Конспект урока по ОПК (в рамках курса ОРКСЭ), 4 кл.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Дронова Светлана Михайловна

материал   к уроку ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_opk.docx100.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОПК (в рамках курса ОРКСЭ), 4 кл.

Тема: «Зачем творить добро?»

Цель: показ необходимость делания добра с православной точки зрения.

Задачи: дать понятие самоотверженности, духовной радости, святости, жестокосердия – милосердия, рассказать о подвигах апостолов Петра и Андрея;

воспитание добропорядочности;

развитие умения мыслить, высказывать свое мнение, вести дискуссию.

           

Форма урока: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

                                                                    Ход.

  1. Организация деятельности учащихся.

Учитель. Добрый день, дети. Я рада приветствовать вас на нашем очередном уроке. Расскажите, как у вас дела?

Дети отвечают.

  1. Проверка д/ з.

Учитель. Для проверки домашнего задания предлагаю вам поработать в группе. Я дам вам вопросы, вы обсудите ответы и распределите выступления.

Вопросы:

- Что означает слово «блаженство»?

- В какой проповеди даны заповеди блаженства?

- Назовите эти заповеди, кратко их объясните.

- Объясните учение Иисуса Христа о том, что «Царство Божие – внутри вас».

Дети готовятся и отвечают.

  1. Определение темы и постановка цели.

Учитель. Как вы понимаете тему сегодняшнего урока?

 О чем нам предстоит говорить на сегодняшнем уроке?

Дети. Мы должны ответить на вопрос, зачем нужно делать добро.

 Учитель. Верно. Цель сегодняшнего урока: ответить на данный вопрос с православной точки зрения. Так же мы будем учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь ошибиться.

  1. Показ компьютерной презентации по теме, беседа с элементами дискуссии по каждому слайду.

Слайд 2:      Все люди согласны с золотым правилом этики: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель. Дети, давайте вспомним, почему правило названо золотым, и как вы понимаете его смысл.

Дети. Потому что оно приводит к самым дорогим отношениям между людьми: к миру и согласию. Если мы хотим, чтобы с нами были добры и все нас любили, то мы сами должны быть добрыми со всеми и всех любить. (При затруднениях детей, учитель подводит их к ответу).

Учитель. Кто открыл нам это правило?

Дети. Иисус Христос.

Слайд 3.    Первая причина христианина, чтобы не быть эгоистом: благодарность за подвиг Христа.

Учитель. Кто такой эгоист?

Дети. Это человек, который думает и заботится только о себе.

Учитель. В чем состоял подвиг Христа?

Дети. Он взял на себя грехи людей и умер за всех. Потом воскрес, победив смерть, и дал людям свободу в выборе добра и зла.

Учитель. Почему Иисуса Христа именно распяли?

Дети. Потому что в те времена евреи так казнили  самых страшных преступников.

Слайд 4.   На с. 68 прочитайте древнюю легенду о том, как апостол Петр пришел в Рим, перескажите ее.

Учитель. Почему апостол Петр вернулся назад в Рим?

Дети. Чтобы не предать своего Божественного Учителя еще раз.

Учитель. Посмотрите на икону апостола Петра. Что он держит?

Дети. Ключи.

Учитель. Да это символические ключи от Царствия Небесного, которые дал ему Иисус Христос. Посмотрите на фотографии, вы видите храм на месте захоронения апостола Петра в Риме,  его статую при входе в этот храм. Что за встречу изобразил художник на картине?

Дети. Встречу Иисуса Христа с апостолом Петром, когда тот хотел уйти из Рима во время пожара.

Слайд 5.    Когда Петра распинали, он просил распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным быть распятым как его Божественный Учитель.

Слайд 6.    По этой же причине апостола Андрея распяли на особом кресте. Этот Андреевский крест мы видим на Военно-морском флаге России.

Учитель. Дети, что вы знаете об апостоле Андрее?

Дети. Его называют первозванным, т. к. его первым призвал Господь Себе в ученики.

Учитель. Верно. По преданию именно апостол Андрей был с проповедью Евангелия на Киевских горах, пророчествуя о процветании веры Христовой на русской земле.

Слайд 7. Христос говорил, что Он «не для того пришел в мир, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

Учитель. Как мы христиане должны понимать слова Христа?

Дети. Мы тоже должны помогать ближним людям чем можем.

Учитель. А чем помогал людям Сын Божий?

Дети. Исцелял от болезней и даже неизлечимых, изгонял бесов, кормил людей, воскрешал мертвых; учил, как попасть в Царствие Божие.

  Слайд 8. Подражая Христу, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Учитель. Дети, из каких слов состоит слово самоотверженность?

Дети. Сам и отвергать; отвергать себя, т. е. забывать о себе, помогая ближним.

Учитель. Подвиг самоотверженности постоянно совершали наши люди во время всех войн. А как этот подвиг проявляется в мирное время, посмотрите на последнее фото.

Дети. В семье, а особенно в многодетной, родители и дети многим жертвуют ради других.

Слайд 9.   В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами. 

Учитель. Кого из этих людей вы знаете? Все ли они святые?

Дети. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, патриарх Алексий – II, а вот Ю. А. Гагарин – самоотверженный человек, но не святой.

Слайд 10.  Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

 Учитель. Как вы понимаете это высказывание?

Дети. Святой человек тот, кто верит в Бога и исполнил заповеди Божьи в своей жизни.

Учитель. Перед вами святые царь Николай – II и царица Александра, патриарх Тихон, которым выпало нести свое служение в годы гонений за веру. Евгений Родионов - 19-тилетний воин, которому  чеченские бандиты отпилили голову, за то, что он отказался снять с себя нательный крестик.

Слайд 11. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Учитель. Радуется человек по разным причинам.  Дети, как вы думаете, когда человек испытывает духовную радость.

Дети. Когда он делает добро другим.

 Учитель. Правильно. И делает он это добро другим, добровольно жертвуя собой. В этом и состоит смысл христианской любви. Такую любовь носили в своем сердце и старец Николай Гурьянов, после смерти которого плакал даже его кот Липа, и святые благоверные князья Петр и Феврония, в память которых в России 8 июля установлен государственный праздник – День семьи, любви и верности. А в скверике рядом с Никитским храмом г. Калуги установлен памятник этой святой семейной паре.

Слайд 12. Прочитай древнюю церковную притчу на с. 69. Как ты понимаешь ее смысл?

Дети. Люди, как тот дикарь, отказываются от исполнения заповедей Божьих, которые делают человека счастливым.

Слайд 13. Христиане исполняют заповеди Божьи, творя добро другим, чтобы испытывать духовную радость.

Учитель. Дети, расскажите, а есть ли у вас потребность делать добро другим? Что вы при этом чувствуете?

Слайд 14. Итак, христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.

Учитель. Что вы знаете о всемирной организации «Красный крест»? Как вы думаете, почему она так называется?

Дети. Красный цвет – это цвет крови, в которой находится жизнь, а крест – это бескорыстное служение людям, как служит нам Иисус Христос.

Слайд 15. 

Учитель. Дети, как вы понимаете первую и последнюю строчки этого стихотворения?

Дети. Доброта - это святое. Нужно всеми силами стараться быть добрыми.

  1. Страничка «Мудрость житейская».

Народная пословица «Доброе слово и кошке приятно».

Учитель. Прочитайте на доске народную пословицу. Как вы понимаете ее смысл.

Дети. Даже животные чувствуют добро.

Учитель. Скажите, а являются ли добрыми делами добрые слова, добрые мысли и чувства? Как они действуют на мир?

Дети. Да. Они умножают мировое добро.

  1. Страничка «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Жестокосердие.

Учитель. Как вы понимаете смысл этого греха?

Дети.  Жестокое сердце. Это сердце не умеющее сострадать, жалеть, любить, холодное, каменное сердце.

Учитель. А как сердце становится таким?

Дети. Такой человек делает все больше и больше злых дел, не задумываясь о своем поведении и о том, как его дела влияют на людей.

Учитель. Какая добродетель противостоит этому греху?

Дети. Милосердие.

Учитель. Как ее приобрести?

Дети. Понуждать себя к добрым делам.

  1. Закрепление.

Работа с опорными словами и выражениями, написанными на доске:

- золотое правило этики

- благодарность за подвиг Христа

- подвиг апостола Павла

- Андреевский флаг

- самоотверженность

- святой человек

 - духовная радость

- жестокосердие – милосердие

Учитель. Назовите золотое правило этики.

Дети. «И как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Учитель. Почему христиане благодарны Христу за его подвиг?

Дети. Христос умер за грехи людей и воскрес, победив смерть. Он дал людям свободу от греха и будущее бессмертие.

Учитель. В чем состоял подвиг апостола Петра?

Дети. Апостол Петр проповедовал евангелие в Риме и был распят там со всеми христианами по ложному обвинению в пожаре.

Учитель. Расскажите об Андреевском флаге.

Дети. Апостола Андрея распяли на кресте в виде буквы Х. С тех пор этот крест называется Андреевским. Он расположен на Военно-морском флаге России.

Учитель. Что такое самоотверженность?

Дети. Отвержение себя, чтобы творить добро другим.

Учитель. Какой человек является святым?

Дети. Тот, кто исполнил заповеди божьи о любви к Богу и людям.

Учитель. Когда человек испытывает духовную радость?

Дети. Когда он добровольно творит добро людям, забывая о себе.

Учитель. Назовите изученную пословицу.

Дети. Доброе слово и кошке приятно.

Учитель. О каком грехе говорили?

Дети. О жестокосердии.

Учитель. Какая добродетель ему противостоит?

Дети. Милосердие.

  1. Рефлексия.

Учитель.  Дети, как вы считаете, достигли ли мы цели сегодняшнего урока и почему?

Дети. Достигли. Мы ответили на вопрос темы урока: «Зачем творить добро?». Христиане творят добро в благодарность Христу и, чтобы получать духовную радость.

Учитель. Где мы будем применять полученные знания?

Дети. Мы будем стараться так поступать в жизни.

  1. Домашнее задание.

Учитель. Дома прочитайте текст на с. 68-69, ответьте на вопросы, подберите пословицы о добре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Анализы текстов в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.

Данный материал предлагается для работы с 4  классом по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Он поможет учащимся понять глубину нравственных поступков и предлагает вопросы для дискуссии по ...

Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ

Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...

Публикация статьи "Работа с родителя в рамках курса ОРКСЭ" в журнал "Начальная школа"

Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые п...

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)

Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....

Работа с притчей в рамках курса ОРКСЭ. Фрагмент урока "Христианин в труде".

Работа с притчей является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Притча помогает раскрыть для обучающихся пространство религиозной культуры, поникнуть в смысл символического яз...