Главные вкладки

    План-конспект урока ОПК в 4 классе на тему: "Икона"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

    Одномайлова Наталья Дмитриевна

     

    Урок-презентация по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» по теме: «Икона»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока ОРКСЭ "Икона"72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одномайлова Наталья Дмитриевна,

    МБОУ лицей № 4 г.Ейска МО  Ейский район

    учитель начальных классов

    урок-презентация по предмету ОРКСЭ,

    модуль

    «Основы православной культуры»

    по теме:

           «Икона»

    Тип урока: комбинированный.

    Место урока в теме: 15.

    Методы работы: поисковые, проблемные, творческие.

    Формы работы: самостоятельная (индивидуальная, групповая).

         Цели урока:

    1.  Образовательная:

    • научиться  применять полученные знания на практике;

    • научиться  отстаивать свою точку зрения; закрепить умения самостоятельно определять проблему.

    1. Воспитательная:

    •   воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми в ходе проблемных ситуаций;

    • воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу;
    • воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-

          поисковых задач.

    1. Развивающая:

    •    развитие потребности в самообразовании;

    • развитие коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся;
    • развитие  устойчивого интереса к изучению основ православной культуры;
    • научить учащихся работать самостоятельно и в группе, проявляя интерес к выполняемой работе, и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.

    Дидактическая цель:

    1. развивать навыки сбора и обработки информации;
    2. развивать  навыки исследовательской деятельности;
    3. активизировать положительную мотивацию к дальнейшему изучению основ светской этики.

    Методическая цель:

    1. формировать научно-исследовательские навыки учащихся при творческом переносе знаний, полученных ранее, в новую ситуацию;
    2. сформировать постановку и решение проблемных речемыслительных задач;
    3. развивать коммуникативные умения учащихся через обмен и систематизацию полученной информации по теме: «Икона».

    Практическая:

    1. формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты;

     

    1. обучение этике дискуссионного общения  и этике межличностного общения.

    Оборудование урока: компьютерная техника,  видеофильм, учебник.

     Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, просмотр и анализ фильма.

    Ключевые понятия: икона, образ, нимб, пространство без тени.

    Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

    Ход урока

    1. Организационный момент.                                                               Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
    2. Повторение пройденного.

    1. Подготовка к работе в группах.

    -Сложите фрагменты, что бы получить целостное изображение. 

    (Дети складывают фрагменты фотографий и разбиваются на группы)

    Вопрос к 1 группе:

    - Какое изображение у вас получилось? Как называется этот храм? ( Свято-Екатерининский кафедральный собор города Краснодара)

    Слайд 2

    http://img-fotki.yandex.ru/get/26/sriba3.8/0_1528a_3e019e23_XL

     Аналогично 2,3 группы.( Храм Александра Невского, http://www.xpam-xpicta.ru/images/0_ec43_23d33048_xl.jpg

    Собор Троицы Живоначальной).

    http://img.rufox.ru/files/big2/501891.jpg

    Слайды 3,4

    Вопрос к 4 группе: Какое изображение получилось у вас?(Схема устройства храма).

    http://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama_iznutri_2.jpg

    -Что не обозначено на схеме? ( Алтарь, средняя часть, притвор). По щелчку на слайде появлеются недостающие надписи

    Слайд 5.

    -Что люди делают в храмах?    

    Сегодня мы с вами будем работать в группах.

     Давайте вспомним правила работы в группах.

    Распределим роли в них.                                                                                Слайд 6 

                          Ролевое распределение в группе:

    Организатор (лидер) – организует работу группы.                                                            Секретарь – оформляет решение группы.                                                                           Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.                                               Спикер – представляет результаты работы группы.                                                            Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.                                                              Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.                                                                           

    III.       Выявление восприятия, мотивация.

           Каждой группе предлагается набор  репродукций икон:  Пресвятая Богородица Казанская,  Иисус Христос  в терновом венце,  Святой преподобный Антоний Киево-Печерский  и несколько картин: «Три богатыря», «Алёнушка» В.М. Васнецова, «Незнакомка»   Крамского  И.Н.

                      Слайд 7

    -Разделите все изображения на 2 группы. Объясните свой выбор.                                       -Какие из предложенных изображений вы бы поместили в храме?                          - Почему?

    Слайды  8,9

    -Проверьте себя.

    - Есть ли различие между иконами и картинами?  Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное  или фантастическое событие,  которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона  обычно пишется по строгим  канонам-правилам).

    IV. Физминутка.

    V. Групповая   исследовательская  работа с текстом.

    1.Опережающее задание.

    -Работая с текстом, выполните задание на карточке, заполните таблицу, подготовьте сообщение для класса. Время работы 10 минут.

    Карточка 1

    - Где находится источник света на картине и на иконе?

    Карточка 2

    -Что такое нимб? Изображается ли нимб на картине? Как он изображается на иконе?

    Карточка 3

    -Как действует закон перспективы на картине, на иконе?

    Карточка 4

    -Изображение ликов святых на иконах. Как изображаются лица людей на картине?

                2.Чтение текста. Работа в группах.

    3. Отчет групп.

    По ходу выступления каждой группы заполняется сравнительная таблица на доске.

    Икона

    Картина

    Свет

    Свет проступает через фигуру и лицо святого, нет теней.

    Свет падает извне, есть тени.

    Нимб

    Обязательно изображается золотой круг, который окружает голову святого. Нимб - знак Божией благодати.

    Нимб отсутствует.

    Закон перспективы

    Нет заднего плана и горизонта, линии расходятся.

    Линии сходятся

    Изображение лица

     В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза передают «радостопечалие».

    Лица людей выражают эмоции.

    Слайд 10

    Вы хорошо справились с заданием. Оцените свою работу в группе.

    Слайд 11

    Работая в группе мне:

    • было легко и все понятно
    • возникали трудности, которые мы преодолевали
    • работать трудно, много непонятного
    • работа в группе была эффективной
    • каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.

    Дети обсуждают достижения  и проблемы, намечают пути их решения.

    4.Просмотр фильма.  

      Сейчас вы посмотрите фильм и ответьте на вопрос: «Как появилась первая икона?» (Демонстрация фильма).

    Ответы детей на поставленный вопрос.                                                                                                                          

    VI. Обобщение.

    Вопросы:

    1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? Что обозначает слово икона в переводе с греческого языка?

    2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

    Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

    3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

    4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

    VII. Рефлексия.

    -Что нового узнали на уроке?                                                                                                                                 -Что понравилось?                                                                                                                                         -Что особенно удалось?

    VIII. Творческое задание.                                                                                                                    

    Подберите материал об иконописцах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

    Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

    план - конспект самоподготовки (9 класс)

    Разработка конспекта для проведения самоподготовки для учащихся 9 классаЦель:- закрепление, повторение полученных знаний на уроках;- отработка общеучебных умений и знаний, развитие познавательной деят...

    планы-конспекты 2,3 класс,2 четверть Музыка.

    Планы-конспекты по программе В.В Алеева, Т.Н.Кичак.2,3,класс 2 четверть.Указаны цели и задачи для учителя и учеников....

    план-конспект урока 3 класса

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАпо физической культуре в 3 Б классеДата проведения: 25 ноября 2011г.Задачи урока:совершенствование техники кувырка вперед, стойки на лопатках согнув ноги;фор...

    планы конспекты Музыка -2 класс, 2 четверть, по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

    Планы составлены по учебнику Музыка 2 класс,3-е издание по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева....

    План - конспект урока 2 класса по физической культуре

    Конспект урока по физической культуре для 2 класса...

    конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"

    Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...