Факультатив "Грамотное письмо", русский язык, 3-4 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Факультатив, "Грамотное письмо", русский язык,  3-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ._gramotnoe_pismo_3-4_klass.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано

Методический совет

Протокол  №___

от ________



Утверждаю

Директор школы

________/Н.Н.Черепанова/

Приказ № ____ о/д от____

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Грамотное письмо»

3 класс- 34 часа

4 класс - 34 часа

3 класс – 68 часов

4 класс – 68 часов

 

Составители:

учителя начальных классов

г. Тихвин

2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по факультативному курсу «Грамотное письмо» для  3-4 классов разработана на основе:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
  2. Концепция модернизации Российского образования;
  3. Концепция содержания непрерывного образования;
  4. Положение о рабочей программе;
  5. Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Факультативный курс “Грамотное письмо” разработан для внеурочной деятельности для учащихся  3 – 4   классов. Он занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней  предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Основная цель курса «Грамотное письмо» -  формирование навыка грамотного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  1. развитие интереса и любви к великому русскому языку как учебному предмету;
  2. расширение и углубление программного материала;
  3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  4. формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся;
  5. овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  6. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
  7. овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
  8. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  9. овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  10. воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «Грамотное письмо»  в 3 – 4 классах выделяется 68 часов, по 34 часа  в каждом классе  (1 ч в неделю).

Распределение учебного времени прохождения программного материала по факультативному курсу «Грамотное письмо».  

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов (уроков)

3 класс

4 класс

1ч. в

неделю

2 ч. в

неделю

1ч. в

неделю

2 ч. в

неделю

Вводное занятие

1

1

1

1

Сказочное царство Звуков

3

5

-

2

Подготовка и участие во всероссийском  конкурсе «Русский медвежонок»

3

6

3

6

Путешествие в страну Слов (лексика)

8

14

3

8

Веселая Морфология

8

11

10

10

Путешествие в страну «Правописания»

10

15

9

15

Занимательный Синтаксис

-

-

4

7

Путешествие в королевство Пунктуации

-

2

3

6

Знакомьтесь, королева Речи

-

5

-

5

Строительная работа морфем

5

-

4

Мир кроссвордов

-

2

-

2

Итоговое занятие

1

2

1

2

Итого:

34

68

34

68

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,  комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных, обобщающих, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;

актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению русскому языку,  стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся;

практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение орфографических заданий, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других играх и конкурсах по русскому языку;

мотивация: развитие интереса к русскому языку, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по русскому языку;

реалистичность:  усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. решение орфографических заданий;
  2. знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
  3. проектная деятельность;
  4. самостоятельная работа;
  5. работа в парах, в группах;
  6. творческие работы.

     

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание курса

3 класс (34 ч.)

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» (1ч.).

Сказочное царство Звуков (3ч.). Алфавит (1ч.), звуки и буквы (2ч.).

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» (3ч.). Решение олимпиадных заданий (2ч.), конкурс «Русский медвежонок» (1ч.).

Путешествие в страну Слов (лексика) (8ч.).  Многозначность слов (1ч.), прямое и переносное значение слова (1ч.), экскурсия в прошлое, устаревшие слова (1ч.), синонимы в русском языке (1ч.), слова – антонимы (1ч.), слова – омонимы (1ч.), фразеологизмы (1ч.), крылатые слова и выражения (2 ч.).  

Весёлая Морфология (8ч.). Имя существительное (2ч.), имя прилагательное (2ч.), глагол (2ч.), числительное (1ч.), местоимение (1ч.).

Путешествие в страну Правописания (10ч.). Вторая служба Ь. Два брата Ъ, Ь (2ч.), чередование согласных в корне слова  (2ч.), правописание безударных гласных (2ч.), досадное недоразумение (безударные гласные непроверяемые ударением) (2ч.), капризные буквы (2ч.).

Итоговое занятие (1ч.). КВН по русскому языку (1ч.).

