разработка урока по ОПК (УМК Т.С. Погорелов)
методическая разработка (1 класс) по теме

Абраменкова Наталья Михайловна

 

Абраменкова Наталья Михайловна

Преподаватель курса ОПК

МКОУ « Основная общеобразовательная школа»

с. Климов – Завод,

Юхновского  района

 

 Тема: Храм.

Цели:

  1. Формировать представления о православном храме.
  2. Вызвать интерес к традициям культуры Православия.

Задачи:

  • Дать внешние отличия православного храма от других зданий и сооружений;
  • Показать отличительные особенности эстетически выразительных элементов храма;
  • Дать разграничения смысла слов «храм» и «церковь»;

Основные понятия: храм, церковь, свеча, молитва.

Ресурсы для проведения занятия: компьютер (ноутбук), учебник С.Т.Погорелова                      « Азбука православной культуры», рабочая тетрадь, медиоприложение к учебнику, презентация « Храм Юхновского района»

Ход урока.

І.  Организационный момент.

ІІ.  Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала.

 - Послушайте стихотворение А. Майкова.

Когда гоним тоской неутолимой,

Войдешь во храм и станешь там в тиши,

Потерянный в толпе необразимой,

Как часть одной страдающей души;

Невольно в ней твое потонет горе,

И чувствуешь, что дух твой вдруг влился

Таинственно в свое родное море,

И заодно с ним рвется в небеса….

- Куда ходят люди, когда им плохо? (В храм)

- Правильно. Как вы понимаете слово «храм» (Ответы детей)

- Кто из вас был в храме? (Ответы детей)

- Храм-дом Божий. Каждый день в храме проводится богослужение, звучат песнопения, возносятся к Богу общие и частные молитвы. Ради общения с Богом люди приходят сюда. Христианин приходит в храм очистить сердце от грехов. Украшением нашего города Юхнова является храм…(Слайд 1)

Он был построен в 1804 году на пожертвование прихожан. Пятиглавый храм поражал своим благолепием. (Слайд 2)

Во время Великой Отечественной войны храм был взорван. (Слайд 3).

С 1992 года он действует. (Слайд 4,5)

Работа с учебником (стр.15 – 17)

- Откройте учебник на странице 15. Тема нашего урока  - «Храм». Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека.

Учитель читает текст о храме.

- Зачем люди приходят в храм? ( Ответы детей)

- Что обозначает слово «Церковь» (Ответы детей)

- Как вы понимаете, что такое « Молитва» (Ответы детей)

Работа с тетрадью (стр 7 – 10)

Выполняем задание №1.

- Чем отличается храм от других зданий? (Ответы детей)

- Посмотрим на диске фильм «Православный храм»

- Что общего у всех храмов? ( Ответы детей)

- Назовите основные элементы православного храма. (Ответы детей)

Выполняем задание №2.

Войдя  внутрь храма, мы  прежде всего попадаем в притвор. Притвор есть преддверие храма. Раньше здесь стояли кающиеся и оглашенные.

За притвором расположена средняя часть храма. Именно здесь во время богослужения стоят молящиеся.

  Главной частью храма является алтарь.  Располагается алтарь в восточной части храма, в центре его находится святой престол, символизирующий Гроб Господень. На престоле – священные предметы: антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. Алтарь возвышается над основным пространством храма и   отделен от центральной части иконостасом.

Иконостас – преграда, перегородка с рядами икон. В древних храмах высоких иконостасов не было, алтарь отделялся от средней части храма невысокой решеткой и завесой.

- Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? ( Помолиться и поставить свечку за здравие родных, за упокой душ мертвых).

- А вы знаете, что такое икона? (Ответ детей)

Икона – это священное  изображение (образ), который почитают (относятся с особым уважением). На иконах  изображают Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божью матерь, ангелов, святых, а также события из ветхозаветной и новозаветной Священной истории.

 - Посмотрим на диске фильм « В храме».

- Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?                     ( Ответы детей)

- Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие.  Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в брюках или короткой юбке, а на голове должен быть платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой. Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.

IV. Закрепление.

А теперь вновь обратимся к нашей тетради и выполним задание №3, а потом выполним задание на диске «Найди храм».

V. Подведение итога.

- Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных можно перед любой иконой, стоящей в храме. (Зажигаю свечу)

- Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.

- Сегодня мы узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверно заметили, что в храме нет ничего лишнего, все находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной целью – спасение души человека. Поэтому человек должен освободить свою душу от всего ненужного. В душе человека тоже должно быть все в строгом порядке. Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь.

VI. Домашнее задание.

Учебник: стр. 15 – 17, прочитать, выучить стихотворение;

Рабочая тетрадь: стр. 8, задание №4,5.

VII. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы с помощью смайликов.

 

image               image                image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку382.43 КБ

Подписи к слайдам:

Подготовила презентацию Абраменкова Н.М.учитель начальных классов
Построен в 1804 году на пожертвования прихожан
В годы Великой Отечественной войны храм был взорван
С 1992 года храм действует
В настоящее время идет реставрация храма

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...