Экологический календарь. День воды.
методическая разработка (1 класс) на тему

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Экологический календарь.  День воды" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Экологический календарь.  День воды»  и рекомендуется просмотр мультфильма «Беги, ручеек!»".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Экологический календарь.  День воды" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Экологический календарь.  День воды»  и рекомендуется просмотр мультфильма «Беги, ручеек!»".

                    Тема: «Экологический календарь.  День воды»

Цели:

- рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды;

- развивать речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к воде, к водоемам, желание экономить пресную воду.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Экологический календарь. День воды», аудиозапись песни «Живи, родник!»; мультфильм «Беги, ручеек!».

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II.Сообщение темы занятия. – Ребята, наш урок я хочу начать с разминки. Отгадайте загадки:

Стало как-то суховато

От пустынь и от степей.

И поэтому, ребята,

Вам загадки помокрей.

        ******

Это - водные пустыни,

Волны как барханы.

Здесь, среди бездонной сини –

Штормы, ураганы. (Океан, море)

         ******

Хоть на море мы похожи,

Мы внутри материка.

В нас порой впадают тоже

Ручеек или река.

С океаном не знакомы.

Назовите, дети, кто мы? (Озера)

          ******

Он и льет, и льет, и льет.

Мокрая погода.

Может, это вертолет

Сбрасывает воду?

Нет, вода из облаков.

Угадай, он кто таков? (Дождь)

          ******  

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)

          ******  

Посмотрите-ка! В апреле

С крыши брызги полетели

И стараются, шлеп-шлеп,

Попадать нам прямо в лоб. (Капель)

          ******

Мы журчим в апреле звонко,

Ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки

В нас кораблики пускают. (Ручьи)

          ******

Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу -

Стать широкою смогу. (Река)

          ******

Вода – основной источник жизнедеятельности живых организмов. Живые организмы более чем  на 80 % состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных, поэтому они должны пить или всасывать корнями воду. Растения используют воду для производства органических веществ. Вода необходима для  охлаждения организма (испарение воды с листьев и потоотделение у животных).

Вода бывает в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. Куда делась вода? (ответы детей она испарилась). Демонстрация схемы круговорот воды в природе. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется круговорот воды в природе.

- Какие особые свойства воды – цвет, запах и вкус отличают ее от других жидкостей?
Где и как свойства воды помогают человеку? Вода - бесцветная жидкость, без запаха и без вкуса, является хорошим растворителем, принимает форму сосуда и обладает выталкивающей силой.

Демонстрация опыта: «Опыт со стаканом воды и гирей» (Наблюдения и вывод). Свойство - выталкивающая сила воды. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. Этот закон открыл древнегреческий ученый Архимед.

- Ребята, как и где  человек использует выталкивающую силу воды? (ответы детей: плавание, сплав на плоту, катание на лодках и т.п.)

Течение воды - большая сила. Как человек использует текучесть воды? Как можно использовать силу водопада? (ответы детей: строительство ГЭС для получения электроэнергии).

                 Физкультурная минутка «Лебеди»

 Лебеди летят, крыльями машут, летают над водой, качают головой.                                                                      

 Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся.

                     Сели, посидели, снова улетели.

- Ребята, прочитайте высказывания великих людей о воде и дайте объяснение данным высказываниям:

  1. Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)
  2. Капля воды дороже золота (Д. Менделеев)
  3. Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды. (В. Песков)
  4. Спаси себя, человече, сыне, родимый спаси! Чтоб реки текли, а не речи по нашей великой Руси! (М. Рудаков) (обсуждение высказываний).

                                             Сказка «Озеро»

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду).

В наше время проблема загрязнения воды очень остра, чего только стоит утечка нефти при авариях на нефтяных платформах или крушении нефтяных танкеров! Тонны нефти загрязняют воду и губят живые организмы. Свалки резиновых шин и прочего мусора в океане тысячи лет будут разлагаться на его дне. Загрязнение океанических вод утечкой радиации при землетрясении в Японии. Ежедневный слив отработанной и плохо очищенной воды миллионами промышленных предприятий и таких примеров тысячи!!!

- Ребята, для того чтобы предотвратить загрязнение всех водоемов, нужно запомнить эти три заповеди:

1.Планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее!

2. Не расходуйте воду напрасно, экономьте каждую каплю воды!

3.Сохраняйте родники, может быть это начало будущей реки!

Звучит аудиозапись песни С. Беликова «Живи, родник!»

- Как вы думаете, много ли воды на нашей Земле? Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Общее количество воды на Земле не уменьшается. Но почему воду надо беречь? Вода в океанах и морях солёная. А людям, растениям, животным нужна пресная вода. Из 100 л воды - 2 л пресной. Большая часть воды загрязняется. Государство создаёт заповедники, заказники, используют очистные сооружения. - А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду?  (ответы детей)

Стихотворение о воде Н. Троян «Не расходуйте воду напрасно!» (читает учитель)

         ******

Расскажи мне сказку о воде!

Знаешь, внученька, вода везде.

Осмотрись вокруг – озера и моря,

Без воды не проживет Земля твоя.

Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б в век.

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

Как бы жили мы в своей квартире,

Если бы нам воду отключили?

Не умыться и не постирать,

Как тогда в квартире убирать?

Кушать, тоже варим на воде,

Что сказать? Вода – она везде!

Травка без водички не растёт,

Все живое без воды помрёт.

По морям не плыли б корабли.

И цветы на клумбах не цвели.

С речек орошаются поля,

Чтоб была красивою Земля.

Что ж, цени и береги водичку,

Расскажи о ней друзьям, сестричкам,

Что бы все про ценность эту знали.

И водичку зря не проливали.          

III. Итоги урока.

- В каких состояниях бывает вода?

- Как происходит круговорот воды в природе?

- Почему нужно охранять и беречь воду?

IV. Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!»  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический календарь. «День воды». Игровая экология 1-2 класс

Слайд 2

– Ребята, наш урок я хочу начать с разминки. Отгадайте загадки: ****** Стало как-то суховато От пустынь и от степей. И поэтому, ребята, Вам загадки помокрей. ****** Это - водные пустыни, Волны как барханы. Здесь, среди бездонной сини - Штормы, ураганы.

Слайд 3

****** Хоть на море мы похожи, Мы внутри материка. В нас порой впадают тоже Ручеек или река. С океаном не знакомы. Назовите, дети, кто мы? ****** Он и льет, и льет, и льет. Мокрая погода. Может, это вертолет Сбрасывает воду? Нет, вода из облаков. Угадай, он кто таков?

Слайд 4

****** В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место. ****** Посмотрите-ка! В апреле С крыши брызги полетели И стараются, шлеп-шлеп, Попадать нам прямо в лоб.

Слайд 5

****** Мы журчим в апреле звонко, Ведь сугробы быстро тают, А мальчишки и девчонки В нас кораблики пускают. ****** Маленькой рождаюсь я, Получаюсь из ручья, А до моря добегу - Стать широкою смогу.

Слайд 6

Вода – основной источник жизнедеятельности живых организмов Живые организмы более чем на 80 % состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных, поэтому они должны пить или всасывать корнями воду. Растения используют воду для производства органических веществ. Вода необходима для охлаждения организма (испарение воды с листьев и потоотделение у животных).

Слайд 7

Вода бывает в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

Слайд 8

После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. КУДА ДЕВАЛАСЬ ВОДА? Она ИСПАРИЛАСЬ. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется КРУГОВОРОТ воды в природе.

Слайд 10

Какие особые свойства воды – цвет, запах и вкус отличают ее от других жидкостей? Где и как свойства воды помогают человеку? Вода – бесцветная жидкость, без запаха и без вкуса, является хорошим растворителем , принимает форму сосуда и обладает выталкивающей силой.

Слайд 11

Опыт со стаканом воды и гирей. Свойство - выталкивающая сила воды. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. Этот закон открыл древнегреческий ученый Архимед.

Слайд 12

Как и где человек использует выталкивающую силу воды?

Слайд 13

Течение воды - большая сила. Как человек использует текучесть воды ? Как можно использовать силу водопада?

Слайд 14

Лебеди летят, крыльями машут, летают над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся. Сели, посидели, снова улетели. Физкультурная минутка «Лебеди»

Слайд 15

- Ребята, прочитайте высказывания великих людей о воде и дайте объяснение данным высказываниям: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи) Капля воды дороже золота (Д. Менделеев) Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды. (В. Песков) Спаси себя, человече, сыне, родимый спаси! Чтоб реки текли, а не речи по нашей великой Руси! (М. Рудаков)

Слайд 16

Сказка «Озеро » Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть , кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру?

Слайд 17

В наше время проблема загрязнения воды очень остра, чего только стоит утечка нефти при авариях на нефтяных платформах или крушении нефтяных танкеров! Тонны нефти загрязняют воду и губят живые организмы. Свалки резиновых шин и прочего мусора в океане тысячи лет будут разлагаться на его дне. Загрязнение океанических вод утечкой радиации при землетрясении в Японии. Ежедневный слив отработанной и плохо очищенной воды миллионами промышленных предприятий и таких примеров тысячи!!! Экология воды

Слайд 19

- Ребята , для того чтобы предотвратить загрязнение всех водоемов, нужно запомнить эти три заповеди : 1.Планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее! 2. Не расходуйте воду напрасно, экономьте каждую каплю воды! 3.Сохраняйте родники, может быть это начало будущей реки!

Слайд 20

Песня С. Беликова « Живи, родник!»

Слайд 21

Берегите воду!!! Как вы думаете, много ли воды на нашей Земле? Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Слайд 22

Общее количество воды на Земле не уменьшается. Но почему воду надо беречь? Вода в океанах и морях солёная . А людям, растениям, животным нужна пресная вода. Из 100 л воды- 2 л пресной , большая часть воды загрязняется. Государство создаёт заповедники, заказники, используют очистные сооружения. А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? Прочитай! Это важно !

Слайд 23

Стихотворение о воде Н. Троян « Не расходуйте воду напрасно!» ****** Расскажи мне сказку о воде! Знаешь, внученька, вода везде. Осмотрись вокруг – озера и моря, Без воды не проживет Земля твоя. Воду ценит каждый человек, Дерево не выросло б в век. Птицы, звери тоже воду пьют, Рыбки без водички не живут. Как бы жили мы в своей квартире, Если бы нам воду отключили? Не умыться и не постирать, Как тогда в квартире убирать? Кушать, тоже варим на воде, Что сказать? Вода – она везде! Травка без водички не растёт, Все живое без воды помрёт. По морям не плыли б корабли. И цветы на клумбах не цвели. С речек орошаются поля, Чтоб была красивою Земля. Что ж, цени и береги водичку, Расскажи о ней друзьям, сестричкам, Что бы все про ценность эту знали. И водичку зря не проливали.

Слайд 24

- В каких состояниях бывает вода? - Как происходит круговорот воды в природе? - Почему нужно охранять и беречь воду? Повторим?

Слайд 25

«Беги, ручеек!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День Воды"- экологическое мероприятие.

Всемирный " ДеньВоды" отмечается 22 марта. Можно использовать материал для проведения классного часа, внеклассного мероприятия, экологической недели....

экологическая викторина "День Земли и воды"

викторина разработана для учащихся 3-4 классов...

Внеклассное мероприятие ко Дню воды по экологическому календарю

Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому календарю ко Дню воды...

Экологический календарь. День птиц.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на...

Экологический календарь. День Земли.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:...

Страница экологического календаря "День амурского тигра и леопарда"

Страница экологического календаря "День амурского тигра и леопарда"  является иллюстрацией к уроку англиского языка в 4 классе "Экологический календарь"...

"По страницам экологического календаря.22 апреля-День Земли"

Любовь к родине начинается с любви ко всему живому....