Содержание курса

3 класс (68 ч.)

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» (1ч.).

Сказочное царство Звуков (5ч.). Алфавит (1ч.), звуки и буквы (3ч.), метаграммы (1ч.).

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» (6ч.). Решение олимпиадных заданий (5ч.), конкурс «Русский медвежонок» (1ч.).

Путешествие в страну Слов (лексика) (14ч.).  Многозначность слов (2ч.), прямое и переносное значение слова (1ч.), экскурсия в прошлое, устаревшие слова (1ч.), отличия старославянских слов от исконно русских (1ч.), синонимы в русском языке (2ч.), слова – антонимы (1ч.), слова – омонимы (1ч.), фразеологизмы (2ч.), крылатые слова и выражения (3ч.).

Весёлая Морфология (11ч.). Имя существительное (3ч.), имя прилагательное (2ч.), глагол (2ч.), числительное (2ч.), местоимение (2ч.).

Путешествие в страну Правописания (15ч.). Вторая служба Ь. (1ч.), два брата Ъ, Ь (2ч.), чередование согласных в корне слова  (2ч.), правописание безударных гласных (2ч.), досадное недоразумение (безударные гласные непроверяемые ударением) (2ч.), капризные буквы (2ч.), правописание суффиксов ИК, ЕК (2ч.), правописание ЦИ, ЦЫ (2ч.).

 Путешествие в королевство Пунктуации (2ч.). Знаки в конце предложения (1ч.), знаки при перечислении (1ч.).

Знакомьтесь, королева Речи (5ч.). Типы речи: описание (1ч.), рассуждение (1ч.), повествование (1ч.), повествование с элементами описания и рассуждения (2ч.).

Строительная работа морфем (5ч.). Из чего состоят слова? (1ч.), приставки – труженицы (1ч.), приставки, которые пишутся всегда одинаково (1ч.), суффиксы (2ч.).  

Мир кроссвордов (2ч.). Обучение правилам разгадывания и составления кроссвордов (1ч.), составление кроссвордов (1ч.).

Итоговое занятие (2ч.). КВН по русскому языку (1ч.), подведение итогов (1ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (34ч., 1 ч. в неделю).

Должны знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением (слово из словарика); удвоенные согласные, разделительные Ъ и Ь знаки; непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные;  гласных Ы, И  после Ц;
  2. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного).

Должны уметь:

  1. различать приставки и предлоги;
  2. различать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
  3. находить крылатые слова и выражения, уметь объяснить их значение, употреблять в речи;
  1. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, гласных Ы, И  после Ц;
  1. писать правильно слова с удвоенными согласными;
  2. определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных;
  3. определять число, время глаголов;
  4. работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
  5. различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
  6. составлять рассказы по картинке;
  7. принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (68ч., 2 ч. в неделю).

Должны знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением (слово из словарика); удвоенные согласные, разделительные Ъ и Ь знаки; непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные;  гласных Ы, И  после Ц;
  2. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного).

Должны уметь:

  1. различать приставки и предлоги;
  2. различать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
  3. находить крылатые слова и выражения, уметь объяснить их значение, употреблять в речи;
  1. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, гласных Ы, И  после Ц;
  1. писать правильно слова с удвоенными согласными;
  2. определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных;
  3. определять число, время глаголов;
  4. работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
  5. различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
  6. различать суффиксы ИК, ЕК и правильно их писать;
  7. писать слова с  ЦИ, ЦЫ, знать слова исключения.
  8. составлять рассказы по картинке;
  9. правильно ставить знаки в конце предложения и при перечислении;
  10. различать типы речи: описание , рассуждение, повествование, повествование с элементами описания и рассуждения и находить их в тексте;
  11. разбирать слова по составу;  
  12. разгадывать и составлять кроссворды;
  13. принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

Содержание курса

4 класс (34 ч.)

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» (1ч.).

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» (3ч.). Решение олимпиадных заданий (2ч.), конкурс «Русский медвежонок» (1ч.).

Путешествие в страну Слов (лексика) (3ч.). Крылатые слова и выражения (1ч.), сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение (1ч.), архаизмы (1ч.).

Веселая Морфология (10ч.). Имя существительное (2ч.), имя прилагательное (1ч.), глагол (3ч.), числительное (1ч.),  местоимение (1ч.), наречие (2ч.).

Путешествие в страну Правописания (9ч.). Чередование согласных в корне слова (1ч.), правописание безударных гласных (1ч.),  сёстры ПРЕ и ПРИ (2ч.), личные окончания имён существительных (2ч.), личные окончания имен прилагательных  (1ч.), личные окончания глаголов (2ч.). 

Занимательный  Синтаксис (4ч.). Главные члены  предложения (1ч.), дополнение (1ч.), определение (1ч.), обстоятельство (1ч.).

Путешествие в королевство Пунктуации (однородные члены предложения (3ч.).  Однородные члены предложения (1ч.), знаки препинания (2ч.).

Итоговое занятие (1ч.). КВН по русскому языку (1ч.).

Содержание курса

4 класс (68 ч.)

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» (1ч.).

Сказочное царство Звуков (2ч.). Звуки и буквы (2ч.).

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» (6ч.). Решение олимпиадных заданий (5ч.), конкурс «Русский медвежонок» (1ч.).

Путешествие в страну Слов (лексика) (8ч.). Крылатые слова и выражения (2ч.), сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение (4ч.), архаизмы (1ч.), фразеологизмы (1ч.).

Веселая Морфология (10ч.). Имя существительное (2ч.), имя прилагательное (1ч.), глагол (3ч.), числительное (1ч.),  местоимение (1ч.), наречие (2ч.).

Путешествие в страну Правописания (15ч.). Чередование согласных в корне слова (1ч.), правописание безударных гласных (1ч.),  сёстры ПРЕ и ПРИ (2ч.), личные окончания имён существительных (3ч.), личные окончания имен прилагательных  (1ч.), личные окончания глаголов (4ч.), правильное написание и использование наречий (3ч.).

Занимательный  Синтаксис (7ч.).  Главные члены  предложения (1ч.), связь слов в предложении (2ч.), дополнение (1ч.), определение (1ч.), обстоятельство (2ч.).

Путешествие в королевство Пунктуации (6ч.). Знаки препинания в предложениях с однородными членами (3ч.), в сложном предложении (3ч.).

Знакомьтесь, королева Речи (5ч.). Типы речи: описание, рассуждение, повествование, повествование с элементами описания и рассуждения (2ч.), стили речи: научно-деловой, публицистический (3ч.).

Строительная работа морфем (4ч.). Разбор слов по составу (1ч.), приставки, нарушители главного правила (2ч.), суффиксы (1ч.).  

Мир кроссвордов (2ч.). Обучение правилам разгадывания и составления кроссвордов (1ч.), составление кроссвордов (1ч.).

Итоговое занятие (2ч.). КВН по русскому языку (1ч.), подведение итогов (1ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (34ч., 1ч. в неделю). 

Должны знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами: правописание безударных гласных и парных согласных, правописание приставок ПРЕ и ПРИ,  правописание личных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
  2. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного, наречия);
  3. главные и второстепенные члены предложения;
  4. понятия «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
  5. однородные члены предложения.

Должны уметь:

  1. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, отличать приставки ПРЕ и ПРИ и правильно их писать;
  2. правильно писать личные окончания имен существительных, прилагательных и глаголов;
  3. правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;
  4. находить в тексте, распознавать и употреблять крылатые слова и выражения;
  5. распознавать и  подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  6. различать слова - омонимы, архаизмы;
  7. различать главные и второстепенные члены предложения;
  8. находить в предложении «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
  9. пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим словарями;
  10. принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (68ч., 2ч. в неделю). 

