой нагрузке первоклассников. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет.

    Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, и многодетным, так как и в тех и в других семьях встречаются трудности в воспитании детей. Присматриваюсь и к молодым семьям, где подчас родителями являются мои бывшие ученики.

   Провожу групповые и индивидуальные консультации с родителями..

   К урокам готовлю наглядные пособия, раздаточный материал. Помогают мне в этом и дети, и родители. В кабинете хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам. Систематизирована методическая копилка. Это подборки журналов « Начальная школа», «Педсовет», газета «Первое  сентября», карточки, перфокарты, тесты и многое другое.

  Более 20 лет являюсь руководителем  методического объединения учителей и классных руководителей начальных классов Постоянно даю открытые уроки для родителей, школьного МО, для учителей нашего района, постоянно выступаю на семинарах и методических объединении учителей начальных классов района .

 В рамках реализации регионального образовательного компонента прошла курсовую подготовку по  региональному курсу « Наш край». В целях углубления этого курса с детьми посетили многие города Владимирской области( Вязники, Мстеру, Муром, Суздаль, Ковров Владимир), где дети увидели и узнали много нового, интересного, познавательного о родном крае.

Любят дети готовить и проводить  открытые внеклассные мероприятия:

 - 1 класс: «Мы школьниками стали», « День Мойдодыра», «Прощание с Азбукой»

 - 2 класс: в конце ноября «День Матери» ( приглашаем мам и бабушек на замечательный праздник)

 - 3 класс: в конце октября проводим «Праздник Осени», выставку урожая, конкурс рисунков, конкурс « Удивим своим урожаем», праздник»Дружба-это…»

 -  4 класс:  «Прощание с начальной школой».

 Стало традицией каждый год проводить семейный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья!», праздники для мам «8 Марта», для пап «День Защитников Отечества», дни именинников», «Здравствуй, школа!», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», « Открытие 2 класса, 3 класса. 4 класса». Посещаем библиотеки, ходим на экскурсии, в походы, участвуем в смотрах художественной самодеятельности, в конкурсах чтецов. Три года подряд мои дети были лауреатами районного конкурса « Театр, в котором играют дети». В 2008 году показывали спектакль «Репка на новый лад», в 2009 году –«Сказка про умные пирожки и ученые башмачки», в 2010- «Приключения молодежи в день молодежи».Все участники получили грамоты и ценные призы. В 2012-«Сказка о вредных привычках», в 2013- « Как Вовка за живой водой ходил».  Мои дети любят трудиться, поэтому мы принимаем самое активное участие в общественно полезном труде, в субботниках.

Мой кабинет оснащен необходимым оборудованием, техническими и наглядными средствами обучения, библиотекой учебной справочной и дополнительной литературы, постоянно пополняется дидактическим  материалом. В 2012 году мой кабинет участвовал в районном смотре-конкурсе и занял призовое место, за что мне была вручена грамота Управления образования Вязниковского района и денежная премия.

Постоянно занимаюсь самообразованием и повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации ежегодно. В2005 г. в ВИПКРО по теме « Интерактивные формы организации учебного процесса», в 2006 г. в ВИПКРО по теме « Инновационные процессы в школе 1 ступени», в 2006-2007гг. в ВИПКРО- рейтинговые курсы учителей начальных классов с исследовательским подходом к профессиональной деятельности, в 2007-2008гг. дистанционные курсы при Университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Психологические особенности детей младшего школьного  возраста», в 2008-2009гг.- дистанционные курсы при Университете « Первое сентября» и Факультете педагогического образования   МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе « Особенности обучения младших школьников математике»( по системе Л.В.Занкова),  в 2010 г- ВИПКРО курсы для педагогов, принимающих участие в конкурсе «Педагог года»,в  2012г. ВИПКРО «Системно-деятельностный подход, как основа новых образовательных стандартов школы 1 ступени»,в  2012 г. Москва. Институт новых технологий «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием интернет-технологий» (при ВИПКРО).

 В настоящее время принимаю участие в работе областного сетевого педагогического сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...

Самоанализ педагогической деятельности учителя.

В работе представлен анализ моей педагогической деятельности за последние три года....

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя Быковой Галины Михайловны

Школа, в которой я работаю,  является малокомплектной, а это влечёт за собой ряд условий, которые я должна учитывать в выстраивании своей педагогической концепции. Труд учителя в малокомплектной ...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

Оставить след...крошечку своей души...частицу сердца в каждом, кто был рядом.В этом и заключается мое педагогическое кредо, моя педагогическая позиция, мое педагогическое счастье....