Методическая разработка урока по теме «Что такое светская этика?» в рамках курса «ОРКСЭ» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Чабан Анна Васильевна

Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Что такое светская этика?» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

Учитель начальных классов Чабан Анна Васильевна

Учебник: Основы духовно – нравственной культуры народов России. О-75 Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М. : Просвещение, 2012.-63 с. : ил. – ISBN 978-5-09-026774-8.

Технологическая карта урока

Тема урока

Что такое светская этика?

Цель

Первичное знакомство с такой наукой, как этика; формирование нравственной основы личности

Задачи

Обучающая – ввести понятия этика, светская этика; познакомить с Аристотелем – основоположником этики;  раскрыть основное значение этики;

Развивающая – углубить знания учащихся о нравственном поведение, моральных нормах; расширить кругозор;

Воспитательная - воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки

Тип урока

урок изучения нового материала

Оборудование учебно- методическое обеспечение

компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», рабочие тетради, ватманы для кроссвордов

УУД

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение результата действия с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Коммуникативные: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, сравнение объектов по выделенным признакам;

Планируемые результаты

Предметные: знать когда и кто ввёл понятие «этика»; уметь объяснить значение этого понятия, раскрыть основное значение этики в жизни общества;

Личностные: стараться совершать только добрые поступки, учитывать интересы окружающих, соблюдать моральные нормы; самоконтроль, целеустремлённость;

Метапредметные: владение способами деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение, умение ставить цели и задачи

Основные понятия

этика, философия, светская этика, мораль, нравственность

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Формы урока

Беседа, обсуждение, приём «исключение», логическая работа, групповая творческая работа, чтение и анализ учебного текста, мини-исследование, кроссворд

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I. Организация деятельности учащихся.

На экран выведен слайд № 1.

Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на активную работу в течении урока:

- Перемена была активной, но пришло время успокоиться и успешно поработать. Что нам для этого пригодится?

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний в виде обсуждения домашнего задания

Беседа по вопросам:

- Кто беседовал с родителями о семейных традициях?

- Расскажите о ваших семейных традициях.

- Как вы считаете, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Отвечают на вопросы, рассказывают о семейных традициях, анализируют рассказанное.

III.Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности

На доске:

Дерево, орфограмма, уравнение, этика, стихотворение

Выразительное, светская, важная, зелёное, сложное

- Определите тему и задачи урока, исключив понятия, изучаемые в рамках других учебных предметов.

Открывает слайд № 2.

- Какие поставим цели и определим задачи?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Замечательно! Запишите в рабочую тетрадь число, тему нашего урока и скорее же приступим к реализации поставленных задач!

Определяют тему урока.

Определяют цели и  задачи урока.

Активно сотрудничают с учителем и одноклассниками

Записывают число и тему урока.

IV.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Выдвигает проблему на фоне слайда № 3.

- А можете ли вы прямо сейчас ответить на вопрос: Что такое этика?

- Для начала выскажем наши ассоциации.

- Попробуем сформулировать понятие.

Выводит на экран слайд № 4.

- Прочтите определение понятия и оцените, верно ли мы с вами предположили.

Учитель задаёт вопросы на фоне слайда № 5. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Как вы думаете, кто ввёл термин «этика» и основал эту науку?

- Когда, по-вашему, это случилось?

- Отлично! Пора постичь истину и снова оценить успехи!

Учитель рассказывает на фоне слайда № 6:

- Основателем этики был Аристотель (IV в. до н. э.)- греческий философ, учёный-энциклопедист.

 Он ввёл термин «этика» в названия своих трудов. История жизни Аристотеля удивительна. Этот человек является основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии. Он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно.

Высказывают ассоциации, связанные с понятием этика.

Пробуют дать определение понятию.

Высказывают предположения

Рассматривают изображение бюста Аристотеля

Активно сотрудничают с учителем и одноклассниками

Внимательно слушают учителя

Сравнивают выведенное понятие с представленным на слайде

Кратко записывают информацию в тетрадь

V. Первичное закрепление

- Откройте стр. 6 учебника, прочитайте первый и второй абзац.

Выводит на экран слайд № 7.

- Дополните в схему слова, от которых произошло понятие «философия»?

«Щелчок» мышью для демонстрации эталона.

- Проверим себя, на полях сделаем пометку «+» - если верно, «-» - не верно, «пол плюсика» если верно только одно слово.

Самостоятельно читают текст.

Отвечают на вопрос, переписывают и дополняют схему в рабочих тетрадях.

Оценивают свою работу над схемой.

VI.Применение теоретических положений

- Как вы поняли, что такое мораль; нравственность?

- Согласны ли вы с тем, что между словами мораль и

нравственность можно поставить знак равно?

Выводит на экран слайд № 8.

-Да, действительно, эти слова являются синонимами.  

Молодцы!

- Доводилось ли вам слышать словосочетания «этичное поведение», «неэтичное отношение», «нравственный поступок», «безнравственный человек»? Что они значат?

- Когда так можно сказать? Приведите примеры добрых; «злых» поступков

- На какие группы можно разделить все людские поступки?

