Главные вкладки

    Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
    статья по теме

    Батракова Татьяна Ивановна

     Доклад по указанной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc27.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста

     Батракова Т.И..

         Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности.  Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.[1] Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.   Воспитание - питание души и серд ца ребенка возвышенным, благород ным, прекрасным.[2] Образование - вая ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про цесс заключается в создании образа путем питания души красотой. Подлинным источником красоты является национальная культура. К сожалению, истоки национально го высыхают там, где не поют народ ных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, со бытия, позволяющие понять самих се бя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, за гадках. Это мир очень яркий и выра зительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ре бенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгады вать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Изучение традиций русской народ ной культуры может реализоваться в форме творческой фольклорной мастерской. Мастерская - это новый способ орга низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за дания, игры школьники абсолютно свободны. Цель творческой мастерской - ввес ти детей в мир русской народной куль туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие). [3]

         Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз витию личности ребенка, его познава тельного, коммуникативного, нрав ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.  

         В процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания.

      В процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры и   закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как разновременность формирования основных понятий.

                                                Список литературы:

    1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004,- 168с.
    2. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984,-112с.
    3. Иванов, И.В. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Проспект, 1989,- 243с.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

    В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

    Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

    данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

    Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

    В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

    Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

    материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...