Внеурочная деятельность "Детская риторика"
рабочая программа по теме

Рабочая программа "Детская риторика" 1-2 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_kruzhok.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Детская риторика»

Составитель:

учитель русского языка и литературы

 Воронова Г.Р.

Новоспасск, 2012год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа внеурочной образовательной деятельности «Детская риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам начального общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности. В учебном плане МОБУ «СОШ с Новоспасск» на изучение программы «Детская риторика» отводится1 час в неделю,33 часа в год.

Изучение курса «Детская риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика    восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому курс «Детская  риторика» как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь курсом гуманитарного цикла, «Детская риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ценностные  ориентиры содержания программы  «Детская риторика»

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Особенности организации занятий:

       Курс «Детская риторика» – практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

       Большая часть времени уделяется практике.

       Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы работы, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на занятиях риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

        Риторический анализ   предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий;

• что хотел сказать;

• что сказал ненамеренно.

         Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

         При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

         Риторические задачи   основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

– кто говорит – пишет (адресант);

– кому говорит – пишет (адресат);

– почему (причина);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

         Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

         В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

        Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

      Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом  уроке):

  • Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
  • Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
  • Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие  спонтанную (неподготовленную) речь.

       Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида  деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

        Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим  магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы.

     В  курсе «Детская риторика»  осуществляются тесные межпредметные связи

  • с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
  • с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
  • с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

     В структуре курса «Детская риторика» можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

         Реализация курса основана на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Основные риторические умения

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

  • корректность речевого поведения (речи) в различных ситуациях;
  • уместность использования несловесных (невербальных) средств общения -жестов, мимики, темпа, громкости в устных высказываниях, предусмотренных программой.

Второй тип (У-2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:

  • умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);
  • умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

 

Умения

Понятийные и инструментальные

                               знания

ОБЩЕНИЕ

Для чего люди общаются.

Понятие о риторике.

Виды общения

У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах).

У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях.

Устное и письменное общение

(чем различаются).

Словесное и несловесное общение.

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Речевая деятельность

У-1. Слушать учителя, его объяснения.

У-2. Быть хорошим слушателем.

У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения.

У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.

У-2. Уместно, умело использовать

громкость, темп речи в устных высказываниях.

У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности.

У-2. Сочинять считалки, загадки.

У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации.

У-2. Пользоваться подходящими

приемами ознакомительного чтения.

Слушание.

Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)

Вывеска.

Скороговорка.

Чистоговорка.

Считалка.

Загадка.

Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).

Некоторые приемы ознакомительного чтения.

У-1. Анализировать шрифтовые

выделения (в том числе и цветом)

в текстах учебников.

Письменная речь. Графическая

структура письменного текста:

шрифтовые выделения (о чем нам

говорят шрифт, иллюстрации).

Речь правильная и хорошая (эффективная)

У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.

У-2. Исправлять замеченные ошибки.

Недочеты в речи.

Правильная и неправильная речь.

Речевой этикет

У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения.

У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы.

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Разговор по телефону.

ТЕКСТ

Речевые жанры

У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст.

У-1. Определять тему и основную мысль текста.

У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста.

У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов.

Что такое текст.

Тема и основная мысль текста.

Текст и заголовок текста.

Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Этикетные речевые жанры

У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах.

Приветствие.

Прощание.

Благодарность.

Извинение.

У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости.

Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»

  • ОБЩЕНИЕ Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

Виды общения. Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика. Темп, громкость в устной речи.

Речевой этикет. Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Речевая деятельность. Говорим – слышим.

Слушание. Учимся слушать учителя, его объяснения.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников).

Чтение. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой). Некоторые приёмы ознакомительного чтения.

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чём нам говорит шрифт).

Правильная и хорошая эффективная речь. Недочёты в речи.  Правильная и неправильная речь.

  •  РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Текст. Что такое текст. Тема и заголовок текста. Разные заголовки. Ключевые (опорные) слова. Красная строка для выделения смысловых частей текста.

Этикетные речевые жанры. Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение.

Вторичные речевые жанры. Тема и основная мысль исходного текста.

Типы текстов. Тексты, отвечающие на вопрос «почему?» Тексты, отвечающие на вопрос «какой?» рассказ, сказочная история по сюжетной картинке, по началу.

Речевые информационные жанры. Вывески.

Речевые жанры малых форм (для развития креативно-речевых способностей). Скороговорка – чистоговорка; перевёртыш, загадка, считалка, закличка и т.д.

№ п/п

                         

Название раздела (их основные идеи и понятия)

Кол-во часов

1

Общение

Чему учит риторика. Для чего люди общаются. Если ты один на свете. Будем общаться

Словесная вежливость. Употребление слов вежливости в зависимости от адресата и ситуации общения. Приветствие. Ответы на приветствие. Добро пожаловать.

Значение слова в жизни человека

Вывески, их информационная роль. Вывески – предметы, вывески - слова

Речь как средство воздействия на мысли, чувства. Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

Роль речи в организации совместной деятельности. Давайте договоримся. Поиграем вместе. 

8ч.

1

2

2

2

1

2

Речь: устная и письменная

Сходство и различие двух форм речи. Говорим-пишем. Читаем-пишем.

Устная речь. Уместное употребление громкости, темпа речи в зависимости от ситуации общения. Окраска (тембр) голоса. Громко - тихо. Быстро - медленно. Узнай по голосу.

Речевое поведение во время телефонного разговора.. Разговор по телефону.

Роль несловесных средств  при устном общении. Мимика и жесты. Без слов.

Уместное употребление различных форм прощания в зависимости от ситуации. Прощание.

Правила речевого поведения. Как вести себя во время разговора. Давайте жить дружно

Различные способы выражения благодарности. Благодарность.  Новогодняя сказка

10 ч.

2

2

1

1

1

2

1

3

Текст

Признаки текста: тематическое и смысловое единство. Тема текста. Роль заголовка. Текст – что это такое? О ком? О чём? Заголовки – отгадки. Заголовки, названия. Заголовки бывают разные.

Уместное использование различных форм извинения. Извинение. Извини, прости за что.

Опорные тематические слова как признак текста. Выяснение значения непонятных слов. Очень важные слова. Знакомые незнакомцы.

Основная мысль как важный признак текста. Ключ к тексту. Загадки.

Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Рифма.

Структурные части текста. Как построен текст. Начало – конец. Наши считалки.

Уместное употребление обращений в различных ситуациях. Обращение.

Обобщение изученного. Что лучше и что хуже языка. Маленькие тексты.

15 ч.

3

2

2

2

1

2

2

1

Календарно- тематическое планирование 1 класс

№п/п

Кол-во часов

Тема

дата

                                    Для чего нужна речь? 8 часов

1.1

1

Наука риторика

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Познакомиться с учебником

2.2

1

Если ты один на свете.

Понимать значение слова как средства воздействия на чувства и поведение людей.

Анализировать ситуацию, делать выводы

3.3

1

Учимся вежливости

Понимать значение слова как средства воздействия на чувства и поведение людей.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

4.4

1

Погуляем по городу

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях  

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

Объяснять, зачем нужны вывески  

Различать вывески – слова и вывески-рисунки  

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе  

5.5

1

Погуляем по городу

6.6

1

Слово веселит, огорчает, утешает

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства  

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить  

7.7

1

Поиграем, посчитаем. Считалочки

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Сочинять чистоговорки, считалки, произносить их, употреблять обращение

8.8

1

Поиграем вместе

Сочинять чистоговорки, считалки, произносить их, употреблять обращение

                                                             Устная речь 10 часов

9.1

1

Говорим-слышим. Читаем-пишем

Называть виды речевой деятельности  

Различать устную и письменную речь  

10.2

1

Громко – тихо

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях  

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.  

11.3

1

Быстро - медленно

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях  

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.  

12.4

1

Чистоговорки. Скороговорки

Презентовать  скороговорки

Создавать  чистоговорки, считалки, произносить их, употреблять обращение

13.5

1

Узнай по голосу

Уметь распознавать

и использовать формы речи

14.6

1

Разговор по телефону

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре  

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения  

15.7

1

Мимика и жесты

Называть средства несловесного общения, объяснять их значение при устном общении  

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств  при решении риторических задач.

