Урок по курсу ОРКСЭ "Добро и Зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по теме "Добро и Зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse_dobro_i_zlo.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
Тема урока: Добро и зло.
Цель: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», научиться делать добро и отвечать на зло - добром.
Задачи:
Выработать понимание терминов «добро» и «зло», учиться чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство уважения и чуткого отношения друг к другу;
Развивать умение работать в группах, обобщать, делать выводы.
Воспитывать стремление к добру и неприятие зла. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям и природе.
Оборудование: учебник «Основы светской этики», толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, индивидуальные листочки для самооценки.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Ход урока
- Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
- Сообщение темы урока.
Прочитайте эпиграфы на доске.
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.
Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.
- Подготовка к изучению нового материала.
-А сейчас послушайте одну притчу.
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
- Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Изучение нового материала.
-А сейчас посмотрите друг другу и улыбнитесь. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Как вы понимаете понятие «Добро»?
Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. А как вы понимаете понятие «Зло»?
Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)
- Самостоятельная работа. Работа в группах.
Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло в учебнике, третья и четвертая группы работают со словарями: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.
- Физкультминутка «Топаем - хлопаем».
- Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.
- Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
- Старшие ученики обижают младших.
- Ученики дарят цветы учительнице.
- Ребёнок помогает маме в работе по дому.
- Отнять у младшего деньги.
- Ударить ногой собаку.
- Помочь однокласснику в учебе.
- Помирить поссорившихся друзей.
- Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
- Отвести домой заболевшего друга.
- Закрепление.
- Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?
Обсуждение картинок.
- Работа с пословицами.
Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле.
Пословицы:
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Доброе слово и железные ворота открывает. (Про добро).
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
3) Распределение качеств человека на две группы.
1.Качества – «помощники» добра – I вариант
2.Качества – «помощники» зла – II вариант
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
4)Работа со сказками (работа в группах).
Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.
Вспомните сказку и любого героя: либо злого, либо доброго. Проверяем.
5) создание проблемной ситуации
- Как проверить, добрые мы дети или злые?
- Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.
-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали о добре и зле?
- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
-А сейчас определите своё отношение к уроку. На листочках нарисуйте смайлик. Если урок:
1.Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать - нарисуйте смайлику улыбку;
2.Нормальный, обычный – нарисуй ротик полоской;
3.Скучный, бесполезный, работа без интереса – нарисуйте опущенные уголки губ.
- Домашнее задание.
- прочитать стр.12-13, написать сочинение «Мои добрые дела», нарисовать символы добра и зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»
Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...
урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".
Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями «эгоизм» и «альтруизм», определяет со...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"
Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»
Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Статья. Формирование УУД на уроках надпредметного курса «Мир деятельности» (из опыта апробации курса)
Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший ...