Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Топилина Елена Николаевна

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:  

             познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

            мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

            прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

            прививать интерес к исследовательской деятельности.

             Для организации внеурочной деятельности и на уроках

 «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках. 

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

      В основе формирования  исследовательских  умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel_2_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Календарно – тематическое планирование курса  внеурочной деятельности

                                                                     «Я – исследователь» во 2 классе ( 34 часа )

Наименование разделов.тем

Всего часов

    Количество                 часов

План

Факт

Оборудова

ние

Характеристика деятельности                              обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

Знакомство с основными понятиями исследовательской деятельности.

Умение выдвигать гипотезу, видеть проблему, определять свои потребности.

Умение принимать в составе группы(или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем)проекта и аргументировать свой выбор.

Осуществление  сбора, систематизации и анализа информации.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

Умение формулировать (индивидуально или в результате обсуждения в группе)цель проекта

I

Проектная деятельность. Основы проектной деятельности.

4

3

1

1

Что такое научный эксперимент?

1

1

-

Диск

2

Этапы проведения научного эксперимента.

1

1

-

3

Учимся работать со справочной литературой.

2

1

1

II

Практическая работа,

как вид исследовательской деятельности

18

9

9

1

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Свойства воды.

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

2

Проведение практической работы «Что плавает, что тонет.»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

3

Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблему.

Эксперимент «Лодка с мыльным двигателем»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

4

Развитие умения видеть проблему. Проведение эксперимента «Воздействие воды на корабль.»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

Оценивание своей роли в проекте.

5

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулирование предположения(гипотезы).Свойство воды. Эксперимент «Подводная лодка из яйца»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

Умение получать дополнительную информацию.

Участие в коллективном анализе проекта.

Умение определять причины успехов и неудач.

Умение делать выводы из полученных результатов.

Умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдения.

6

Свойства воды. Проведение эксперимента «Строим плот из различных материалов»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

7

Воздух и атмосферное давление. Проведение эксперимента «Свойства нагретого воздуха. Тепловое колесо»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Воздух и атмосферное давление»

8

Проведение эксперимента «Парашют .Его устройство и свойства. Наблюдение за падением парашюта».

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Воздух и атмосферное давление»

9

Практическая работа. «Природа звука.Угадай звук!»  Выдвижение гипотезы . Постановка вопросов.

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Природа звука»

III

Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности

12

7

5

1

Наблюдение . Экскурсия в парк.

Погода.  Свойства погоды.

1

-

1

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

Умение получать дополнительную информацию, эффективно использовать ее в процессе работы над проектом.

умение проводить оценку   (самооценку)результатов данного этапа работы.

2

Обоснованный выбор способа выполнения задания. Практическая работа «Наблюдение за направлением ветра с помощью воздушного змея.»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

3

Проведение практической работы «Измерение силы ветра»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

4

Проведение практической работы «Измерение количества осадков и облачности»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

5

Проведение практической работы «Пиктограммы и результаты исследования»

1

1

-

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

6

Условные знаки для обозначения показателей температуры, силы ветра и других погодных явлений

1

1

-

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

7

Проведение практической работы «Построение графика изменения температуры»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Погода.

Наблюдение за погодой.»

8

Круглый стол. Подведение итогов.

1

1

-

Итого:

34

19

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Данн...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык (4 класс)

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности РПС ("Развитие познавательных способностей") "Юным умникам и умницам" "Занимательный русский язык" 4 кл...