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств

16.8

1

До свидания

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения  

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях  

 Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

17.9

1

Как вести себя во время разговора

18.10

1

Спасибо. Подарок. Умей благодарить

                                                Текст 15 часов

19.1

1

Что такое текст? О ком? О чем?

На свете все на все похоже

Различать текст и набор предложений  

Определять тему текста  

Озаглавливать текст  

20.2

1

О чем можно узнать из заголовка

Объяснять роль заголовка, структурные элементы, знаки в тексте.

21.3

1

Извинение

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях  

Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения  

22.4

1

От учтивых слов язык не отсохнет

форм согласия и отказа.

 Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации отказа или просьбы  

23.5

Очень важные слова. Узнай сказку

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте.

Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях.  

Презентовать сочинение

24.6

Как дедушка сказку рассказывал. Знакомые незнакомцы

Выделять незнакомые слова в тексте.

 Выяснять значение непонятных слов.

Определять тип небольших текстов, подбирать заголовок

– угадывать сказку по опорным словам;

– составлять текст по его частям

25.7

Ключ к тексту

Формулировать основную мысль текста. Создавать  рассуждения по структурной схеме

26.8

Загадки

Овладеть приемами конструирования загадок. Сочинять загадку

27.9

Какой текст легче читать?

Различать текст-описание от других текстов

28.10

Как построен текст

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Выделять начало, основную часть, конец текста  

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях  

29.11

Концовка

Составлять текст по его частям.

 Пересказывать последовательно части текста

30.12

Обращение. Правило приличия

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач  

31.13

Ласковым словом и камень растопишь

Отличать  невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре

32.14

Сочиним сказку

Составлять план текста: делить текст на части озаглавливать. Составлять текст  по частям

33.15

Обобщающий урок

Называть изученные признаки текста  

Называть изученные признаки текста  

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года  

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Должны знать:

Общение, речевая ситуация, виды общения, речевой этикет, риторические этапы подготовки текста, качества речи.

Должны уметь:

Анализировать и оценивать общение – корректность речевого поведения в ситуациях, уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, умение ориентироваться в ситуациях общения, вступая в контакт и поддерживая его, умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сфере.

 Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Должны знать:

Общение, речевая ситуация, виды общения, речевой этикет, риторические этапы подготовки текста, качества речи.

Должны уметь:

Анализировать и оценивать общение – корректность речевого поведения в ситуациях, уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, умение ориентироваться в ситуациях общения, вступая в контакт и поддерживая его, умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сфере.

№ п/п

                         

Название раздела (их основные идеи и понятия)

Кол-во часов

Общение 1. Чему учит риторика. Речевая ситуация: кто говорит (пишет)- кому (адресат)- что, с какой целью. Твои речевые роли. Твой адресат (кому ты говоришь- пишешь)

3

Виды общения. Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи.

3

Речевой этикет. Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения просьбы. Вежливый отказ ( в просьбе). Способы выражения согласия.

4

Речевая деятельность. Говорить- слушать: читать- писать ( что общего, чем отличаются). Приёмы слушания: фиксация заголовка и непонятных слов. Сигналы ( словесные и несловесные) внимательного слушателя. Основной тон, смысловое ударение. Изучающее чтение (учимся читать учебный текст). Приёмы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов ( в связи с пересказом).  Способы правки пересказа и других текстов, вычёркивание ненужного. 

8

Правильная и хорошая речь( эффективная).

Речевые жанры 2. Текст. Тематическое единство как признак текста. Основная мысль текста. Основные структурно-смысловые части в разных текстах.

3

Этикетные речевые жанры. Согласие. Просьба- отказ. Скрытая просьба. Приглашение.

2

Вторичные речевые жанры. Особенности пересказа как вторичного текста. Подробный (устный) пересказ. Сжатый пересказ.

2

Типы текстов. Рассуждение, его смысловые части. Рассуждение- объяснение. Рассуждение- доказательство. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Описание в учебной речи. Описание в объявлении. Описание- загадка. Невыдуманный рассказ о себе. Небылицы. 

5

Речевые информационные жанры. Объявления. Скороговорка- чистоговорка. Перевёртыш, загадка, считалка, закличка.

4

Календарно- тематическое планирование 2 класс

№п/п

Кол-во часов

Тема

дата

                                                                               Общение 18 часов

1.1

1

 Чему учит риторика. 

