«Использование местного краеведческого материала в создании модели методического пособия по кубановедению»
статья на тему

Грунская Елена Николаевна

 

 Статья об использовании местного краеведческого материала в создании модели методического пособия по кубановедению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование местного краеведческого материала в создании модели методического пособия по

кубановедению»

Автор статьи: Грунская  Елена Николаевна учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 22 п. Кубань

муниципального образования Гулькевичский район.

В третьем классе я учусь,

Живу я на Кубани.

Родным районом я горжусь

И днем, и утром ранним.

Моя семья – казачий род!

И этим я горжусь,

Когда я вырасту большой,

Я краю пригожусь.

                                      Т.Г.Мезина

                                                 учитель МОУ СОШ № 22

Прежде чем  ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой родины, знать традиции своего района. Знания о родном крае, районе, поселке – существенная часть интеллектуального потенциала человека. Чтобы   помочь детям лучше узнать и оценить особенности той местности, где они живут, обратить их внимание на красоту и неповторимость родной земли Строкачёвой Татьяной Николаевной  – методистом МУ «РИМЦ», учителем начальных классов высшей квалификационной категории  МОУ СОШ № 4 и Грунская Еленой Николаевной - учителем начальных классов высшей квалификационной категории     МОУ СОШ № 22 была составлена рабочая тетрадь по кубановедению.  Целью учебного пособия по кубановедению  является формирование целостного представления о Гулькевичском районе как о самобытной  части Краснодарского края. В  процессе работы над материалом учебного пособия расширяются представления об истории  Гулькевичского района,  о его  культуре,  воспитывается любовь к своему району, бережное отношение к природе, гордость достижениям известных жителей района, творцов ее литературы, музыки и других видов искусства.

Данное учебное пособие по кубановедению разработано для учащихся третьих классов общеобразовательной школы Темы в пособии соответствую учебно-тематическому планированию курса «Кубановедение» для 3 классов, составленному Еременко Е.Н., Бобровой Э.Н. и др.

Рабочая  тетрадь включает в себя вопросы, задания и практические работы, необходимые для успешного изучения и освоения учебного материала. Содержащийся в пособии информационный и практический материал поможет актуализировать знания учащихся.

В тетради предусматриваются различные приемы работы в закреплении материала и проверки знаний, творческие и игровые задания, материалы, которые помогут детям  расширить свой кругозор.

Тетрадь включает задания различного уровня сложности. Перед тем как выполнить то или иное задание, надо внимательно выслушать объяснение учителя, вдумчиво прочесть краткие сведения, приводимые в тетради. Только после этого следует аккуратно делать записи, выполнять  рисунок, вписывать  пропущенные слова.

 При изучении каждой  темы курса «Кубановедения»   дети знакомятся, прежде всего, с особенностями Гулькевичского района

Знакомясь с темой «Природа Краснодарского края. Формы  поверхности»  дети сравнивают особенности  форм поверхностей Краснодарского края и Гулькевичского района. В процессе работы над темой ученики узнают, что Гулькевичский район раскинулся на Азово-Кубанской равнине Краснодарского края на границе со Ставропольем и  является восточными воротами  Кубани. Территория района расчленена речными долинами, балками, лощинами.

Изучая  тему «Природные явления, погодные аномалии» знакомимся с природные явлениями, узнаем, что в 2002 г Гулькевичский район тоже попал в зону подтопления во время июньского паводка.

Из кратких сведений по теме «Водоемы» узнаем, что по территории района протекают  реки: Самойлова балка, 2-й Большой Зеленчук, Синюха, 3-й Зеленчук и главная река края – Кубань. На территории района очень много озер карьерного типа, то есть озер, образовавшихся от заполнения грунтовыми водами отработанных карьеров. Многие из них превращены в зоны отдыха, предварительно обсаженные сосняком, другие используются рыбомиелиораторативными станциями.  

В тетради много иллюстраций, фотографий, которые помогают не только глубже усвоить материал, но и лучше понять особенности своей местности.

В пособии тщательно подобраны творческие задания, способствующие развитию логического мышления учащихся.

К примеру. Народные приметы.  Дополни предложения. (Тема: «Природные явления, погодные аномалии»)

  1. Птица хохлится к ……….
  2. Багровые зори к ……….
  3. Звезды падают к ………….
  4. Облака вытягиваются узкой и длинной полосой к ……
  5. На листьях конского каштана много липкого сока – к …….
  6. Пауки выходят на охоту в жаркий полдень – к ……

Подумайте, что обозначают эти знаки? Напиши правила поведения в лесу. (Тема: «Красная книга»)

         

Отгадай животных, для этого нужно в строчке зачеркнуть одинаковые буквы. (Тема: «Животный мир»).

кцлфкеифцсекцфае____________________

кзнкароняонцронрк____________________

свуосмхолмвмхоикв___________________

рлорпапнорпьо        ___________________

Узнай животного по описанию. Нарисуй его.

Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.

Проследи путь от зерна к хлебу на нашем столе. Расставь числа. ( Труд и быт)

поле    булочная       мельница   хлебозавод    элеватор 

Назови полезные качества и продукцию, которую получают из этого растения

Многие задания предусматривают работу с картами (физическая, климатическая, карта почв, растительного и животного мира).  Например, используя карту – схему, назови типы почв, которые преобладают в Гулькевичском районе.

После  изучения нескольких тем дается тест на закрепление изученного материала.

История Гулькевичского района привлекательна и своим прошлым,  и своим настоящим. Дети знакомятся с историей образования района, гербом, флагом и гимном.  Из дополнительной литературы и кратких сведений в тетради ученики  узнают, что название района произошло от фамилии бывшего владельца этих земель – статского советника Н.В.Гулькевича.

На территории района расположены два научно-исследовательских учреждения: Северо-Кавказский филиал научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара и Кубанская опытная станция Всероссийского института растениеводства имени Н.И. Вавилова, а также филиал ГУ ГНЦ РФ ВИР "Кубанский генетический банк семян". Это уникальное хранилище мировой коллекции семян, основной задачей которого является сохранение мирового генофонда растений.

Среди  выдающихся личностей нашего района особо хочется отметить летчика – космонавта, генерал-майора авиации Горбатко Виктора Васильевича. Он родился  в пос. совхоза "Венцы-Заря" Гулькевичского района.

Учебное  пособие по кубановедению отражает территориальные, этнографические, социально-экономические, культурные особенности Гулькевичского района.   Изучение своей малой родины открывает широкие возможности для приобщения учащихся к процессу познания природы и общества через собственное восприятие географии, истории, культуры своего района, поселка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий"

В данном проекте раскрывается усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса  ПервоЛог...

Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики

В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию)...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

Методическое пособие "Дидактический материал для 1 класса по русскому языку и математике с использованием национально - регионального компонента"

Данное методическое пособие, разработанное на основе регионального материала, помогает осуществить реализацию федерального компонента образования ...

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках русского языка.

В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, особое место занимает курс изучения русского языка. В обязательном минимуме содержания  начального образования образовательная обл...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...

Учебно-методическое пособие "Методика создания и использования презентаций в работе с учащимися начальной школы"

Учебно-методическое пособие «Методика создания и использования презентаций в работе с учащимися начальной школы»  обращена к школьным учителям. Её цель:акцентировать внимание на метод...