План-конспект урока ОПК в 4 классе на тему: "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Одномайлова Наталья Дмитриевна

 

Урок-презентация по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» по теме: «Икона»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока ОРКСЭ "Икона"72 КБ

Предварительный просмотр:

Одномайлова Наталья Дмитриевна,

МБОУ лицей № 4 г.Ейска МО  Ейский район

учитель начальных классов

урок-презентация по предмету ОРКСЭ,

модуль

«Основы православной культуры»

по теме:

       «Икона»

Тип урока: комбинированный.

Место урока в теме: 15.

Методы работы: поисковые, проблемные, творческие.

Формы работы: самостоятельная (индивидуальная, групповая).

     Цели урока:

  1.  Образовательная:

• научиться  применять полученные знания на практике;

• научиться  отстаивать свою точку зрения; закрепить умения самостоятельно определять проблему.

  1. Воспитательная:

•   воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми в ходе проблемных ситуаций;

  • воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу;
  • воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-

      поисковых задач.

  1. Развивающая:

•    развитие потребности в самообразовании;

  • развитие коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся;
  • развитие  устойчивого интереса к изучению основ православной культуры;
  • научить учащихся работать самостоятельно и в группе, проявляя интерес к выполняемой работе, и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.

Дидактическая цель:

  1. развивать навыки сбора и обработки информации;
  2. развивать  навыки исследовательской деятельности;
  3. активизировать положительную мотивацию к дальнейшему изучению основ светской этики.

Методическая цель:

  1. формировать научно-исследовательские навыки учащихся при творческом переносе знаний, полученных ранее, в новую ситуацию;
  2. сформировать постановку и решение проблемных речемыслительных задач;
  3. развивать коммуникативные умения учащихся через обмен и систематизацию полученной информации по теме: «Икона».

Практическая:

  1. формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты;

 

  1. обучение этике дискуссионного общения  и этике межличностного общения.

Оборудование урока: компьютерная техника,  видеофильм, учебник.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, просмотр и анализ фильма.

Ключевые понятия: икона, образ, нимб, пространство без тени.

Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                               Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
  2. Повторение пройденного.

1. Подготовка к работе в группах.

-Сложите фрагменты, что бы получить целостное изображение. 

(Дети складывают фрагменты фотографий и разбиваются на группы)

Вопрос к 1 группе:

- Какое изображение у вас получилось? Как называется этот храм? ( Свято-Екатерининский кафедральный собор города Краснодара)

Слайд 2

http://img-fotki.yandex.ru/get/26/sriba3.8/0_1528a_3e019e23_XL

 Аналогично 2,3 группы.( Храм Александра Невского, http://www.xpam-xpicta.ru/images/0_ec43_23d33048_xl.jpg

Собор Троицы Живоначальной).

http://img.rufox.ru/files/big2/501891.jpg

Слайды 3,4

Вопрос к 4 группе: Какое изображение получилось у вас?(Схема устройства храма).

http://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama_iznutri_2.jpg

-Что не обозначено на схеме? ( Алтарь, средняя часть, притвор). По щелчку на слайде появлеются недостающие надписи

Слайд 5.

-Что люди делают в храмах?    

Сегодня мы с вами будем работать в группах.

 Давайте вспомним правила работы в группах.

Распределим роли в них.                                                                                Слайд 6 

                      Ролевое распределение в группе:

Организатор (лидер) – организует работу группы.                                                            Секретарь – оформляет решение группы.                                                                           Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.                                               Спикер – представляет результаты работы группы.                                                            Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.                                                              Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.                                                                           

III.       Выявление восприятия, мотивация.

       Каждой группе предлагается набор  репродукций икон:  Пресвятая Богородица Казанская,  Иисус Христос  в терновом венце,  Святой преподобный Антоний Киево-Печерский  и несколько картин: «Три богатыря», «Алёнушка» В.М. Васнецова, «Незнакомка»   Крамского  И.Н.

                  Слайд 7

-Разделите все изображения на 2 группы. Объясните свой выбор.                                       -Какие из предложенных изображений вы бы поместили в храме?                          - Почему?

Слайды  8,9

-Проверьте себя.

- Есть ли различие между иконами и картинами?  Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное  или фантастическое событие,  которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона  обычно пишется по строгим  канонам-правилам).

IV. Физминутка.

V. Групповая   исследовательская  работа с текстом.

1.Опережающее задание.

-Работая с текстом, выполните задание на карточке, заполните таблицу, подготовьте сообщение для класса. Время работы 10 минут.

Карточка 1

- Где находится источник света на картине и на иконе?

Карточка 2

-Что такое нимб? Изображается ли нимб на картине? Как он изображается на иконе?

Карточка 3

-Как действует закон перспективы на картине, на иконе?

Карточка 4

-Изображение ликов святых на иконах. Как изображаются лица людей на картине?

            2.Чтение текста. Работа в группах.

3. Отчет групп.

По ходу выступления каждой группы заполняется сравнительная таблица на доске.

Икона

Картина

Свет

Свет проступает через фигуру и лицо святого, нет теней.

Свет падает извне, есть тени.

Нимб

Обязательно изображается золотой круг, который окружает голову святого. Нимб - знак Божией благодати.

Нимб отсутствует.

Закон перспективы

Нет заднего плана и горизонта, линии расходятся.

Линии сходятся

Изображение лица

 В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза передают «радостопечалие».

Лица людей выражают эмоции.

Слайд 10

Вы хорошо справились с заданием. Оцените свою работу в группе.

Слайд 11

Работая в группе мне:

  • было легко и все понятно
  • возникали трудности, которые мы преодолевали
  • работать трудно, много непонятного
  • работа в группе была эффективной
  • каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.

Дети обсуждают достижения  и проблемы, намечают пути их решения.

4.Просмотр фильма.  

  Сейчас вы посмотрите фильм и ответьте на вопрос: «Как появилась первая икона?» (Демонстрация фильма).

Ответы детей на поставленный вопрос.                                                                                                                          

VI. Обобщение.

Вопросы:

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? Что обозначает слово икона в переводе с греческого языка?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

VII. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?                                                                                                                                 -Что понравилось?                                                                                                                                         -Что особенно удалось?

VIII. Творческое задание.                                                                                                                    

Подберите материал об иконописцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

планы-конспекты 2,3 класс,2 четверть Музыка.

Планы-конспекты по программе В.В Алеева, Т.Н.Кичак.2,3,класс 2 четверть.Указаны цели и задачи для учителя и учеников....

план-конспект урока 3 класса

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАпо физической культуре в 3 Б классеДата проведения: 25 ноября 2011г.Задачи урока:совершенствование техники кувырка вперед, стойки на лопатках согнув ноги;фор...

планы конспекты Музыка -2 класс, 2 четверть, по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

Планы составлены по учебнику Музыка 2 класс,3-е издание по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева....

План - конспект урока 2 класса по физической культуре

Конспект урока по физической культуре для 2 класса...

конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...

Разработка урока ОПК в 4 классе по теме "Икона"

Разработка содержит технологическую карту урока, рабочий лист к уроку и презентацию....