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

2.2

1

Кто говорит (пишет)- кому (адресат)- что, с какой целью.

Понимать значение слова как средства воздействия на чувства и поведение людей.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

3.3

1

Твои речевые роли. Твой адресат.

Понимать значение слова как средства воздействия на чувства и поведение людей.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

4.4

1

Виды общения. Общение в быту.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

5.5

1

Общение в быту. Учимся вежливости.  

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

6.6

1

Тон речи.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

7.7

1

Учимся вежливости

Понимать значение слова как средства воздействия на чувства и поведение людей.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

8.8

1

Слово веселит, огорчает, утешает

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства  

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить  

9.9

1

Слово веселит, огорчает, утешает

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства  

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить  

10.10

1

Просьба. Вежливый отказ ( в просьбе). Способы выражения согласия.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

11.11

1

Речевая деятельность. Говорить- слушать: читать-писать

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях  

12.12

1

Заголовок,  непонятные слова

Объяснять роль заголовка, структурные элементы, знаки в тексте.

13.13

1

Сигналы ( словесные и несловесные) внимательного слушателя

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях  

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения  

14.14

1

Изучающее чтение (учимся читать учебный текст).

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

15.15

1

Изучающее чтение (учимся читать учебный текст).

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

16.16

1

Очень важные слова. Узнай сказку

Сочинять чистоговорки, считалки, произносить их, употреблять обращение

17.17

1

Пересказ сказки.

Формулировать основную мысль текста. Создавать  рассуждения по структурной схеме

18.18

1

Пересказ

Формулировать основную мысль текста. Создавать  рассуждения по структурной схеме

Речевые жанры 16 часов

19.1

1

Текст. Как построен текст .

20.2

1

Основная мысль текста. Основные структурно-смысловые части в разных текстах.

Объяснять роль заголовка, структурные элементы, знаки в тексте.

21.3

1

Основные структурно-смысловые части в разных текстах.

Объяснять роль заголовка, структурные элементы, знаки в тексте.

22.4

1

Этикетные речевые жанры. Согласие. Просьба- отказ.

Моделировать вежливое речевое поведение

23.5

1

Скрытая просьба. Приглашение.

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

24.6

1

Вторичные речевые жанры. Особенности пересказа.

Составлять текст по его частям.

 Пересказывать последовательно части текста

25.7

1

Подробный (устный) пересказ. Сжатый пересказ.

Составлять текст по его частям.

 Пересказывать последовательно части текста

26.8

1

Типы текстов. Рассуждение, его смысловые части.

Составлять текст по его частям.

 Пересказывать последовательно части текста

27.9

1

Рассуждение- объяснение. Рассуждение- доказательство.

Уметь рассуждать Пересказывать последовательно части текста

28.10

1

Описание в учебной речи. Описание в объявлении. Описание- загадка.

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

29.11

1

Невыдуманный рассказ о себе. Небылицы.

Отличать  невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре

30.12

1

Небылицы.

Отличать  невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре

31.13

1

Речевые информационные жанры. Объявления. 

Составлять объявления

32.14

1

Скороговорка- чистоговорка. Перевёртыш, загадка, считалка, закличка.

Сочинять чистоговорки, считалки, произносить их, употреблять обращение

33.15

1

Перевёртыш, загадка, считалка, закличка.

Сочинять чистоговорки, считалки, произносить их, употреблять обращение

34.16

1

Обобщающий урок

Называть изученные признаки текста  

Называть изученные признаки текста  

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года  

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»

       

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

      Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

           Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.    

Используемая литература:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Т.А Ладыженская. Детская риторика. В рассказах и рисунках. Учебник для 1 класса. -  М.: Баласс, 2009.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

 Орфографический словарь  русского языка.

 С.Ожегов. Толковый словарь русского языка.

  Детские книги разных типов из круга детского чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика". 1 класс. Школа 2100...

Планирование по внеурочной деятельности "Риторика" 4 класс

Планирование к внеурочной деятельности  "Риторика" 4 класс...

Внеурочная деятельность Риторика

Внеурочная деятельность Риторика...

Внеурочное занятие Риторика

Внеурочное занятие Риторика...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" для 1-4 классов ФГОС...