Методическая система
материал (1 класс) по теме

Методическая система учителя строится на принципах развивающего обучения, современных педагогических технологиях  и системно-деятельностном подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чикулаева Елена Алексеевна

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума», Уржумский район, г.Уржум

Характеристика методической системы

Компоненты методической системы

Характеристики

методической

системы

Самохарактеристики  методической системы

Модель инновационного образования в начальных классах

1.

Цели

Учебные, воспитательные, развивающие

Методическая система учителя строится на принципах развивающего обучения, современных педагогических технологиях  и системно-деятельностном подходе.

Цели: 

  1. создание образовательной среды, способствующей повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
  2. формирование и развитие  личности  средствами современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий, необходимых для решения социальных и личностно-значимых задач.

Достижение поставленных целей предполагается через решение следующих задач:

  1. выявить интересы и способности учащихся;
  2. организовать внеклассную и кружковую работу;
  3. создать условия для формирования  личности в начальной школе;
  4. апробировать современные педагогические  и информационно - коммуникационные технологии в системе образования начальных классов;
  5. проводить мониторинг индивидуального развития учащихся;
  6.  создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров, педагогов дополнительного образования.

2.

Содержание

  1. Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.
  2. Компьютерные обучающие программы.
  3. Программы, представленные через видео, информационные и телекоммуникационные средства.
  4. Интеграция основного (стандарт) и дополнительного образования  

Модель инновационного образования представляет собой интеграционный комплекс урочной и внеурочной деятельности, основанный на технологии развивающего обучения, современных педагогических  и информационно-коммуникационных  технологиях  в системе образования, позволяющих осуществлять реализацию Базисного учебного плана, индивидуализацию обучения и ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Преподавание ведётся в соответствии с программами для четырёхлетней начальной школы Л.В.Занкова (2011г.)  по предметам:  русский язык (5 часов), литературное чтение (4 часа),  математика (4 часа), окружающий мир (2 часа), технология (1 час), музыка (1 час) и соответствующим УМК с мультимедийным приложением.

УМК системы развивающего обучения Л.В.Занкова:

  1. Нечаева Н.В., Яковлева. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 1, 2 ч. -  Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров»,  2012;
  2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 1, 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров»,  2012 г.;
  3. Свиридова, В. Ю., Чуракова, Н. А. Хрестоматия по литературному чтению.

            3 класс. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2012г;

  1. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина. Математика: Учебник для

     3 класса: В 2 ч. -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский     дом «Фёдоров»,  2012;

  1. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса: В 1,2,3 ч.- Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012г;
  2. Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков. Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2ч.  – Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский    дом «Федоров»,  2012г;
  3. Н. Я Дмитриева. А. Н. Казаков,  Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»:  2012 г;
  4.  Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский    дом «Федоров»  2012г.;
  5. Ригина Г.С.Музыка: Учебник для 3 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский    дом «Федоров»  2012г.;

Данные учебники соответствуют  основным направлениям модернизации российского образования и требованиям ФГОС НОО.

Учебные пособия:

  1. Русский язык. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012;
  2. Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012;
  3. Математика. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012;
  4. Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012;
  5. Технология. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012;
  6. Музыка. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012;

Кружки: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я- гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками» входят в программу внеурочной деятельности. Для формирования устойчивого познавательного интереса, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач используются цифровые образовательные ресурсы нового поколения (ЦОР НП).

3.

Формы обучения

  1. Урок, занятие, игра, экскурсия.
  2. Лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, конференции.

Формы организации обучения: урок (работа с информационным текстом, работа с художественным текстом, взаимообучение, дискуссия, письмо, урок-исследование),  урок-лекция, урок-зачёт, урок-встреча, урок «фантастического проекта», экскурсии (заочные, виртуальные, в природу и др.), урок-деловая игра, практикумы, консультации, дополнительные занятия (индивидуальная работа) и др.

Формы внеурочной деятельности: предметные кружки, викторины, олимпиады, предметные внеклассные занятия, конкурсы и др.

Все эти уроки  и занятия сопровождаются мультимедиа:

Видеофрагментами  (постановочные сюжеты: опыты, природные и физические явления, отснятые с образовательными целями);

Медиалекциями (мультипликация явления, сопровождающая голосом диктора и звуковыми эффектами или слайд-шоу, также сопровождающиеся дикторским текстом);

Анимированными  картами  и схемами (текст диктора поясняется динамической графикой на картах и схемах);

Интерактивными  картами и схемами  (появление звукового, текстового или графического объяснения управляется пользователем при помощи нажатия кнопок, клавиш);

Реконструкциями  (анимированные или видеореконструкции событий или явлений, которые нельзя по каким-либо причинам заснять в настоящее время, например исчезнувшие памятники ушедших цивилизаций);

Видео/фотодокументами (фотографии и кинофильмы из частных или государственных архивов);

Аудиофрагментами  (звукозаписи);

Панорамами (панорамное представление информации: изображение можно двигать и вправо, и влево на 3600). Создаётся впечатление, что обозреватель поворачивается вокруг своей оси. Щёлкнув на любой объект на панораме пользователь может получить либо аудио-, видеоиллюстрацию, либо другой медиаобъект.

4.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальные, индивидуальные, парные, коллективные, групповые

Для создания ситуации успеха на каждом уроке и занятии использую одновременно несколько форм взаимодействия учителя и учащихся, такие как:

  1. Фронтальная - одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения общей познавательной задачи. Она даёт возможность работать со всем классом, обеспечивая активность учащихся, их внимание к учебному материалу.
  2. Индивидуальная, когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача не выступает перед классом  как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика. В начальной школе -  на уроках математики во время самостоятельного решения задач, примеров, тестов и др.; при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка; на уроках технологии при выполнении творческих работ; окружающего мира – при выполнении заданий и др. Индивидуальна форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и организованности.
  3. Групповая на всех уроках в урочной деятельности  и внеурочной (на кружках)  при изучении нового материала, когда учащиеся «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности, а учитель грамотно оперирует приёмами и методами обучения.
  4. Коллективная (статистические пары,  динамические пары, вариационные пары) наиболее актуальная. «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». Авторская технология коллективного обучения В.К. Дьяченко. Используется на всех уроках и внеурочной деятельности.


5.

Методы обучения

  1. Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.
  2. Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
  3. Программированный, эвристический, моделирующий, проектный.
  4. Другие

Для  усвоения содержания образовательного стандарта, формирования УУД использую методы: объяснительно-иллюстративные с использованием ЦОР НП (готовая информация или иллюстрация сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности),  репродуктивные с использованием ЦОР НП (контроль знаний по алгоритму), проблемное изложение изучаемого материала с использованием ЦОР НП (ЦОР - источник создания проблемной ситуации), частично-поисковые с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся), исследовательские с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр).

6.

Педагогические технологии

  1. Педагогические технологии
  2. Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся

Урочная и внеурочная деятельность осуществляется по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, с использованием технологий: технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой деятельности, уровневой дифференциации, здоровьесберегающих,  информационно-коммуникационных.

7.

Средства обучения

  1. Информационные (вербальные, учебно-наглядные).
  2. Технические (специальное оборудование, компьютеры и другое).
  3. ИКТ (информационно-коммуникативные)
  4. Дидактические средства

Кабинет оснащён комплектом наглядных таблиц для 1-4 классов, комплектом ЦОР НП,  современным интерактивным комплексом. Техническими составляющими такого комплекса являются: компьютер,  ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, что даёт вожможность строить обучения с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике, соответствующее статусу учебного заведения.







8.

Результат

  1. Мониторинг
  2. Педагогическая диагностика
  3. КИМ

Предметные результаты: стабильное качество знаний (56,25% - 60%).

Метапредметные результаты: положительная динамика уровня сформированности универсальных  учебных действий.

Личностные результаты: повышение учебной мотивации, положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, стабильная занятость в кружках (100%)

9.

Авторская составляющая методической системы

Выстроена урочная и  внеурочная деятельность с учётом современных педагогических и информационно-коммуникационных  образовательных технологий.

Разработаны рабочие программы: по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, музыке, риторике, развитию творческих способностей; программы кружков: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я - гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками»,  программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и внеурочной деятельности для 1-3 классов, соответствующие ФГОС НОО.


Директор

КОГОАУ «Гимназия г.Уржума»

                 

   Д.Н. Феофилатов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума» Методическая система «Модель инновационного образования в начальных классах» учитель начальных классов Чикулаева Елена Алексеевна

Слайд 2

Цели методической системы создание образовательной среды, способствующей повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; формирование и развитие личности средствами современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий, необходимых для решения социальных и личностно-значимых задач

Слайд 3

Задачи выявить интересы и способности учащихся; организовать внеклассную и кружковую работу; создать условия для формирования личности в начальной школе; апробировать современные педагогические и информационно - коммуникационные технологии в системе образования начальных классов; проводить мониторинг индивидуального развития учащихся;

Слайд 4

Задачи создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров, педагогов дополнительного образования

Слайд 5

Цель - развитие личности Единые психолого-педагогические основы системы Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) осознание процесса учения; 4) быстрый темп изучения материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого. Методика обучения Типические свойства методики: 1 ) многогранность; 2) процессуальность; 3) коллизии; вариантность Предметные методики : Организационные формы Система изучения результативности. Условия достижения планируемых результатов личностных метапредметных регулятивных, познавательных, коммуникативных предметных Реализация цели средствами системы Л.В. Занкова

Слайд 6

Подход системно - деятельностный (который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования) (Из Концепции Федерального государственного образовательного стандарта)

Слайд 7

Система учебников «Система развивающего обучения Л.В. Занкова » ● разработана с учетом требований ФГОС НОО и психолого-педагогических основаниях системы Л.В. Занкова; ● имеет положительные экспертные оценки Российской академии наук (№ 10106-5215-253 от 12.10.2011) и Российской академии образования (№ 01-5-7д-165 от 24.10.2011); ● включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; ● обеспечена методическими пособиями для учителя.

Слайд 8

Предметные линии в составе системы учебников

Слайд 9

Предметные линии в составе системы учебников Электронное приложение «Проверь себя» к учебникам представляет собой программу для установки на компьютер

Слайд 11

Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты видеофрагмент медиалекция анимированная карта или схема интерактивная карта и схема реконструкция видео/фотодокумент аудиофрагмент панорама

Слайд 12

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» Базовая учебная модель: Вызов Осмысление Рефлексия Основные приёмы: инсерт; таблицы; стратегия IDEAL , эссе, синквейн, кластер, словарная карта и др.

Слайд 13

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Слайд 14

Формы обучения: Урок Игра Экскурсия Практическая работа

Слайд 15

Формы организации познавательной деятельности

Слайд 16

Методы обучения: Объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский

Слайд 17

Средства обучения: Информационные Технические ИКТ Дидактические средства

Слайд 18

Сотрудничество

Слайд 19

Формы внеурочной деятельности

Слайд 20

Результаты: Мониторинг Педагогическая диагностика КИМ( в рамках ФГОС)

Слайд 21

Результативность

Слайд 22

Результаты конкурсов (регионального, федерального, международного уровней) Конкурсное мероприятие Фамилия, имя ученика, класс Международный математический конкурс-игра «Кенгуру - 2010» Призёр (по Кировской области) Полянина Татьяна, 4 класс, 2009-2010 уч. г. Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Призёр (по Кировской области) Полянина Татьяна, 4 класс, 2009-2010 уч. г.

Слайд 23

Результаты конкурсов (регионального, федерального, международного уровней) Конкурсное мероприятие Фамилия, имя ученика, класс Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Призёр (по Кировской области) Киселев Денис, 2 класс, 2011-2012 уч. г. Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Призёр (по Кировской области) Кочергина Сюзанна, 2 класс, 2011-2012 уч. г.

Слайд 24

Результаты конкурсов (регионального, федерального, международного уровней) Конкурсное мероприятие Фамилия, имя ученика, класс Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Победитель (по Кировской области) Киселев Денис, 3 класс, 2012-2013 уч. г. Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Призёр (по Кировской области) Вафин Руслан, 3 класс, 2012-2013 уч. г. Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Призёр (по Кировской области) Белоглазова Елена, 3 класс, 2012-2013 уч. г.

Слайд 25

Результаты конкурсов (регионального, федерального, международного уровней) Конкурсное мероприятие Фамилия, имя ученика, класс Всероссийская эвристическая олимпиада младших школьников с международным участием «Совёнок» Диплом лауреата Костылева Виктория, 1 класс, 2010-2011 уч.г. Окружной конкурс «Навстречу Рождеству» Номинация «Фото и видео» Победитель, Сарджян Гарик, 2 класс, 2011-2012 уч.г. Международная эвристическая олимпиада младших школьников «Совёнок- 2013» Победители I тура Шумайлова Анастасия, Кочергина Сюзанна, 3 класс, 2012-2013 уч.г. Научно-практическая конференция начинающих исследователей, Киров, 2012 Диплом II степени Кочергина Сюзанна, 3 класс, 2012-2013 уч.г.

Слайд 26

Авторская составляющая методической системы Разработаны рабочие программы: по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, музыке, риторике, развитию творческих способностей; программы кружков: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я - гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками», программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и внеурочной деятельности для 1-3 классов, соответствующие ФГОС НОО.

Слайд 29

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя

« Формирования  творческих способностей и предметных компетенций средствами  информационно-коммуникативных технологий» В методических поисках учителя всегда будет два слагае...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Презентация "Моя методическая система"

В презентации представлена методическуая система по организации образовательного и воспитательного процесса с целенаправленным и систематическим использованием приема  антиципации....

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя...