Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Коробова Елена Леонидовна

материал из опыта работы по работе с педагогами ДОУ , о том какие мы используем формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_formy_raboty_s_pedagogicheskimi_kadrami_v_dou.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ»

        "Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …

Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.

Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой - важное звено непрерывного образования педагогических кадров.

На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы (МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.

Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога - поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.

Проанализируем рейтинг востребованности некоторых форм методической работы педагогами ДОУ.

Небольшое исследование, целью которого было выявление эффективность организации методической работы в детском саду, проведенное в 2010 и в 2012  годах, показало, что за пять лет налицо переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования. А это значит: существенно изменилось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, возросла доля воспитателя с развитым самосознанием, которые способны принимать участие в технологических, организационных, социальных инновационных мероприятиях.

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

  1. традиционные:
  1. работа в едином образовательном пространстве
  2. проблемные семинары
  3. семинары-практикумы
  4. дни открытых дверей
  5. творческие микрогруппы
  6. наставничество
  7. эстафеты педагогического мастерства
  8. педагогические советы
  9. повышение квалификации
  1. инновационные:
  1. «копилка» педагогического мастерства
  2. мастер-классы
  3. проектная деятельность
  4. создание банка инновационных идей
  5. стажерские площадки
  6. творческие конкурсы
  7. творческая лаборатория молодых специалистов
  8. издательская деятельность

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

        Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют обучающие семинары: Республиканские, городские, районные, внутрисадовские. К проведению семинаров мы подключаем педагогов и специалистов ДОУ, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ-технология, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков.

Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Творческие группы

Становление стиля педагогической деятельности

Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

Диагностика этого выбора позволяет старшему воспитателю проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательным запросом педагога.

Очевидно, верное бытует мнение, что "все течет, и ничего нет более постоянного, чем постоянные изменения". И по итогам диагностического анкетирования педагогов ДОУ №69 в 2012 году уже наивысшую оценку получили такие формы работы нашей методической службы с педагогами, как проектировочные семинары, практикумы. 

Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.

Сказать, что, выстроив свою систему работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов, мы решили все вопросы, конечно, нельзя. Проблем много.

И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" (И.Ф. Гербард). Перед каждым учителем Концепцией поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени". Задача методической службы - создать условия для успешного решения этой задачи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе

.Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе Педагог-психолог ГБОУ СОШ №2072 Резникова О.Н.   Получать удовольствие и радость от нетрадиционных и...

Новые формы работы и постоянное самообразование — вызовы нашего времени.

За годы работы с детьми опытным путем пришла к выводу, что ничто так не возвышает учителя в глазах детей, как его умение разбираться в своем предмете, в людях, во многих вопросах, которые окружают люб...

новые формы работы с родителями

Форма работы с родителями «Диагностика  в  рисунках»         Одной из острых и волнующих проблем, касающихся помощи учащимся при подготовке к урокам, ...

Новые формы работы с родителями (диагностика рисунком) Виноградова Т.П.

Форма работы с родителями «Диагностика  в  рисунках»         Одной из острых и волнующих проблем, касающихся помощи учащимся при подготовке к урокам, ...

Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель:1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.3. Создать условия для развития инициат...

Школьный проект – как новая форма работы с родителями.

Школьный проект – как новая форма работы с родителями.  Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности -  постоянный поиск новых форм совместной работы, стимулирующих уча...

Новые формы работы с детьми с ОВЗ

Статья освещает проблемы воспитания и образования учащихся в семье и школе  с ОВЗ....