Выводит на экран слайд № 9.
- Посмотрите на экран. Правильно ли мы с вами рассуждаем?

Анализируют значения словосочетаний, приводят примеры, походят к мнению, что поступки делятся на добрые и «злые».

Высказывают мнения, рассуждают.

Внимательно слушают учителя и высказывания одноклассников, с уважением относятся к чужому мнению, проявляют терпимость к ошибкам других

Сравнивают свои высказывания с текстом слайда.

Оценивают качество собственных рассуждений

VII.Физкультминутка

- Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – прыгаем; невежливо – приседаем)

- Поздороваться  при встрече …(вежливо)

- Толкнуть и не извиниться …(невежливо)

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

- Перебивать старших…(невежливо)

- Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

- Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

Вспоминают или узнают правила вежливости

Активно участвуют в игре согласно правилам

Сравнивают свои действия с действиями учителя или одноклассников, регулируют правильное выполнение

VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков путём проведения мини-исследования

- Напомните, пожалуйста, тему нашего урока.

- Вы, на мой взгляд, уже достаточно хорошо поняли, что такое этика. А что же значит светская этика? И если есть этика светская, значит, возможна и какая-то другая?

Выводит на экран слайд № 10.

- Оказывается, этика может быть светской, а может быть религиозной.

- Выполните задания, указанные на слайде № 11

Выводит на экран слайд № 12.

- Проверим себя с помощью знаков «+», «-», «пол плюсика»,  сравнив свой вариант ответа с текстом слайда.

Высказывают предположения, рассуждают.

Самостоятельно выполняют задания

Напоминают тему урока

Внимательно слушают учителя и высказывания одноклассников, с уважением относятся к чужому мнению, проявляют терпимость к ошибкам других

Вспоминают тему урока

Оценивают верность собственных выводов, сравнивая их с представленным эталоном

IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД

Выводит на экран слайд № 13.

- А сейчас предлагаю разделиться на 2 группы и подготовиться к  конкурсу на лучший кроссворд, который мы проведём в начале следующего урока

Составляют кроссворды

Делятся на группы, согласуют действия в группе, стараются сотрудничать, проявляют терпимость к ошибкам других

X. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся

- Подумайте, какую оценку вы бы себя поставили. Не забудьте про оценочные знаки на полях («+» и т. д.), вспомните все этапы урока.

-  Поднимите руки те, кто считает, что поработал на «5»; «4»; «3».

- Ребята, кому можно поставить оценки за урок? Какие? - Кого можно особенно похвалить?

Оценивают своих одноклассников.

Оценивают себя.

XI. Подведение итогов урока

- Вы все сегодня замечательно работали. Давайте подведём итоги, ориентируясь на текст слайда № 14.

Отвечают на предложенные вопросы

Анализируют свою деятельность на уроке.

XII. Домашнее задание

1. Расскажите  родителям, что вы узнали на уроке.

2. Красочно оформите групповые кроссворды, приготовьтесь их представлять.

Слайд № 15. Спасибо за работу и внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р а д а В а с п р и в е т с т в о в а т ь !

Слайд 2

Тема урока: Светская этика

Слайд 3

А можете ли вы прямо сейчас ответить на вопрос: Что такое этика?

Слайд 4

Этика – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Слайд 5

Как вы думаете, кто ввёл термин «этика» и основал эту науку? Когда, по-вашему, это случилось?

Слайд 6

Основателем этики был древнегреческий философ Аристотель ( IV в. до н. э.). Он же ввёл термин «этика» в названия своих трудов

Слайд 7

« Философия» «фило» – любовь «софия» - мудрость

Слайд 8

Мораль – привычки, обычаи, правила поведения. Нравы - привычки, обычаи, правила поведения. Синонимы: мораль, нравственность.

Слайд 9

Поступки людей Добрые «Злые» (забота, любовь, трудолюбие) (ложь, воровство, грубость)

Слайд 10

Этика Светская Религиозная

Слайд 11

Самостоятельная работа На странице 7 учебника найдите, что означает слово «светская». Попытайтесь ответить на вопрос: Что что помогает понять светская этика? На странице 7 учебника найдите, что помогает понять светская этика. Верно ли вы предположили?

Слайд 12

Проверим себя! Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

Слайд 13

Конкурс «Лучший кроссворд» Разделимся на группы: каждый ряд – отдельная группа Каждая группа составит и оформит свой кроссворд для конкурса Проведём презентации кроссвордов и выберем лучший

Слайд 14

Подведём итоги Какая работа на этом уроке была для вас самой лёгкой? Какая работа на этом уроке была для вас самой трудной? Что не понравилось? Что понравилось? Какие задания хотелось бы повторить? Что вы можете рассказать своей семье о том, что такое мораль, нравственность, этика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Методическая разработка урока по теме" Who lives in a fairy tale?" для 3 класса

Эта методическая разработка  для 3 класса  УМК М.З.Биболетовой . По структуре -это комбинированный урок с применением современных компьюторный технологий...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока по теме «Что такое загадка?»

Литература и литературное краеведение, 2 класс. Образовательная система «Школа 2100»...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...