Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Топилина Елена Николаевна

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:  

             познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

            мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

            прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

            прививать интерес к исследовательской деятельности.

             Для организации внеурочной деятельности и на уроках

 «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках. 

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

      В основе формирования  исследовательских  умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel_1_klass.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                         Календарно – тематическое планирование курса  внеурочной деятельности

                                                                «Я – исследователь» в 1 классе (33 часа)

Наименование разделов.тем

Всего часов

    Количество                 часов

План

Факт

Оборудова

ние

Характеристика деятельности                              обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-торные

Знакомство с основными понятиями исследовательской деятельности.

Умение  определять свои потребности.

Умение принимать в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы ( подтем ) проекта и аргументировать свой выбор.

Умение осуществлять  совместное или самостоятельное планирование и  выполнение практического задания.

I

Основы исследовательской деятельности

6

3

3

1

Что такое исследование?

1

1

-

Диск

Интерактивная доска

2

Как задавать вопросы?

2

1

1

3

Как выбрать тему исследования?

2

1

1

4

Учимся выбрать дополнительную литературу! (экскурсия в библиотеку)

1

1

II

Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностей.

17

11

6

1

Равновесие и устойчивость. Мосты.

Проведение эксперимента

 « Изобретаем арочный мост»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Равновесие и устойчивость»

2

Проведение эксперимента  «Изобретаем висячий мост.» Силы давления и натяжения, действующие на висячий мост.

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Равновесие и устойчивость»

Умение получать дополнительную информацию.

Участие в коллективном

анализе научного эксперимента

3

Постановка вопроса (поиск гипотезы .

Проведение эксперимента «Мост без гвоздей и винтов»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Равновесие и устойчивость»

Умение грамотно формулировать вопросы в поиске гипотезы.

Оценивание своей роли в проекте.

Умение определять причины успехов и неудач.

Умение выдвигать гипотезу, видеть проблему, определять свои потребности 

Умение делать наблюдения, заключать выводы

 из полученных результатов наблюдения.

4

Формулирование предположения(гипотезы).

Прорастание . Проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Прорастание»

5

Проведение эксперимента «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Прорастание»

6

Проведение эксперимента

«Различные факторы, определяющие рост растений»

2

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Прорастание»

7

Проведение эксперимента

«Наблюдение за вьющимися растениями»

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Прорастание»

8

Проведение исследования «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-  разному»:  кубики одного размера в стакане,

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

Умение делать выводы:

Вода поднимается

Уровень воды становится выше

Вода вытесняется

Это зависит от того, сколько места предмет занимает в воде, а не от веса предмета. Чем больше предмет, тем больше воды вытесняется, тем выше поднимается уровень воды в ёмкости.

9

Проведение эксперимента «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера»

2

2

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

10

Проведение исследования «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера»

1

1

Комплект лабораторного оборудования

«Плавание и погружение»

III

Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности

5

2

3

1

Наблюдение за изменениями в природе.

Экскурсия в парк.

1

-

1

Умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдения.

Умение проводить оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Выбор форм и способов презентации предполагаемых результатов.

2

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова»

2

1

1

Измерительные приборы.

3

Наблюдение, как способ выявления проблем.

2

1

1

IV

Творческие работы- средство стимулирования проектной деятельности детей.

5

4

1

1

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме

2

1

1

Интерактивная доска;диски.

2

Защита  исследовательских работ.

1

1

Осуществление  презентации предполагаемых результатов.

Умение

подводить итоги исследовательской деятельности.

3

Выставка творческих работ. Анализ исследовательской деятельности

1

1

5

Круглый стол. Подведение итогов.

1

1

-

Итого:

33

20

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Данн...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык (4 класс)

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности РПС ("Развитие познавательных способностей") "Юным умникам и умницам" "Занимательный русский язык" 4 кл...