«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»
методическая разработка на тему

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.

В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy2.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

На тему: «Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ-2: 29.10.2012-2.11.2012 «Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Выполнила: Алленова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов,

ГБСКОУ школа – интернат «Преодоление»

г.Самары

Самара, 2012г.

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.

В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в обучении.

Причины школьных трудностей детей связаны:

-с ухудшением состояния здоровья родителей и детей;

-неблагоприятной экологией;

-наркоманией;

-алкоголизмом;

-неблагоприятной наследственностью;

-ускорением ритма жизни.

Важнейшее направление работы в общеобразовательной школе рассматривается организация коррекционно-развивающей работы с целью помощи таким детям.

В качестве условий преодоления школьных трудностей учащихся рассматриваются:

-дифференциация и индивидуализация обучения,

-применение методов стимулирования,

-организация групповой работы,

-личностно-ориентированный подход.

Основными задачами системы коррекционно-развивающего обучения является:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

-повышенного уровня умственного развития учащихся;

-нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

-охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья;

-социально-трудовая адаптация.

Особое внимание уделено организации и методам работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения , а также психолог-педагогическому диагностированию результатов проведенной коррекционно-развивающей работы, создание безбарьерной образовательной среды, социализация в современном обществе.

В системе КРО предопределяется и взаимодействуют диагностико – консультативное,коррекционно – развивающе,социально – трудовое направления деятельности, в осуществлении которых большую роль играют школьный психолог, социальный педагог, дефектолог, медицинский работник и другие специалисты,работающие с данной категорией детей. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению,коррекции недостатков развитии, лечебно-профилактическая работа должны обеспечитиь выполнение детьми федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям учащихся общеобразовательной школы.

Организации и функционировании классов КРО определяется положением о классах коррекционно-развивающего обучения. Основными задачами системы коррекционно-развивающего обучения являются:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня умственного развития учащихся;

- нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития

- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья;

-социально трудовая адаптация.

Немаловажным фактом является то, что по окончанию обучения в 9 классе КРО выпускники получают документ установленного образца и могут продолжить обучение в 10 – 11 классах.

В качестве основных задач системы коррекционно-развивающего обучения рассматриваются:охрана и укрепление средствами организованных влияний физического и нервно психического здоровья детей группы риска; коррекция отклонений,имеющихся в их развитии, компенсация недостатков дошкольного развития.семейного воспитания,активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе;обеспечение полноценного образования в соответствии с государственными стандартами и в нормативные сроки.

В качестве основных задач системы коррекционно – развивающего обучения рассматриваются: охрана и укрепление средствами организованных влияний физического и нервно психического здоровья детей группы риска; коррекция отклонений, имеющихся в их развитии, компенсация недостатков дошкольного развития, семейного воспитания, активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе; обеспечение полноценного образования в соответствии с государственными стандартами и в нормативные сроки.

Общеобразовательная программа в классах КРО дополняется программой коррекционно-развивающей работы, которая предусматривает:

-целенаправленнное развитие социально-нравственных качеств детей,необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях;

-формирование содержательной учебной мотивации последовательное замещение формальных мотивов учения,характерныхдля детей группы риска на начальном этапе обучения интересами познавательными;

-развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность;

-обогащение кругозора и развитие речи до уровня. Позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;

-развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательной активности, самостоятельности,преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности);

-формирование необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений-общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных.

В зависимости от степени и характера отклонений в развитии учащихся группы риска коррекционно-развивающего работа проводится в следующих формах: классы коррекционно-развивающего обучения; коррекционно-развивающие группы, ориентированные на восполнение дефицитов в развитии и академической подготовке школьников; индивидуальные коррекционные занятия. Последние две формы организации коррекционно-развивающего обучения могут иметь место как в рамках урочной,так и внеурочной деятельности, что определяет характер изменений,вносимых в учебный план и школьный режим. Принципиальным в организации классов КРО является меняющийся состав класса. Дети, которые в процессе работы преодолевают отставание   в развитии и приобретают необходимые качества учебной деятельности (самостоятельность,произвольность,темп), переводятся в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие, нуждающиеся в педагогической помощи дети. Прохождение одинаковой государственной программы делает переход в обоих случаях безболезненным.

Наряду с классной формой занятий учебным планом предусматривается групповая и индивидуальная формы коррекционно-развивающей работы. Групповые или индивидуальные занятия проводятся вне уроков специалистами по коррекции отдельных недостатков детского развития (логопедические группы,психокоррекционные группы, ЛФК и т.д.). Перечисленные формы коррекционно-развивающей работы носят временный характер (до достижения необходимого уровня развития) и являются дополнением к обучению в классе.

Принципиально важным в методике коррекционно-развивающего обучения является постоянно проводимая диагностика уровня зоны актуального и ближайшего развития ребенка, построение в связи с этим индивидуальной помощи и индивидуальное оценивание качества проделанного учебного пути. Активное,заинтересованное,комфортное состояние ребенка в процессе учебных занятий поддерживается в том случае, если трудности возникающие в процессе деятельности,оказываются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута. Качественная диагностика результатов обучения,как необходимое условие обратной связи,фиксируется в разработанных для классов КРО педагогических картах учащихся,дневниках учителя,журналах качественного учета успеваемости и успешности.

Диагностико-коррекционный характер педагогической работы в компенсирующих классах задает и подход к определению участников педагогического процесса. Кроме учителя, владеющего знаниями в области диагностики и педагогической коррекции,обязательными участниками коррекционно-развивающей работы с детьми этих классов являются психологи,социальные психологи и социальные педагоги,медики и другие специалисты.

Особенностью классов коррекционно-развивающего обучения является необходимость осуществления тесной связи с социальной средой, в которой развиваются учащиеся. Основными линиями взаимодействия являются: активное влияние школы на социум,предусматривающее профилактику социальной и школьной дезадаптации; общность психологического климата школы; общность воспитывающей коррекционно-развивающей среды; открытость перехода детей из класса и в класс компенсирующего обучения. Мы считаем, что наиболее значимым в этом взаимодействии является психологический климат школы,характер общественного мнения о роли классов компенсирующего обучения и выравнивания, поскольку осознание необходимости организации в школе специальных форм психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении,понимание и принятие педагогами и родителей целей, задач, принципов специальных классов способствует установлению доверительных отношений, а следовательно и эффективности работы с учащимися данных классов.

Компонентом безбарьерной образовательной среды будет изменение (расширение) создание дисциплин,так изучая предмет «Окружающий мир» социально – ориентированной будет урок по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Предлагаю виды упражнений,которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс,часть2, М., «Просвещение», 2011.

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения,анализа, синтеза, обобщениями, классификации по родовидовыми признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Общеучебного характера

2. Перечислите известыне вам названия лесных и луговых цветов.

3. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?

4. Обсудите в парах в чем взаимосвязь цветов и бабочек?

5. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так: «Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик….»

Логического характера

6. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

7. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком. Что общего у них? Чем различаются?

8. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?

9. Обсудите в парах в чем взаимосвязь цветов и бабочек?

10. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

11. Что произойдет, если…исчезнут все цветы?

На сферу применения

6. Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,схем решения учебных и практических задач.

4. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек

5. Реши кроссворд.

6. Расскажи по схеме о бабочке

-Название бабочки

-Окрас

-Места обитания.

-Чем питается?

-Какие растения предпочитает?

Урок литературного чтения: «Курочка Ряба»

Общеучебный характер

  1. Воспринимать на слух художественное произведение.
  2. Читать известную сказку.
  3. Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Логический характер

  1. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
  2. Рассказать сказку на основе картинного плана.
  3. Отвечать на вопросы.
  4. Назвать героев сказки.
  5. Пересказывать сказку на основе картинного плана и по памяти.

На сферу применения

  1. Инсценировать сказку.
  2. Отгадывание загадки.
  3. Проверять чтение друг друга.
  4. Оценивать свои достижения.

Образование в начальной школе является базой,фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос,что и ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных,коммуникативных, познавательных,регулятивных сферах,обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Литература

  1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева. Н.В. Ялпаева; под ред.В.А.Сластенина.-3-е изд., перераб.-М.:Изд.центр «Академия»,2004.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании:Учеб. Пособие для студ. Высш.пед. учеб.заведений/Г.Ф.Кумарина.М.ЭВайнер, Ю.Н.Вьюнкова и др.;Под ред. Г.Ф.Кумариной.-М.:Изд.центр «Академия»,2001.
  3. Шевченко С.Г.Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты6Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.-м.:ВЛАДОС,1999.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство:Просвещение,2011.
  5. Учебно- методический комплекс «Школа России». Издательство: Просвещение,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

Портфолио учителя начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тыгдинской средней общеобразовательной школы Магдагачинского района Камышанской Елены Михайловны

 Раздел 1. Общие сведения об учителе1.1. Резюме1.2. Информация о повышении квалификации и профессиональной подготовке1.3. Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации и п...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

«Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»

     С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как акт...