Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
статья по теме

Батракова Татьяна Ивановна

 Доклад по указанной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста

 Батракова Т.И..

     Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности.  Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.[1] Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.   Воспитание - питание души и серд ца ребенка возвышенным, благород ным, прекрасным.[2] Образование - вая ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про цесс заключается в создании образа путем питания души красотой. Подлинным источником красоты является национальная культура. К сожалению, истоки национально го высыхают там, где не поют народ ных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, со бытия, позволяющие понять самих се бя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, за гадках. Это мир очень яркий и выра зительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ре бенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгады вать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Изучение традиций русской народ ной культуры может реализоваться в форме творческой фольклорной мастерской. Мастерская - это новый способ орга низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за дания, игры школьники абсолютно свободны. Цель творческой мастерской - ввес ти детей в мир русской народной куль туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие). [3]

     Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз витию личности ребенка, его познава тельного, коммуникативного, нрав ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.  

     В процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания.

  В процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры и   закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как разновременность формирования основных понятий.

                                            Список литературы:

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004,- 168с.
  2. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984,-112с.
  3. Иванов, И.В. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Проспект, 1989,- 243с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....

Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дороге детей младшего школьного возраста.

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень ч...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Из опыты работы Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Тренина С. А...

Воспитание уважения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста с помощью метода литотерапии

Использование метода литотерапии (работы с камнями) в практике педагога-психолога школы...