Должны знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами: правописание безударных гласных и парных согласных, правописание приставок ПРЕ и ПРИ,  правописание личных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
  2. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного, наречия);
  3. главные и второстепенные члены предложения;
  4. понятия «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
  5. однородные члены предложения.

Должны уметь:

  1. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, отличать приставки ПРЕ и ПРИ и правильно их писать;
  2. правильно писать личные окончания имен существительных, прилагательных и глаголов;
  3. правильное писать наречия (не с наречиями, окончания О или А);
  4. правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении;
  5. находить в тексте, распознавать и употреблять крылатые слова и выражения;
  6. распознавать и  подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  7. различать слова - омонимы, архаизмы;
  8. различать главные и второстепенные члены предложения;
  9. находить в предложении «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
  10. пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим словарями;
  11. распознавать типы речи: описание, рассуждение, повествование, повествование с элементами описания и рассуждения, стили речи: научно-деловой, публицистический;
  12. разбирать слова по составу;  
  13. разгадывать кроссворды;
  14. принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Факультативные занятия  должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по русскому языку, её ключевые понятия;
  2. помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. формировать творческое мышление;
  4. способствовать улучшению безошибочного письма слов, предложений;
  5. успешному выступлению на олимпиадах,  играх, конкурсах. 

Должны знать: 

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами: правописание безударных гласных и парных согласных, удвоенные согласные, разделительные Ъ и Ь знаки; непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные, гласных Ы, И  после Ц, правописание приставок ПРЕ и ПРИ,  личных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
  2. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного, наречия);
  3. главные и второстепенные члены предложения;
  4. понятия «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
  5. однородные члены предложения.

Должны уметь:

  1. различать приставки и предлоги и уметь правильно их писать;
  2. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова, отличать приставки ПРЕ и ПРИ;
  3. правильно писать окончания имен существительных, прилагательных и глаголов;
  4. правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;
  5. выполнять морфологический разбор частей речи;
  6. правильное писать наречия (не с наречиями, окончания О или А);
  7. различать слова-синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, архаизмы;
  8. находить крылатые слова и выражения, уметь объяснить их значение, употреблять в речи;
  9. различать главные и второстепенные члены предложения;
  10. находить в предложении «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
  11. пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим словарями;
  12. составлять рассказы по картинке;
  13. распознавать типы речи: описание, рассуждение, повествование, повествование с элементами описания и рассуждения, стили речи: научно-деловой, публицистический;
  14. разбирать слова по составу;
  15. принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник, учебное пособие

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 3 – е, стереотип. М.; Сов. Энциклопедия,1971.

- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.   3 – е изд., стереотип. М.; Просвещение,  Русский язык, 1986.

- Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся национальных школ. Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий. М.; Просвещение, 1984.

- Грушников П.А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов.   М.; Просвещение, 1981.

- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.; ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .

- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.; Просвещение, 1980.

- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е дополненное. М.; Просвещение, 1969.

- Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.; Айрис – пресс, 2007.

- Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.; Просвещение, 1963.

- Волина В.В. Занимательное азбуковедение.  М.; Просвещение, 1991.

- Волина В.В. Учимся играя.  М.; Новая школа, 1994.

- Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов.  М.; Дрофа, 1995.

- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.; Просвещение, 1990.

- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.; ВАКО, 2005.

- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей.  М., Просвещение, 1971.

- Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.;   Просвещение, 1979.

- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. М., Айрис-пресс, 2007.

- Александрова Г. В. Занимательный русский, (серия «Нескучный учебник»). С-Пб; «Тригон», 1997.

- Львов М.Р.  Учусь различать слова и их значения. ООО «Дрофа», 2003.

Наглядный материал

таблицы:

 - части речи, состав слова, члены предложения, образец фонетического разбора, алфавит,  приставки,  суффиксы;

-словарные слова с непроверяемыми гласными, с двойными согласными, с непроверяемыми согласными.

- разделительный Ь знак,  разбор слова по составу,  однокоренные слова и форма слова.

-три склонения имен существительных, падежи,  окончания имен существительных. Как определить спряжение глагола. Местоимение. Склонение личных местоимений 3-го лица. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами,  склонение личных местоимений 3-го лица с предлогами,  мягкий знак после шипящих,  однородные члены предложения.

Оборудование, приборы

-  словари: орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологический, антонимов, синонимов, омонимов.

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

Интернет ресурсы:

  1. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
  4. http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
  5. http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
  6. http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
  7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
  8. http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
  1. Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. учителя:_________________

Класс: 3

Предмет:  факультативный курс «Грамотное письмо»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу  «Грамотное письмо» 3-4 классы

Учебник: нет

Количество часов: 34 (1 час в неделю )

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов»

1

Сказочное царство Звуков

3

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

3

Путешествие в страну Слов (лексика)

8

Веселая Морфология

8

Путешествие в страну «Правописания»

10

Итоговое занятие

1

итого:

34

Административный

контроль

дата

Ф.И.О. проверяющего

Подпись проверяющего

Ф.И.О. учителя

Подпись учителя


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. учителя:_________________

Класс: 3

Предмет:  факультативный курс «Грамотное письмо»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу  «Грамотное письмо» 3-4 классы

Учебник: нет

Количество часов: 68 (2 часа в неделю )

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов»

1

Сказочное царство Звуков

5

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

6

Путешествие в страну Слов (лексика)

14

Веселая Морфология

11

Путешествие в страну «Правописания»

15

Путешествие в королевство Пунктуации

2

Знакомьтесь, королева Речи

5

Строительная работа морфем

5

Мир кроссвордов

2

Итоговое занятие

2

итого:

68

Административный

контроль

дата

Ф.И.О. проверяющего

Подпись проверяющего

Ф.И.О. учителя

Подпись учителя

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. учителя:_________________

Класс: 4

Предмет:  факультативный курс «Грамотное письмо»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу  «Грамотное письмо» 3-4 классы 

Учебник: нет

Количество часов: 34ч. (1 час в неделю)

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов»

1

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

3

Путешествие в страну Слов (лексика)

3

Веселая Морфология

10

Путешествие в страну «Правописания»

9

Занимательный Синтаксис

4

Путешествие в королевство Пунктуации (однородные члены предложения)

3

Итоговое занятие

1

Итого:

34

Административный

контроль

дата

Ф.И.О. проверяющего

Подпись проверяющего

Ф.И.О. учителя

Подпись учителя

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 20______- 20_______ УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. учителя:_________________

Класс: 4

Предмет:  факультативный курс «Грамотное письмо»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу  «Грамотное письмо» 3-4 классы 

Учебник: нет

Количество часов: 68ч. (2 часа в неделю)

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие

1

Сказочное царство Звуков

2

Подготовка и участие во всероссийском  конкурсе «Русский медвежонок»

6

Путешествие в страну Слов (лексика)

8

Веселая Морфология

10

Путешествие в страну «Правописания»

15

Занимательный Синтаксис

7

Путешествие в королевство Пунктуации

6

Знакомьтесь, королева Речи

5

Строительная работа морфем

4

Мир кроссвордов

2

Итоговое занятие

2

Итого:

68

Административный

контроль

дата

Ф.И.О. проверяющего

Подпись проверяющего

Ф.И.О. учителя

Подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма. Письмо другу"

Урок и презентация по русскому языку в 4 классе по теме: "Написание письма. Письмо другу" (Школа России). Задачи урока: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою с...

тематическое планирование по обучению грамоте , письму,русскому языку "Гармония" 1 класс

Планирование по обучению грамоте, письму,русскому языку по программе "Гармония" 1 класс....

Конспект по письму (русский язык), 1 класс с презентацией. Тема: " Письмо строчной буквы "м".

Материал может использоваться на уроках письмо, русский язык в 1- 2 классах начальной школы....

Урок русского языка во 2 классе " Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме"; УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим...

Урок русского языка во 2 классе " Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме"; УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...