Урок кубановедения в 4 классе «Земля отцов - моя земля!»
методическая разработка (4 класс) по теме

Черногорова Елена Николаевна

 

   Урок обобщения знаний, интересный, с использованием различных форм обучения, включает в себя элементы проектной деятельности и мультимедийную презентацию, просмотр мульфильма.  

   Весь материал, подобранный  к уроку  рассказывает о том, что кубанская земля всегда славилась своими людьми, мастерами разных профессий, и  сегодня на кубанской земле трудятся  люди, которые своим трудом приносят славу Краснодарскому краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zemlya_otcov-moya_zemlya.doc25.14 КБ
Файл kubanovedenie_viktorina.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Земля отцов - моя земля!»

для учащихся  4 классов

Черногорова Елена Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ  СОШ  №22

Задачи урока:

            Воспитательная:

  1. воспитание уважительного отношения к истории, культуре,  традициям жителей Кубани
  2. воспитание уважения к людям труда
  3. воспитание уважения к мнению товарищей

Развивающая: 

  1. развитие  речи  учащихся, познавательного интереса
  2. развитие творческих способностей младших школьников
  3. формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
  4. формирование умения работать в группе сверстников.

           Образовательная:

  1. расширение  кругозора учащихся

Оборудование:

  1. презентация по теме урока,
  2. вопросы викторины по кубановедению,
  3. мультфильм о Кубани,
  4. гимн  Краснодарского края

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит гимн Кубани.

Слайд 1-30

(в данной разработке на слайдах представлены фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, города Краснодара, учитель может сам варьировать видео ряд, наполняя его местным материалом для создания комфортной ситуации, приближения каждого ученика к осознанию темы урока «Земля отцов – моя земля!»)

А) Чтение стихотворения учителем.

Родину себе не выбирают,

Родина есть там где мать рождает,

Где ты первое « ау» сказал,

И где первый раз ты задышал.

Где ты ощутил природы радость,

Звуки птиц и шум природы в сладость.

Где кораблики пускал ты по реке,

Где слеза катилась по щеке.

Родина – объемное понятие,

Где ходил ты в школу на занятия,

Где  ты в первый раз сказал «люблю»,

Утреннюю повстречав зарю.

Родину себе не выбирают,

Родиной  Всевышний  награждает!

  1. Слайд 32  Введение в тему урока: «Земля отцов – моя земля!»

           - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить  на уроке?

- Чем богата кубанская земля?

- Чему можно научиться у наших отцов и дедов?

- Как необходимо относиться к своей малой Родине?

- А что вы сами испытываете, просматривая картины и фотографии о нашей Кубани?

3. Ознакомление с  правилами работы в группах

Для чего люди работают в группах,  парах?

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы работа в группах была успешной?

Слайд 33 Словарная работа «юбилей».

Юбилей - Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности человека или учреждения.

Как вы понимаете значение слова «юбилей»?

Подбор родственных слов к слову «юбилей» (юбиляр, юбилейный)

4. Слайд 34  Введение нового материала.

13 сентября 2012 года исполняется 75 лет со дня образования Краснодарского края.  

В его состав входят 38 районов, на его территории проживают   более 5 миллионов человек. Это наша с вами Родина, земля,  на которой жили наши деды и прадеды.

У казаков было особое отношение к родной земле, ведь они были её защитниками, она всегда была кормилицей для  всех народов, которые на ней проживали и проживают сейчас.

5. Слайд 35-36 «Народная мудрость»

Особое, уважительное отношение к земле нашло своё отражение в кубанском фольклоре: в пословицах, поговорках, песнях.

Задание: установить соответствие между частями пословиц.

Самопроверка выполненного задания.

Чтение и толкование пословиц.

6.Слайд 37 Работа в группах. «Люди труда»

Кубанская земля всегда славилась своими людьми, мастерами разных профессий, многие профессии редко встречаются в современном мире,  труд многих людей заменили машины.

Слайды 38-40

И сегодня на кубанской земле трудятся  люди, которые своим трудом приносят славу Краснодарскому краю. Это космонавт Виктор Горбатко  и кардиохирург Кирилл Барбухатти,  учитель года города Краснодара Елена Евтушенко и чемпион мира по тяжелой атлетике Александр Иванов. Уверена, что вы будете хорошо учиться  и  в  будущем ваши имена будут гордостью Кубани.

7 Слайды 41-42 «Кубань – наш общий дом!»

Работа в группах:

Краснодарский край стал общим домом для людей более ста национальностей. Для  все этих народов край  наш край – это малая Родина.

