Детская риторика. Слушание. Общение.
методическая разработка по теме

Детская риторика. Открытый урок.

 

Тема: «Общение. Слушание. Повторение пройденного материала».

 

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по пройденным темам, воспитывать такт в общении и умении быть хорошим слушателем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_ritorika._otkrytyy_urok._obshchenie.slushanie.rar13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Детская риторика. Открытый урок.

Тема: «Общение. Слушание. Повторение пройденного материала».

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по пройденным темам, воспитывать такт в общении и умении быть хорошим слушателем.

План:

  1. Сообщение цели.
  2. Беседа:

-Что такое риторика? (Это ораторское искусство, красноречие)

-Что значит красиво говорить?

1) Красиво говорить-это значит говорить доходчиво.

2) Это значит, говорить убедительно и доказательно.

3) Красиво-значит свободно и плавно.

4) Главное говорить так, чтобы добиться того, ради чего говоришь-убедить, успокоить, упросить.

Пословицы о красноречии:

  1. Хорошую речь хорошо и слушать.
  2. Красно говорит, а слушать нечего.
  3. С тобой разговориться, что моду напиться.

  1. Упражнения в красноречиях. (Рассказать о том, как увидели в лесу зайца, как ловили рыбу, как катались на лодке.) Дети указывают на ошибки в речи товарищей.

- Как вы считаете, влияет ли речь на поступки людей? Докажите. (Словом можно обидеть человека, а можно доставить ему большую радость.)

- Мы сейчас с вами общались с помощью слов. Кроме словесных форм общения есть ещё и несловесные. Какие? (Общение с помощью мимики, жестов, телодвижения).

  1. Чтение отрывков из басен И.А. Крылова. (Общение персонажей басни дети показывают жестами и телодвижениями)

а) «Мартышка в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой»

     «Смотри-ка, говорит, кум милый мой»

б) «Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали.»

в) «Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша».

5. Отработка мимики.

Учитель читает отрывки, дети показывают настроение героев мимикой.

а) Образцы рисунков различной мимики рассмотреть перед чтением.

б) Чтение отрывков:

РАДОСТЬ

-Нашел! Наша кошка… и у нее котята; такие чудесные, иди сюда скорее!

ИСПУГ

Кто-то громко кричит: «Назад! Назад!» и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки, увидали котенка, хотят его схватить»

ОБИДА

-Куда ты, Филиппок собрался? Ты еще мал, не ходи!

(У доски 5 человек показывают мимикой настроение героев.)

Учитель: Нельзя махать руками, топтаться, ходить без дела и говорить, кричать громко, т.к. очень неприятная мимика у такого человека.

7. Выделение ключевых слов учащихся в тексте.

- Когда человек желает выступить с речью, он готовится, перечитывает текст, выделяет ключевые слова для запоминания.

В пятницу прийти в школу к 9 часам. Вас будет ждать вожатый. Вы пойдете в парк, чтобы там повесить кормушки для птиц.

- При заучивании стихов выделяют также ключевые слова:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

(чтение хором)

8. Слушание. (Необходимо для запоминания, если нет под рукой текста, для поддержания беседы.)

а) Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания. («Внимание!», поднять руку, указать на предмет).

б) Составление плана услышанного(т.е. выделение ключевых слов)

Текст «Как собака себе товарища искала» (с.74 учебника)

Слова для запоминания: собака одна, зайчик, в лесу, у зайца сон пропал, волк, робкое сердце у зайца, собака ушла. (пересказ)

Учитель: Кода слушаешь-можно с самого начала узнать, о чем речь («Лев и собачка»).

9. Итог занятия.

Мы повторили, что такое риторика, как люди общаются и для чего необходимо слушание, как лучше запомнить текст.

Чтобы было с вами общаться, надо следить за своей речью, быть хорошим слушателем.

10. Оценка работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.

Рабочая  программа  по  риторике для  4 класс  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по предмету «Детская риторика» 2 класс. Автор: Т.А. Ладыженская

Рабочая программа по предмету "Детская риторика" 2 класс Автор: Т.А.Ладыженская...

Конспект урока Детской риторики в 4 классе "Словарная статья"

Конспект урока Детской риторики в 4 классе по теме   "Словарная статья". Учебник Т.А.Ладыженская "Детская риторика в рассказах и рисунках". УМК "Школа 2100"...

Урок риторики "Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей"

Урок риторикиТема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностейЦели: помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;развивать коммуникативны...

Образовательная программа кружка по развитию речи "Риторика повседневного общения" в коррекционной школе

Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.Реализация программы обе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...