Планирование по внеурочной деятельности "Риторика" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Планирование к внеурочной деятельности "Риторика" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titova_ritorika_4_klass_b.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Риторика»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Риторика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
7.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос Варламово на 2014-2015 учебный год.
8. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2014 г.) и авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках : М.: Баласс, , 2014г.
Актуальность. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цель программы риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь
Задачи программы
–формирование ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
–формирование важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
– развитие понимания важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
– формирование чувств справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
– осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Целевая аудитория, объём Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов, всего 135 часов. 1 класс – 33 ч. в год, 2-4 классы – 34 часа в год.
Планируемые результаты
1-й год реализации
Прогнозируемый результат
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
Прогнозируемый эффект
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й год реализации
Прогнозируемый результат
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
Прогнозируемый эффект
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й год реализации
Прогнозируемый результат
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
Прогнозируемый эффект
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й год реализации
Прогнозируемый результат
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– знать особенности диалога и монолога;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
Прогнозируемый эффект
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– пользоваться основными способами правки текста.
Тематический план
4 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы контроля |
Тематический блок «ОБЩЕНИЕ» 33 ч | 33 | 7 | 26 | Самостоятельная работа, диагностическая игра, тест, проектная деятельность | |
Тематический блок «Текст» 25 ч | 25 | 7 | 18 | Сообщение, проектная деятельность, диагностическая игра, тест | |
Раздел 4. ОБОБЩЕНИЕ (10 ч) | 10 | 4 | 6 | Проектная деятельность, диагностическая игра, | |
Итого | 68 | 18 | 50 |
Формы организации занятий: беседы, викторины, проектная деятельность, исследования, практикумы
Формы контроля: диагностическая игра, проектная деятельность, тесты, презентации, сообщения, самостоятельная работа
Учебно-тематический план
4 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | УУД | Формы организации занятий | Формы контроля | Дата | |||||||||||
Тематический блок «ОБЩЕНИЕ» 33 ч | 33 | 7 | 26 | Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую - понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию; - наблюдать и делать самостоятельные выводы Регулятивные: - определять цель деятельности на занятии; - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему; - учиться планировать деятельность на занятии; - высказывать свою версию; - работать по предложенному плану, -определять успешность выполнения своего задания; Коммуникативные: донести свою позицию до других; - вступать в беседу на уроке; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | |||||||||||||||
1-2 | Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь | 2 | 1 | 1 | Час общения | ||||||||||||||
3-4 | Общение устное и письменное. Пять вещей должны все знать | 2 | 2 | Исследование | |||||||||||||||
5-6 | Улыбайся чаще. Когда мы вместе | 2 | 1 | 1 | Презентация | ||||||||||||||
7-8 | Улыбка в жизни помогает | 2 | 2 | Исследование, презентация | Презентация | ||||||||||||||
9-10 | Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи | 2 | 2 | Беседа с элементами дискуссии | |||||||||||||||
11-12 | Речевые отрезки и паузы | 2 | 2 | Презентация, | |||||||||||||||
13-14 | Речевые отрезки и паузы .Закрепление | 2 | 1 | 1 | Викторина | Диагностическая игра, тест | |||||||||||||
15-16 | Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички | 2 | 1 | 1 | Беседа о ситуациях, когда следует говорить подробно, а когда – кратко . | ||||||||||||||
17-18 | Утешить – помочь, утешить – поддержать | 2 | 1 | 1 | Сообщение «Краткость – сестра таланта» | Сообщение | |||||||||||||
19-20 | О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя | 2 | 1 | 1 | Игра «Волшебный стул» | ||||||||||||||
21-22 | Какой я читатель? | 2 | 2 | Тренинг | |||||||||||||||
23-24 | Моя библиотека. | 2 | 2 | Беседа об использовании сигналов внимательного слушателя | |||||||||||||||
25-26 | Книга в жизни человека | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||||||||||||||
27-28 | Невыдуманный рассказ | 2 | 2 | Практикум | |||||||||||||||
29-30 | Было или придумано? | 2 | 1 | 1 | Практикум | ||||||||||||||
31-32 | Проект «Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека» | 2 | 2 | Создание проекта | Проект | ||||||||||||||
Защита проекта | Проект | ||||||||||||||||||
33 | Защита проекта «Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека» | 2 | 2 | ||||||||||||||||
Тематический блок «Текст» 25 ч | 25 | 7 | 18 | ||||||||||||||||
34 | Яркие признаки текста. Тексты аргументированные и неаргументированные | 1 | 1 | Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию; - наблюдать и делать самостоятельные выводы Регулятивные: - определять цель деятельности на занятии; - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - учиться планировать деятельность на занятии; - высказывать свою версию; - работать по предложенному Коммуникативные: - донести свою позицию до других; - вступать в беседу на уроке; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | презентация | ||||||||||||||