А вот что вы знаете о своей малой Родине мы сейчас и проверим.

Викторина по кубановедению

  1. Назови  блюда  Кубанской  кухни.
  2. Назови  растения  нашей  местности.

  1.  Назовите  города  расположенные  на  территории  нашего  края.

  1. Какая  улица  в  городе  Краснодаре  считается  главной.

  1. Впишите  цвета  полос  кубанского  флага.
  2. Кто  является  губернатором  Краснодарского  края?

  1. Кубанские  земли  казакам  даровала кто?

  1. Как по другому   назывался  город  Краснодар?
  2. Какие  моря  омывают  Краснодарский  край?

  1.   Какие  рыбы  водятся  в  этих  морях?

  1.   Какая  река  протекает  на  территории  Краснодарского  края?  

 12.Подчеркни название края, в котором мы живем:

  1. Красноярский
  2. Ставропольский
  3. Краснодарский

 13.Жители Кубани называют этот город столицей.

Это город -  

14.Прочитай отрывок и определи, из какого он произведения:

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

8. Слайд 43 Литературная страничка

Красота земли Кубани не могла оставить равнодушными творческих людей, писателей и поэтов.

Чтение произведений кубанских поэтов (тексты  даются в маршрутном листе, каждая группа читает своё произведение, выбор произведений на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки детей).

1 группа

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань….

Леса и поляны,

Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В. Подкопаев)

2 группа

Густой туман плывёт низиной.

Покоем полнится земля.

И, держат небо, как корзину,

Над хуторами тополя. ( К. Обойщиков)

3 группа

Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (Е.Александров)

4 группа

Шумят, шумят желтеют нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.  ( Иван Варавва)

9 Слайд 44  Мини-проект «Земля отцов – моя земля!»

Строки из стихотворения Ивана Вараввы станут основой для стенной газеты, которую посвятим   Краснодарского края.

Работа в группах: каждая группа получает конверт, в котором  находится лист формата А-4, фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, текстовая информация.

Учащиеся подбирают к тексту подходящие по смыслу фотографии, приклеивают или крепят при  скотча на лист бумаги или картона. Один представитель от группы зачитывает текст и показывает готовую страницу газеты.

1 группа.

Краснодар – это административный центр Краснодарского края.

2 группа

Новороссийск - это город-герой! Мы гордимся подвигом своих дедов и прадедов!

3 группа

Анапа – это  детская здравница России.  

4 группа

Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года. Это спортивные надежды Краснодарского края и России!

Учитель на доске помещает заголовок газеты «Земля отцов – моя земля!», а под ним готовые работы учащихся.

Показ мультфильма о Кубани

Рефлексия.

Ступени познания:

1 ступень – Это я знал.

2 ступень - Это я узнал сегодня.

3 ступень – Это я узнаю в будущем.

10. Подведение итогов урока.

Ребята, учитесь, думайте, мечтайте и помните, что вы – будущее Краснодарского края, от вас зависит, какой будет земля наших дедов и отцов, будьте достойны её прошлого,  в ваших руках её будущее!



Предварительный просмотр:

  1. Назови  блюда  Кубанской  кухни.

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Назови  растения  нашей  местности.

  1.  Назовите  города  расположенные  на  территории  нашего  края.

  1. Какая  улица  в  городе  Краснодаре  считается  главной.

  1. Впишите  цвета  полос  кубанского  флага.

  1. Кто  является  губернатором  Краснодарского  края?

  1. Кубанские  земли  казакам  даровала кто?

  1.  Как по другому назывался город Краснодар?
  2. Какие  моря  омывают  Краснодарский  край?
  3.   Какие  рыбы  водятся  в  этих  морях?
  4.   Какая  река  протекает  на  территории  Краснодарского  края?  

 12.Подчеркни название края, в котором мы живем:

  1. Красноярский
  2. Ставропольский
  3. Краснодарский

 13.Жители Кубани называют этот город столицей.

Это город -  __________________________________

14.Прочитай отрывок и определи, из какого он произведения:

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля"

Форма работы - час общения, проектная деятельность. Дети работают в группах, узнают, обобщают знания о знаменитых людях станицы. Есть презентация....

Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля!"

Презентация и разработка урока кубановедения....

Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

Конспект урока для 3 класса «Земля наш дом родной» Урок конференция (УМК Школа России)

Конспект урока для 3 класса «Земля наш дом родной» Урок конференция (УМК Школа России)...

Открытый урок в 4 классе. Земля - наш общий дом.

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.Задачи:1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты...