Образовательная программа "ЛЕГО-фантазёры"
методическая разработка по теме

Образовательная программа по ЛЕГО конструированию и проектированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано с методистом                                 «Утверждаю»

лаборатории воспитательной работы           директор ГБОУ СОШ № 1148

 дополнительного образования                        Косарихина Е.И.                                                                                      

ОМК (НМЦ) ЮВОУО ДО г. Москвы             _______________________

_________________________________

_________________________________

Развивающая краткосрочная

образовательная программа

дополнительного образования детей

по ЛЕГО – конструированию

для школьников 7-10 лет

«ЛЕГО – фантазеры»

Срок реализации программы 1 год

                                                                 Автор программы:

учитель начальных классов

                                                     Рыбак С.С.

Москва

2008

Введение

Актуальность данной программы заключается в научно-технической направленности и объединении образовательного процесса и внеурочной деятельности.

 В ходе развития общества растут и совершенствуются потребности его членов, происходит их качественное изменение. Это обеспечивает последовательность и непрерывность развития личности. Все большее значение будут иметь для человека социальные потребности.

Всесторонность и гармоничность развития личности - неразрывные понятия. Процесс всестороннего и гармоничного развития личности глубоко индивидуализированный. У гармоничной личности есть круг ведущих индивидуальных способностей, которые благодаря своей активной творческой силе обогащают все остальные способности человека и ведут их за собой. У действительно гармоничной личности все ее стороны развиты, но у нее есть наиболее ярко выраженные способности в какой-то одной сфере деятельности, чем и определяется ее индивидуальное своеобразие. Увлеченность одним видом деятельности, в котором человек проявляет свои индивидуальные творческие способности, способствует развертыванию всей совокупности его дарований, задатков. Ведущие, наиболее сильно проявляющиеся способности не вытесняют и не подавляют остальные, а, наоборот, способствуют их выявлению и мобилизации на осуществление общественно важных целей.

Цель жизни, утверждал К.Д. Ушинский, состоит в постоянно расширяющейся деятельности. В процессе такой деятельности и происходит развитие личности. Чтобы растущий человек развивался гармонично, труд его должен быть многосторонним – трудом ума, сердца, воли. Работа ума дает человеку умственную жизнь, труд сердца – эмоциональную, труд воли – практическую, деятельную жизнь.

Задача взрослых – помочь ребенку найти свою сферу труда и сделать в ней все, на что он способен. Это даст человеку счастье, ибо оно как раз и состоит в свободной, бесконечной, прогрессивной деятельности, соответствующей истинным потребностям души, и основу для личностного развития.

Современное общество нуждается в гармонично развитом человеке, умеющим не только хорошо исполнять команды, но и вести руководство, планирование, проектирование деятельности.

Лего–конструирование – благодатный материал для формирования всесторонне и  гармонично развитой личности, обладающей характеристиками члена современного общества.

Раздел 1. Пояснительная записка

1.1. Авторская  развивающая краткосрочная образовательная программа кружковой деятельности «ЛЕГО – фантазеры» по ЛЕГО–конструированию для младших школьников средней общеобразовательной школы.

Срок реализации программы 1 год.

1.2. Причины разработки программы:

  1. Отсутствие программ данного типа по работе с ЛЕГО-конструкторами
  2. Реализация на практике единства принципов кружковой работы

    с образовательным процессом в единое целое

  1. Внедрение в образовательный процесс форм работы по проектированиию с  ЛЕГО-конструкторами

Актуальность создания программы заключается в отсутствии подобных программ по работе с ЛЕГО-конструкторами.

Новизна программы заключается в технологичном подходе к использованию ЛЕГО-конструкторов в образовательном процессе.

Отличительной чертой программы является ее авторский замысел, который заключается в реализации принципов кружковой работы с образовательным процессом в единое целое. Образовательный процесс по программе представляет  собой образовательную модель. Она состоит из  трёх основных этапов: обучение конструированию, создание моделей, создание проектов, а также их использование на уроках.

Основные компоненты программы:

  1. обучение конструированию, созданию моделей и проектированию
  2. социальное воспитание и расширение кругозора учащихся
  3. использование сконструированных моделей и проектов на уроках
  4. участие в тематических выставках и конкурсах проектных работ            

             Модель образовательного процесса:

                     

1.3. Цели:

  1. Формирование качеств характера личности XXI века
  2. Формирование общей культуры личности
  3. Формирование гармонично развитой личности
  4. Формирование адаптации личности к жизни в обществе
  5. Формирование социальной активности
  6. Формирование умения конструировать и проектировать
  7. Развитие творческих способностей, дарований, задатков
  8. Развитие познавательного интереса к учебе
  9. Формирование элементов самоуправления
  10. Создание основы для сознательного выбора профессии

1.4. Задачи:

  1. Развитие толерантности
  2. Расширение общего кругозора, знакомство с разнообразием профессий
  3. Развитие креативного мышления, умения думать конструктивно
  4. Формирование  навыков группового общения
  5. Развитие когнитивных и коммуникативных способностей
  6. Развитие психических функций (речь, мышление, воображение)
  7. Развитие информационной и технологической грамотности
  8. Формирование общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности и элементов самоуправления
  9. Развитие умения планировать и анализировать  деятельность
  10. Развивать умение соединять воедино имеющиеся знания и собственный опыт с недавно полученными сведениями
  11. Осуществление межпредметной связи
  12. Развитие навыков поиска необходимых аргументов, анализа и решения
  13. Развитие мелкой моторики рук
  14. Изготовление наглядности для изучаемых предметов

1.5. Педагогические идеи и принципы автора программы,  на которые           педагог ориентируется в своей профессиональной  деятельности:

  1. гуманное отношение к детям
  2. сохранение индивидуальности личности ребенка
  3. развитие гармонично и всесторонне развитой личности
  4. единство принципов кружковой работы с образовательным процессом

1.6.  Режим занятий:

        Кол-во учащихся в группе – 15 человек.

        Продолжительность занятия – 2 часа один раз в неделю.

        Условия набора – без предварительного отбора.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  1. Умение конструировать модель по заданному образцу
  2. Умение конструировать модель по свободному замыслу
  3. Создавать и защищать индивидуальный и групповой проект
  4. Участвовать в тематических выставках
  5. Изготавливать наглядные пособия к урокам и использовать их

  1. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. проведение конкурсов проектов
  2. проведение тематических выставок
  3. использование наглядных пособий к урокам
  4. проведение школьного ЛЕГО-фестиваля
  5. участие в окружных мероприятиях с использованием

     ЛЕГО-конструкторов

Раздел 2. Учебно-тематический план:

Тематическое планирование

1 класс

  1. Игра «Найди пару».
  2. Игра «Угадай деталь по форме и описанию».
  3. Игра «Мешочек».
  4. Игра «Пылесос».
  5. Игра «Собери фигурку по описанию».
  6. Работа по технологическим картам.
  7. Работа по технологическим картам.
  8. Игра «Пылесос».
  9. Конструирование на тему: «Мой дом».
  10. Конструирование на тему: «Детская площадка».
  11. Конструирование на тему: «Детский городок»
  12. Конструирование на тему: «Летняя площадка».
  13. Конструирование на тему: «Школа будущего».
  14. Конструирование на тему: «Спортивная площадка».
  15. Создание проекта по теме: «Мой двор»
  16. Создание проекта по теме: «Мой двор».
  17. Игра «Пылесос».
  18. Конструирование на тему: «Почта».
  19. Конструирование на тему: «Магазин».
  20. Конструирование на тему: «Поликлиника».
  21. Конструирование на тему: «Стадион».
  22. Создание проекта по теме: «Мир вокруг нас».
  23. Создание проекта по теме: «Мир вокруг нас».
  24. Игра «Пылесос».
  25. Конструирование на тему: «Животноводческая ферма».
  26. Конструирование на тему: «Железная дорога».
  27. Конструирование на тему: «Транспорт».
  28. Конструирование на тему: «Правила дорожного движения».
  29. Создание проекта по теме: «Наш город».
  30. Создание проекта по теме: «Наш город».
  31. Игра «Пылесос».
  32. Конструирование на тему: «Город будущего».
  33. Конструирование на тему: «Космос».

2 класс

1. Игра «Найди пару».

2.Игра «Угадай деталь по форме и описанию».

3.Игра «Мешочек».

4.Игра «Пылесос».

5.Игра «Собери фигурку по описанию».

6.Работа по технологическим картам.

7.Работа по технологическим картам.

8.Игра «Пылесос».

9. Конструирование на тему: «Правила дорожного движения».

10. Конструирование на тему: « ПДД во дворе моего дома».

11. Конструирование на тему: « ПДД во дворе моей школы».

12. Конструирование на тему: «ПДД на пути в школу».

13. Конструирование на тему: «ПДД в моём районе».

14. Создание проекта по теме: «ПДД – наши друзья!».

15. Игра «Пылесос».

16. Работа по технологическим картам.

17.Конструирование на тему:«Транспорт (пожарная машина)».

18. Конструирование на тему:«Транспорт (скорая помощь)».

19. Конструирование на тему:«Транспорт (подъёмный кран)».

20. Конструирование на тему:«Транспорт (автобус)».

21. Игра «Пылесос».

22. Конструирование на тему:«Транспорт (поезд)».

23. Конструирование на тему:«Транспорт (трактор)».

24. Конструирование на тему:«Транспорт (самолёт)».

25. Конструирование на тему: «Транспорт (корабль)».

26. Игра «Пылесос».

27. Конструирование на тему: «Транспорт будущего (ракета)».

28. Работа по технологическим картам.

29. Работа по технологическим картам.

30. Создание проекта на тему: «Транспорт в городе».

31. Конструирование на свободную тему.

32. Игра «Пылесос».

3 класс

1. Игра «Найди пару».

2. Игра «Угадай деталь по форме и описанию».

3. Игра «Мешочек».

4. Игра «Пылесос».

5. Игра «Собери фигурку по описанию».

6. Работа по технологическим картам.

7. Работа по технологическим картам.

8. Игра «Пылесос».

9. Конструирование на тему: «Дикие животные».

10. Конструирование на тему: «Домашние животные».

11. Конструирование на тему: « Животные Красной книги».

12. Конструирование на тему: «Моё любимое животное».

13. Создание проекта по теме:  «Мир животных».

14. Игра «Пылесос».

15. Конструирование на тему: «Новогодние игрушки из Лего».

16. Конструирование на тему: «Герои русских сказок».

17. Конструирование на тему: «Сказки о животных».

18. Конструирование на тему: «Бытовые сказки».

19. Конструирование на тему: «Волшебные сказки».

20. Конструирование на тему: «Сказочный терем».

21. Конструирование на тему: «Любимые персонажи сказок».

22. Создание проекта по теме:  «По дорогам сказок».

23. Игра «Пылесос».

24. Конструирование на тему: «Парки Москвы».

25. Конструирование на тему: «Московский зоопарк».

26. Конструирование на тему: «Московские стадионы».

27. Конструирование на тему: «Московские музеи».

28. Конструирование на тему: «Москва праздничная».

29. Создание проекта по теме:  «Отдыхаем в Москве».

30. Конструирование на свободную тему.

31. Конструирование на свободную тему.

32. Игра «Пылесос».

4 класс

1. Игра «Найди пару».

2. Игра «Угадай деталь по форме и описанию».

3. Игра «Мешочек».

4. Игра «Пылесос».

5. Игра «Собери фигурку по описанию».

6. Работа по технологическим картам.

7. Работа по технологическим картам.

8. Игра «Пылесос».

9. Конструирование на тему: «Сельские постройки».

10. Конструирование на тему: «На ферме».

11.Конструирование на тему: «Сельскохозяйственные машины».

12. Конструирование на тему: «Уборка урожая».

13. Конструирование на тему: «Сенокос».

14. Создание проекта по теме:  «Жизнь села».

15. Игра «Пылесос».

16. Конструирование на тему: «Мой любимый вид спорта».

17. Конструирование на тему: «На школьном стадионе».

18. Конструирование на тему: «В бассейне».

19. Конструирование на тему: «Весёлые старты».

20. Конструирование на тему: «Гонки на велосипеде».

21. Создание проекта по теме:  «Да здравствует спорт!».

22. Игра «Пылесос».

23. Конструирование на тему: «Подарок маме из Лего».

24. Конструирование на тему: «Башни Кремля».

25. Конструирование на тему: «Соборы Кремля».

26. Конструирование на тему: «Красная площадь».

27. Конструирование на тему: «Улицы Москвы».

28. Конструирование на тему: «Парад на Красной площади».

29. Создание проекта по теме:  «Москва – столица Родины».

30. Конструирование на свободную  тему.

31. Конструирование на свободную  тему.

