Урок по курсу ОРКСЭ "Добро и Зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Федорова Любовь Владимировна

Урок по теме "Добро и Зло" по курсу ОРКСЭ модуль  "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_dobro_i_zlo.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по  курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика»

Тема урока:  Добро и зло.

Цель:  раскрыть значение главных понятий морали  «добро»  и  «зло»,  научиться делать добро и отвечать на зло - добром.

Задачи:

Выработать понимание терминов «добро» и «зло», учиться чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство уважения и чуткого отношения друг к другу;

Развивать умение работать в группах, обобщать, делать выводы.

Воспитывать стремление к добру и неприятие зла. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям и природе.

Оборудование: учебник  «Основы светской этики»,  толковый словарь  русского языка С.И.Ожегова, презентация, индивидуальные листочки для самооценки.

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

                                                  Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

   В жизни по-разному можно жить –  

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Сообщение темы урока.

Прочитайте эпиграфы на доске.

Эпиграфы:

 

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

 

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым.

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

-А сейчас послушайте одну притчу.

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

- Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

  1.  Изучение нового материала.

-А сейчас посмотрите друг другу  и улыбнитесь.  А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

 Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.      А как вы понимаете понятие «Зло»?

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (учебник, словарь)

  1. Самостоятельная работа. Работа в группах.

Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло в учебнике, третья и четвертая группы  работают  со словарями: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

  1.  Физкультминутка «Топаем - хлопаем».

- Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  1. Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  2. Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  3. Старшие ученики обижают младших.
  4. Ученики дарят цветы учительнице.
  5. Ребёнок помогает маме в работе по дому.
  6. Отнять у младшего деньги.  
  7. Ударить ногой собаку.
  8. Помочь однокласснику в учебе.
  9. Помирить поссорившихся друзей.
  10. Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
  11. Отвести домой заболевшего друга.

 

  1. Закрепление.

  1. Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?

Обсуждение картинок.

  1. Работа с пословицами.

  Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле.          

Пословицы:

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слово и железные ворота открывает. (Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

       3) Распределение качеств человека на две группы.

1.Качества – «помощники» добра – I вариант

2.Качества – «помощники» зла – II вариант

     Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

 

4)Работа со сказками (работа в группах).

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.

Вспомните сказку и любого героя: либо злого, либо доброго. Проверяем.

       5) создание проблемной ситуации 

- Как проверить, добрые мы дети или злые?

  - Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о добре и зле?

- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

-А сейчас определите своё отношение к уроку. На листочках нарисуйте смайлик. Если урок:

1.Отличный, интересный, захватывающий,  заставляющий работать -  нарисуйте смайлику улыбку;

2.Нормальный, обычный – нарисуй ротик полоской;

3.Скучный, бесполезный, работа без интереса – нарисуйте опущенные уголки губ.

  1. Домашнее задание.

- прочитать стр.12-13, написать сочинение «Мои добрые дела», нарисовать символы добра и зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»

Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...

урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  со...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

Статья. Формирование УУД на уроках надпредметного курса «Мир деятельности» (из опыта апробации курса)

Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший ...