Главные вкладки

    Статья по теме:
    Воспитание культуры здоровья и основ ЗОЖ у детей младшего школьного возраста

    Мягкова Алла Владимировна

    Из опыта работы учителя по данной проблеме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya1.odt21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мягкова Алла Владимировна, учитель начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»  г. о. Саранск

    Воспитание культуры здоровья и основ ЗОЖ у детей младшего школьного возраста

            Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

                                                                                Ж.Ж.Руссо.

    Проблема сохранения здоровья, забота человечества о своем физическом состоянии становится очень актуальной. Негативное влияние на здоровье оказывают

    плохая экология, наследственность, некачественные продукты питания, бытовые условия, вредные привычки. Во избежании отклонений в здоровье, хронических заболеваний, необходимо поддерживать  стремление к здоровому образу жизни, способствовать воспитанию привычек, закладывающих основы здоровья с первых дней пребывания ребенка в  школе. Для осуществления этих задач в начальной школе создана система оздоровительной работы, которая помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Система оздоровительной работы предполагает ,прежде всего воспитание и пропаганду культуры здоровья.

     К организационно — методической работе по сохранению, укреплению здоровья следует отнести здоровьесберегающую педагогику на уроках

    • проведение физкультурных минуток;
    • смена видов деятельности;
    • театральные постановки;
    • игровые формы работы ;
    • гимнастика для глаз;
    • специальные комплексы упражнений, направленные на коррекцию осанки и предупреждение детского сколиоза.

    В начальной школе используются такие формы работы с учащимися, как

    • классные часы
    •  тематические викторины и устные журналы
    • выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человека
    • динамические паузы и физкультминутки( гимнастика для глаз, адаптационная и пальчиковая гимнастика)
    • спортивные часы
    • дни здоровья
    • выпуски газет
    • беседы врача

    В течении учебного года, работая во втором классе, провела классные мероприятия по формированию здорового образа жизни: « Калейдоскоп здоровья» (классный час  о вкусной и полезной для здоровья пище); « Растения и человек»( внеурочные занятия по курсу « Юный эколог»);» Как сохранить хорошее зрение» ( тематическая беседа); « Детские забавы» ( спортивно — развлекательный час на уроках физической культуры);  « Невидимые враги человека, которые мешают ему жить( нецензурные слова, курение, алкоголь, СПИД, наркотики)» — тематический классный час.

    Ежегодно в школе № 32  г. о. Саранск в рамках акции « Молодежь за здоровый образ жизни» проводятся « Недели ЗОЖ», а все четыре времени года дети соревнуются, участвуя в Днях здоровья. Систематически проводятся  подвижные игры на переменах « Воробьи и вороны», « Ручеек», « Летает , не летает», « Морская фигура». Очень любят дети и спортивные праздники, которые проходят в  начальной школе: Малые Олимпийские игры,  спортивно — патриотическая игра « Зарничка», игра - соревнование « Папа, мама, я — спортивная семья».В  конце учебного года дети приняли участие в неделе « Береги свое здоровье», в создании проектов.

        Во время внеурочной деятельности , во второй половине дня,ежедневно проводятся спортивные мероприятия( « Самый быстрый», « Смелые, сильные, ловкие»), дети с удовольствием посещают спортивные секции, школьный бассейн и Шахматный клуб. Большой вклад в постановку и организацию состояния здоровья детей вносит сбалансированное питание детей в  столовой школы.

      Следует отметить, что массовые оздоровительные мероприятия, спортивно — оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии проводятся при активном участии и большой помощи со стороны родителей. Родители — помощники учителя и очень важно помнить, что задача повышения уровня психолого — педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Ведь первые познания о здоровье ребенок получает в семье, а затем в школе. При составлении тематики родительских собраний обязательно включаю темы, касающиеся  сохранения здоровья детей, правильного образа жизни человека потому, что эти темы очень актуальны для родителей. Проведены родительские собрания на темы: « Режим дня школьника»,  «Утомляемость ребенка и как с ней бороться», « Если ваш ребенок часто болеет»,

    « Вредные привычки — профилактика в младшем школьном  возрасте». В тесном контакте с психологом школы учитель в доверительной форме — обсуждении проводит беседы с родителями, направленные на их психолого — педагогическое просвещение.

       Воспитание культуры здоровья и основ ЗОЖ у детей младшего школьного возраста становятся составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению — характер обучения и воспитания, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, культура педагога и т. д. - имеет прямое отношение к проблеме здоровья детей. Учителю, классному руководителю необходимо активно включаться в оздоровительную практику.

     Литература

    1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя1-4 классы М.: Вако. 2005.

    2. Здоровьесбережение — базовая составляющая процесса гуманизации начального образования // Начальная школа.2007.№ 6.

    3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако.2010.

       

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста

    Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят...

    "Пути формирования осознанного, беглого и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста" Обобщение опыта работы

    Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В статье предложены занимательные упражнения:1) для формирования навыка владения дыханием и голосом;2) напра...

    Особенности возникновения и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста

    Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной пробле...

    Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

    Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...

    «Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

    В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

    Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

    Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...