32. Игра «Пылесос».

Раздел 3. Содержание программы

№ п/п

№ раздела

и темы

     название раздела и темы занятия

кол-во

 часов

I

Принципы конструирования

14

1.

1.

Вводное занятие (техника безопасности)

2

2.

2.

Изучение деталей конструктора

2

3.

3.

Классификация деталей конструктора

2

4.

4.

Разучивание игр

2

5.

5.

Разучивание игр

2

6.

6.

Изучение способов соединения деталей

2

7.

7.

Изучение способов соединения деталей

2

II

Конструирование моделей

16

8.

1.

Работа с технологическими картами

2

9.

2.

Работа с технологическими картами

2

10.

3.

Создание модели по заданному образцу

2

11.

4.

Создание модели по заданному образцу

2

12.

5.

Создание модели по свободному замыслу

2

13.

6.

Создание модели по свободному замыслу

2

14.

7.

Участие в тематической выставке

2

15.

8.

Участие в тематической выставке

2

III

Разработка, создание и защита  проекта

16

16.

1.

Разработка индивидуального проекта

2

17.

2.

Создание индивидуального проекта

2

18.

3.

Создание индивидуального проекта

2

19.

4.

Защита индивидуального проекта

2

20.

5.

Разработка коллективного проекта

2

21.

6.

Создание коллективного проекта

2

22.

7.

Создание коллективного проекта

2

23.

8.

Защита коллективного проекта

2

IV

Конструирование наглядных пособий

22

24.

1.

Создание н/п по математике

2

25.

2.

Создание н/п по русскому языку

2

26.

3.

Создание н/п по чтению

2

27.

4.

Создание н/п по окружающему миру

2

28.

5.

Создание н/п по трудовому обучению

2

29.

6.

Создание н/п по ИЗО

2

30.

7.

Создание учебных проектов к урокам

2

31.

8.

Создание учебных проектов к урокам

2

32.

9.

Создание учебных проектов к урокам

2

33.

10.

Создание учебных проектов к урокам

2

34.

11.

Итоговое занятие

(обобщение знаний, умений, навыков)

2

*** Занятия в каникулярное время проводятся по теме

                                                                               «Свободное  конструирование»

Раздел 4. Методическое обеспечение

Программа предполагает различные формы работы с обучающимися:

  1. беседа
  2. конструирование
  3. игра
  4. участие в выставках
  5. создание проектов
  6. защита проекта
  7. участие в мастер-классах
  8. участие в ЛЕГО-фестивале

Форма проведения занятия:

  1. Беседа на заданную тему
  2. Конструирование моделей по теме
  3. Защита выполненной модели
  4. Выставка-конкурс лучших работ
  5. Проведение игры

Форма подведения итогов по каждой теме или разделу:

  1. Конкурс лучших работ
  2. Проведение тематических выставок
  3. Защита выполненных проектов
  4. Участие в школьном ЛЕГО-фестивале

Раздел 4. Отслеживание результатов образовательной программы

  1. проведение конкурсов проектов
  2. проведение тематических выставок
  3. проведение школьного ЛЕГО – фестиваля для учащихся, обучающихся по программе 

Раздел 5. Условия реализации программы

  1. кабинет, оборудованный  ЛЕГО – конструкторами
  2. учитель, прошедший курсы по ЛЕГО – конструированию

Раздел 6.

Рекомендуемая лит-ра:

  1. Воспитание на пороге XXI века: Реалии и перспективы. Информационно-методический сборник/Отв. Ред. Г.Д.Кузнецов. – М., 1998
  2. Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецкая организация Союза писателей. 1993  
  3. Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988

Приложение

  1. учебно-тематический план
  2. календарно-тематическое планирование

  1. 1-ый класс
  2. 2-ой класс
  3. 3-ий класс
  4. 4-ый класс

  1. личные методические разработки

  1. тематика выставок детских работ
  2. программа проведения ЛЕГО – фестиваля
  3. тематический перечень наглядности к урокам
  4. фото-материалы

        

развитие

познаватель-ного интереса к учебе

участие

в конкурсах

проектных

работ

расширение кругозора

использование

моделей

и

проектов

на уроках

создание

проектов

социальное

воспитание

учащихся

ЛЕГО-конструирование

создание

 моделей

обучение

конструированию

участие

 в тематических выставках

Формирование личности

ХХI века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...