разработка урока по ОПК (УМК С.Т. Погорелова)
методическая разработка (1 класс) по теме

Абраменкова Наталья Михайловна

 

Абраменкова Наталья Михайловна

Преподаватель курса ОПК

МКОУ « Основная общеобразовательная школа»

с. Климов – Завод,

Юхновского  района

Калужской области

 Тема: Пасха

 

 Цель:   познакомить с православными традициями празднования Пасхи.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания учащихся об истоках традиций праздника «Пасха», приобщить детей к родной культуре, познакомить с историей и особенностями росписи на поверхности яйца.

Воспитательные:

воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, воспитывать чувство прекрасного.

Развивающие:

Развивать творческие способности

Межпредметные связи:  с литературой, изобразительным искусством

 

Планируемый результат: знать традиции праздника «Пасха», выполнять несложную роспись яиц-писанок.

 

Ресурсы для проведения занятия: компьютер (ноутбук), учебник С.Т.Погорелова  « Азбука православной культуры», презентация « Пасха», шаблон для раскрашивания, краски или карандаши

 

Основные понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха).

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Учитель:

На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать
Свои знанья подтверждать
Приготовились?
Тогда,

в добрый путь
Вам всем, друзья!  (слайд №1)

 

2.Проверка домашнего задания

 

3.Подготовка к восприятию. Работа по новой теме

 

(звучит песня «Христос Воскрес» + презентация)

 

- Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. (слайд №2)

 

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

 

 

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

 

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

 

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

 

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес.

 

4. Работа по теме урока.

 

     - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия   Христос вернулся к жизни – воскрес.

     - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?  (Воскресенье)

                   Чтение и обсуждение «Пасха» в учебнике на странице73 - 74

      - Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

                Демонстрация иконы «Воскресение Христово» ( стр 73) Дети рассматривают икону под руководством  учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

  - Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная  смерть Иисуса Христа? 

 (Ответы детей)

    - Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,  которое они  празднуют уже около двух                     тысяч лет. Пасха –     праздник воскресения к жизни.

      - В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о  Пасхе.

                                          Чтение и обсуждение стихотворения  на странице 76.

    -   Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.  Храмы в эти дни красиво украшены.  С древних времен хранится обычай, встречаясь в эти дни, приветствовать друг друга словами: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

    -   При этом троекратно целуются и дарят друг другу крашеные яйца( слайд №3), пекут куличи ( слайд №4) и  тем, кто далеко находится, посылают пасхальные открытки. ( слайд №5)

 

Создание проблемной ситуации.

 

         - Ребята, как вы думаете, почему выбрали  яйцо и теперь красят его на Пасху и дарят друг другу. (Ответы детей)

Послушайте рассказ о первом пасхальном яичке.

        Издревле  существовал обычай в праздничные дни  приносить подарки друзьям, знакомым и покровителям. Тот, кто был не богат, делал скромные подношения.

         После Вознесения Иисуса Христа его ученица Мария Магдалина проповедовала людям разных стран Слово Божие. Когда она была в Риме, то преподнесла императору Тиверию яйцо и громко сказала: -  Христос воскрес!

        Удивился император и сказал:   - Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!

           И пока он еще говорил, яичко порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным!

         -  В память об этом событии христиане стали красить пасхальные яйца в красный цвет, а потом и в другие цвета. Красный цвет символизирует цвет крови Христовой, пролитой Им за всех людей. В более поздние времена мастера стали делать нарядные пасхальные яйца из драгоценных металлов. В настоящее время многие пасхальные яйца хранятся в музеях и за рубежом.  (слайд №6,7)

- Такие дорогие подарки, как мы видели на экране, получали очень состоятельные люди. А простые люди раскрашивали пасхальные яйца сами.

   - Вы, наверное видели как  красят яйца ваши мамы, бабушки.  Расскажите, как они это делают!  (Ответы детей)

 - Способов украшать яйца очень много. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками, если на общем фоне обозначались пятна, полоски другого цветаэто крапанки. Еще были писанки – яйца, раскрашенные от руки разными узорами.  (слайд №8,9,10)

 

5. Закрепление.

 

- Сейчас мы с вами тоже сделаем настоящее яйцо-писанку. Это не сложно, только не надо спешить и делайте все аккуратно. (у детей на столах шаблоны яиц)

 Практическая работа:

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую духовную или народную музыку.

-  Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные яйца-писанки у нас получились. Они украсят нашу выставку

 Выставка работ

 

6. Подведение итогов урока.

 

 - Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

 

 7. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы с помощью смайликов.

 

image               image                image

 

- Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

 

Ученики.

Воистину воскрес!

 

 

8. Задание на дом: Посмотреть  с родными на диске фильм «Пасха красная», рабочая тетрадь – стр.43-42

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок67 КБ

Предварительный просмотр:

Абраменкова Наталья Михайловна

Преподаватель курса ОПК

МКОУ « Основная общеобразовательная школа»

с. Климов – Завод,

Юхновского  района

Калужской области

 Тема: Пасха

 Цель:   познакомить с православными традициями празднования Пасхи.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания учащихся об истоках традиций праздника «Пасха», приобщить детей к родной культуре, познакомить с историей и особенностями росписи на поверхности яйца.

Воспитательные:

воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, воспитывать чувство прекрасного.

Развивающие:

Развивать творческие способности

Межпредметные связи:  с литературой, изобразительным искусством

Планируемый результат: знать традиции праздника «Пасха», выполнять несложную роспись яиц-писанок.

Ресурсы для проведения занятия: компьютер (ноутбук), учебник С.Т.Погорелова  « Азбука православной культуры», презентация « Пасха», шаблон для раскрашивания, краски или карандаши

Основные понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Учитель: 

На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать
Свои знанья подтверждать
Приготовились?
Тогда,

в добрый путь
Вам всем, друзья!  
(слайд №1)

2.Проверка домашнего задания

3.Подготовка к восприятию. Работа по новой теме

(звучит песня «Христос Воскрес» + презентация)

- Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. (слайд №2)

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес.

4. Работа по теме урока.

     - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия   Христос вернулся к жизни – воскрес.

     - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?  (Воскресенье)

                   Чтение и обсуждение «Пасха» в учебнике на странице73 - 74

      - Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

                Демонстрация иконы «Воскресение Христово» ( стр 73) Дети рассматривают икону под руководством  учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

  - Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная  смерть Иисуса Христа?  

 (Ответы детей)

    - Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,  которое они  празднуют уже около двух                     тысяч лет. Пасха –     праздник воскресения к жизни.

      - В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о  Пасхе.

                                         Чтение и обсуждение стихотворения  на странице 76.

    -   Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.  Храмы в эти дни красиво украшены.  С древних времен хранится обычай, встречаясь в эти дни, приветствовать друг друга словами: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

    -   При этом троекратно целуются и дарят друг другу крашеные яйца( слайд №3), пекут куличи ( слайд №4) и  тем, кто далеко находится, посылают пасхальные открытки. ( слайд №5)

Создание проблемной ситуации.

         - Ребята, как вы думаете, почему выбрали  яйцо и теперь красят его на Пасху и дарят друг другу. (Ответы детей)

Послушайте рассказ о первом пасхальном яичке.

        Издревле  существовал обычай в праздничные дни  приносить подарки друзьям, знакомым и покровителям. Тот, кто был не богат, делал скромные подношения.

         После Вознесения Иисуса Христа его ученица Мария Магдалина проповедовала людям разных стран Слово Божие. Когда она была в Риме, то преподнесла императору Тиверию яйцо и громко сказала: -  Христос воскрес!

        Удивился император и сказал:   - Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!

           И пока он еще говорил, яичко порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным!

         -  В память об этом событии христиане стали красить пасхальные яйца в красный цвет, а потом и в другие цвета. Красный цвет символизирует цвет крови Христовой, пролитой Им за всех людей. В более поздние времена мастера стали делать нарядные пасхальные яйца из драгоценных металлов. В настоящее время многие пасхальные яйца хранятся в музеях и за рубежом.  (слайд №6,7) 

- Такие дорогие подарки, как мы видели на экране, получали очень состоятельные люди. А простые люди раскрашивали пасхальные яйца сами.

   - Вы, наверное видели как  красят яйца ваши мамы, бабушки.  Расскажите, как они это делают!  (Ответы детей)

 - Способов украшать яйца очень много. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками, если на общем фоне обозначались пятна, полоски другого цвета – это крапанки. Еще были писанки – яйца, раскрашенные от руки разными узорами.  (слайд №8,9,10)

5. Закрепление.

- Сейчас мы с вами тоже сделаем настоящее яйцо-писанку. Это не сложно, только не надо спешить и делайте все аккуратно. (у детей на столах шаблоны яиц)

 Практическая работа:

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую духовную или народную музыку.

-  Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные яйца-писанки у нас получились. Они украсят нашу выставку

 Выставка работ

6. Подведение итогов урока.

 - Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

 7. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы с помощью смайликов.

                              

- Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Ученики.

Воистину воскрес!

8. Задание на дом: Посмотреть  с родными на диске фильм «Пасха красная», рабочая тетрадь – стр.43-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...