35-36 | Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы | 2 | 1 | 1 | практикум | ||||||||||||||
37-38 | Завершающие абзацы | 2 | 2 | Исследование | |||||||||||||||
39 | Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре- щаю – предостерегаю | 1 | 1 | Презентации, выставка рисунков | |||||||||||||||
40 | Какие знаки ты знаешь? Символы и знаки – копии | 1 | 1 | Презентация | |||||||||||||||
41 | Опорные конспекты | 1 | 1 | Практикум | |||||||||||||||
42 | Деловое и художественное описание. Мы пишем описания | 1 | 1 | Практикум | Описание любимого животного | ||||||||||||||
43 | Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка | 1 | 1 | Практикум | |||||||||||||||
44-45 | Основные части рассуждения | 1 | 1 | 1 | Практикум | Сочинение - рассуждение | |||||||||||||
46 | Аргументы. Структура аргументов | 1 | 1 | Практикум | |||||||||||||||
47 | Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение | 1 | 1 | ||||||||||||||||
48 | Словарная статья | 2 | 1 | 1 | Регулятивные действия: -определять цель деятельности, план выполнения заданий, -определять правильность выполненного задания на основе образца, -учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, -оценка своего задания, коррекция. Познавательные действия : -уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, -уметь добывать информацию из дополнительных источников, -ставить проблему и решать ее. Коммуникативные действия: -уметь работать в группе, договариваться друг с 1другом, -участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, -слушать и понимать других, -аргументировать свое мнение. | Исследование | |||||||||||||
49 | Что такое рассказ, его части | 1 | 1 | Презентация | |||||||||||||||
50 | Сочиняем рассказ | 1 | 1 | Конкурс рисунков | |||||||||||||||
51 | Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете | 1 | 1 | Диспут | |||||||||||||||
52-53 | Газетная информация. Факты, события и отношение к ним | 2 | 2 | Проектная деятельность | Проектная деятельность | ||||||||||||||
54-55 | Информационные жанры | 2 | 2 | Проектная деятельность | Проектная деятельность | ||||||||||||||
56 | Хроника | 1 | 1 | Беседа «Средства массовой информации» | |||||||||||||||
57 | Информационная заметка | 1 | 1 | Сообщение «Что мы знаем о средствах массовой информации» | Сообщение | ||||||||||||||
58 | Подпись под фотографией | 1 | 1 | Практикум | |||||||||||||||
Тематический блок ОБОБЩЕНИЕ (10 ч) | 10 | 4 | 6 | ||||||||||||||||
59-60 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры | 2 | 2 | Регулятивные действия: -определять цель деятельности, план выполнения заданий, -определять правильность выполненного задания на основе образца, -учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, -оценка своего задания, коррекция. Познавательные действия: -уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, -уметь добывать информацию из дополнительных источников, -ставить проблему и решать ее. Коммуникативные действия: -уметь работать в группе, договариваться друг с другом, -участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, -слушать и понимать других, -аргументировать свое мнение. | Беседа | ||||||||||||||
61-62 | Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги | 2 | 2 | Беседа | |||||||||||||||
63 | Речевые привычки | 2 | 1 | Практикум | |||||||||||||||
64-65 | Учись красноречию. Проект «Майская газета» | 2 | 2 | Проектная деятельность, | Проектная деятельность, | ||||||||||||||
66-67 | Защита проекта «Майская га- зета» | 2 | 2 | Защита проекта | Защита проекта | ||||||||||||||
68 | Викторина «Риторика в моей жизни» | 1 | 1 | Викторина | Диагностическая игра | ||||||||||||||
Итого | 68 | 18 | 50 |
Дидактическое сопровождение
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2010 Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса.,М.,»Просвещение»,2014г Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Книга для учителя. Уроки риторики в школе.-М –Баласс 2014
| Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Учебник-тетрадь для 4 класса. в 2 частях. – М.: Баласс, 2014 |
Алгоритмы деятельности | Положение о конкурсах, проектах | Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 | Проекты, отчетный урок-концерт, самостоятельная работа |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Кабинет № 1, 27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест | Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет |
Мониторинговая карта
Класс | Цель | Прогнозируемый результат | Продукт деятельности учащихся | Прогнозируемый эффект | Диагностичесий инструментарий |
4 | Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь | – формулировать тему беседы после предварительного обсуждения; – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | . Проект «Майская газета» Сообщение «Краткость – сестра таланта» Проекты «Какой я читатель?» «Моя библиотека». «Книга в жизни человека» | Осмысливать : Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. | Диагностическая игра «Мои вершины»(автор О.В, Воробьёва),2014г Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по внеурочной деятельности. 1 класс
В планирование по внеурочной деятельности входят : Метапредметные проекты "Я познаю мир" и планирование по индивидуально-групповым занятиям "Всезнайка"....
Тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс "Математика и конструирование"
Программа по предмету «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы ка...
Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...