Использование ИКТ на уроках в начальной школы
методическая разработка по теме

Фасгиева Сирина Наилевна

Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkoly.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках в  начальной школы

        Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» - искусство, мастерство, «логос» - наука, дословно – наука о мастерстве. Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавания своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ даёт возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников  к предмету. Компьютерные технологии открыли новые возможности для того, чтобы учителя сами могли создать иллюстративные материалы. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям, повышается мотивация учения и возрастает эффективность самостоятельной работы. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знако - символьной.                    

   Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.  

     В функции учителя компьютер представляет:                                                                    - источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);                  

 - наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);                                                                                                                                     - индивидуальное информационное пространство;                                                                                                 - тренажер;                                                                                                                                                                  - средство диагностики и контроля.

       В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:                                                - средство подготовки текстов, их хранения;                                                                                                   - текстовый редактор;                                                                                                                                               - графопостроитель, графический редактор;                                                                                                                - вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);                                                                                                                                                         - средство моделирования.

     Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;                                                        - создании программных продуктов;                                                                                                                     - применении различных информационных средств

   Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.                              

   Досуг организуется с помощью:                                                                                  

- игровых программ;                                                                                                                                                                                                                                                                  - компьютерных игр по сети;                                                                                                                                                        - компьютерного видео.

     В начальной школе невозможно провести урок без применения различного наглядного материала. При этом часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?  И снова огромную помощь оказывает компьютер и интернет. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, которую диктует современный уровень развития образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

     Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, активизация творческих способностей ребёнка. Интерес в учебном процессе является мощным двигателем, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развитию способностей. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы. Возможности использования  ИКТ на уроках в начальной школе очень разнообразны:

  1. создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы);
  2. создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения (проверочных тестов, контрольных заданий, карточек, анкет);
  3. создание разнообразных и разноуровневых текстовых работ, тренажёров, игровых упражнений по разным предметам;
  4. применение разнообразного наглядного материала (рисунков, картинок, фильмов, презентаций)

   Использование ИКТ позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению, усиливать познавательную активность учащихся, разнообразить формы и средства обучения. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ  могут быть использованы на любом этапе урока:

• Для обозначения темы урока.

• В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

• Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты)

• Для контроля  знаний учащихся.

• На этапе закрепления знаний учащихся.

• При подведении итога и обобщении знаний.

    Урок с  использованием ИКТ требует еще более тщательной подготовки, чем в обычные уроки. Необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого урока. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе достаточно большие, но, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны выбирать оптимальное количество времени, затраченное на использование ИКТ. Есть уроки, на которых достаточно показа одной таблицы или картины. При этом нет необходимости готовить презентацию на целый урок. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны и не нужны.

       "Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

    На уроках обучения грамоте использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом, помогает учитывать уровень овладения чтением  учащихся на уроке (пока слабые ученики читают текст в учебнике, более сильные читают продолжение или более сложный вариант на экране).

   На уроках русского языка очень удобно проводить словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы, тесты с использованием ИКТ. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки  и оценить свою работу.

     Очень интересно и разнообразно проходит и устный счёт на уроках математики. Можно более наглядно провести объяснение нового материала, сформулировать алгоритм, по которому будут работать дети.

    Ни один урок окружающего мира невозможно провести без использования ИКТ. Использование видеофрагментов, картинок, схем, таблиц, которые возникают в процессе изучения темы. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. «Путешествие по Москве», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое».

     В заключении хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая её дидактические, информационные, методические и технологические возможности. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы,  а для учителей становятся необходимым условием эффективной работы.

     Литература:

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2008.
  2. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2007.
  3. Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография. – М.:НИИРПО, 2007.
  4. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. –2000.
  5. Сеть творческих учителей // ИКТ в начальной школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему "Использование ИКТ на уроках начальной школы"(презентация)

Краткий обзор понятия ИКТ. Место ИКТ  на уроках  в начальных классах. Использование презентаций на различных этапах урока. Рекомендации по разработке презентаций к урокам....

Использование ИКТ на уроках начальной школы как способ активизации учебной деятельности учащихся

Предлагаю материал, как можно на уроках эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии, чтобы повысить учебную деятельность учащихся....

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Доклад: ”Использование ИКТ на уроках начальной школы в рамках ФГОС”

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...