"День Воды"- экологическое мероприятие.
методическая разработка (3 класс) на тему

 Всемирный " ДеньВоды" отмечается 22 марта. Можно использовать материал для проведения классного часа, внеклассного мероприятия, экологической недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_vody_v_licee.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

        День воды.

«О воде и её беде».     ( С презентацией).

                             Составила: Надежда Павловна Туманова,

                             социальный педагог лицея №35

                             ОАО «РЖД».

                             

Цель: расширить представления детей о воде, её свойствах, воспитывать бережное отношение к воде.

Учить разумно использовать воду. Дать понять, что от чистоты воды зависит здоровье и благополучие всех жителей Земли.

Оборудование: презентация.

-Здравствуйте ребята! Сегодня необычный день. Хотя, казалось – бы, что тут необычного? А необычен он тем, что отмечают этот день во многих странах мира.

Отгадайте загадку:

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.
Кто я такая?           (Вода.)

-Верно , сегодня Всемирный день воды, и мы будем говорить о том, почему воде выпала честь  стать таким праздником.

С момента зарождения человечества считалось, что жизнь состоит из четырёх элементов: земли, воздуха, огня и воды. Это четыре стихии.

Без них невозможно существование всего живого на Земле.

Воды на Земле очень много. Но больше всего солёной воды. А вот пресной чистой воды с каждым годом становится всё меньше и меньше. Но, наверное, истинную цену пресной воды, знают только жители пустыни. Там никто не осмелится лить воду напрасно, потому что в пустыне её очень мало, и очень трудно добывать .

Вода- это одно из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни каждый день. Вода становится для человека неизменным спутником с момента рождения и до конца дней.

Замечательный итальянский художник Леонардо да  Винчи сказал: «Воде была дана такая волшебная власть стать соком жизни на Земле». Многие писатели и поэты, художники и композиторы воспевали воду в своих произведениях.

Вспомните песни, в которых воспевается вода, река, ручей, родник.

( дети называют песни)

Д. Менделеев сказал: «Капля воды дороже золота»

Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной воды.  

                                                                    В.Песков.

Человек может обойтись без алмазов, нефти, изобретёт новые двигатели, новые искусственные материалы, но он не сможет жить без воды.

1 ученик:

Ни умыться, ни напиться

       Без воды.

Листику не распуститься

     Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

-На каждом колодце в России висит ведро, чтобы любому путнику можно было напиться.

Много пословиц сочинил народ о воде:

Не плюй в колодец, пригодится напиться.

Плевать в колодец- всё равно, что в лицо матери.

Уставший путник с дороги попросит кружку холодной воды, впрочем, даже без просьбы ему надо предложить напиться.

Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого. Она обладает целебной очистительной силой, она является источником плодородия на Земле.

Маленький родничок пробился из-под земли. Он ещё робкой струйкой потёк в низком месте - это маленькое чудо природы. Ведь именно из таких родничков наполняются и текут по родной земле полноводные реки. Человеку всегда хочется зачерпнуть ладонью эту прозрачную воду и напиться живительной влаги родника. Он стал символом всего самого дорогого на Земле: родник, мой род, родители, родные, Родина.

Если постоять у родничка и прислушаться, то можно услышать, как пульсирует вода, сливаясь со звуком твоего собственного сердца.

Зачерпни ладонью воду и попробуй. Она холодна даже в самый жаркий день. А ,чуть запутавшись в траве, побежал от родничка ручеёк, прокладывая себе путь. Трудно себе представить, что такой ручеёк может превратиться в большую, полноводную реку.  

Послушайте стихотворение В. Солоухина «Родник».

2 ученик:

Родничок пропах землёй,

       травой и хвоей.

В жаркий полдень холоден

            всегда.

А опустишь руку в голубое-

Заласкает светлая вода.

У его задумчивого пенья

Я большой учился чистоте,

Первым, самым робким

             вдохновеньям,

Первой, самой радостной

                мечте.

Пусть вдали от низенького

           дома

Я, мужая, сделаюсь седым,

Я ещё приду к нему, живому,

И ещё напьюсь его воды.

Исполняется песня «Живи родник».

Издревле люди расчищают родники, делают так, чтобы удобно было брать воду из родника, чтобы он был заметен издали.

3 ученик:

Откуда пришла вода?

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана.

-Откуда ты?

Вода в ответ:

-Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу-

Росой искрилась вся поляна.

-откуда ты? –спросил росу

-Издалека. Из океана!

На поле лёг туман седой

Малыш спросил и у тумана:

-откуда ты? Ты кто такой?

  1. И я, дружок, из океана.

4 ученик:

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле

 В звонкой льдинке,

И в слезинке

 И в дождинке,

И в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

-Моря и океаны нашей планеты занимают ¾ части  всей территории.

Если бы всю имеющуюся воду распределить равномерным слоем по поверхности суши, то его толщина оказалась бы 4 километра.

Вода в природе встречается в разных состояниях: в виде пара, тумана, снега, града, льда , инея.

 В течение года с поверхности земного шара испаряется около 520000 куб. м воды.

Столько же воды приносит дождь на землю и снег. Это капельки воды, которые дарят жизнь растениям, животным, людям.

 Вода есть в морях и океанах, в реках, озёрах, ручейках и родниках, в болотах, под землёй. Вода не только людей  и животных поит, но и растения, повышает урожай садов и полей. Вода- это удобная дорога для перевозки пассажиров и грузов, вода вращает турбины и даёт электрический ток. Вода моет не только нас ,но и  машины, города, дороги.

Минеральная вода из источников является целебной, а есть источники горячие, их используют для отопления. На камчатке с помощью горячих источников выращивают в теплицах овощи в любое время года. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить раствор для строительства.

Вот сколько силы у воды!

 Без воды нет жизни на Земле. Даже тело человека состоит на 70% из воды. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды не смогут и 5 дней. Без воды не могут жить животные.

Например, слону в сутки нужно 90 литров воды.

Растения тоже не могут без воды. Большинство растений на 4/5 состоит из воды. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 литров воды.

Вода используется в промышленности. Для изготовления 1 т стали нужно150 тонн воды, 1т чугуна-20-50 тонн воды, 1т кирпича-1т 200л воды, одной тонны бумаги- 250 тонн воды, одной тонны ткани-1100 тонн воды, 1т сахара- 100тонн воды.

Мы должны помнить, что пресной воды в природе очень мало. На каждые 100 л воды- всего 2 литра пресной.

Но и даже эта пресная вода не всегда пригодна к употреблению.

Большая часть запасов пресной воды находится в Антарктиде, в виде ледников. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды. 1/3 находится в реках, озёрах. Самое крупное пресное озеро в Европе- Ладожское. Самое глубокое озеро Байкал содержит запас пресной воды больше,чем во всех пресных озёрах земного шара.

Схема:

1%- пресная      2%-ледники   97%-солёная.

Открывая дома кран, помните, что воду нужно беречь.

Есть в нашей стране такие районы, куда воду  привозят на машинах, в специальных цистернах- это в южных районах и в Средней Азии. Не хватает пресной воды Нью-Йорку, Парижу, Токио и другим крупным городам.

В Сингапуре вода выдаётся по карточкам. Германия, Голландия и Дания покупают воду  у Швеции.

Люди, которые живут в песках, в пустынях считают, что вода дороже золота. В пустыне без воды человек может выдержать около суток.

5 ученик:

Воду попусту не лей!

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран.

Чтоб не вытек океан.

Вода бывает питьевая и техническая. Почему мы не можем пить воду прямо из реки?

Абсолютно чистой воды в природе не существует.

Снег, лёд- это самые лучшие источники чистой воды. Дождевая вода тоже чистая. Но в ней всё же содержатся примеси газа, углерода и кислот. Даже в воде горных ручьёв и озёр находятся  растворённые неорганические соли. Более всего загрязнена вода в низменных озёрах и реках. А вот родниковую воду и воду из колодцев можно пить сырой, потому что она выходит на поверхность из-под земли, то есть фильтруется слоями почвы.

 

Вообще- то вода никуда не исчезает с поверхности нашей планеты.

Есть у воды одно чудесное свойство- способность к самоочищению. В природе вода является хорошим растворителем. Она растворяет различные соли, некоторые твёрдые тела и даже газы. Благодаря этому, она связывает между собой различные организмы, обеспечивает их существование.

Дело в том, что берём мы чистую воду, а возвращается она грязной.

В реки и озёра сбрасывается сточная вода, промышленные отходы, стекают ядохимикаты с полей. Это вредит не только здоровью человека. Сотни видов животных погибают, гибнут рыбы, птицы, насекомые, звери, растения.

Они погибают из-за крушений танкеров с мазутом и горючим, с химическими веществами, из-за сточных вод и грязи, мусора, который выбрасывается в водоёмы.

Учёные подсчитали, что каждый год в водоёмы в мире попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Даже в чистых водах Арктики найдены следы стирального порошка, а наша великая русская река Волга загрязнена настолько, что из воды  впору добывать полезные ископаемые.

 Загрязнены реки и озёра настолько, что теряют способность самоочищаться.

Грустно и обидно говорить о том, что за последние годы качество воды в России ухудшилось в полтора раза.

А это привело к тому, что жизнь людей в некоторых районах сократилась примерно на 10 лет.

Большое содержание в воде разных примесей вызывает сильную аллергию у людей, провоцирует другие заболевания.

6 ученик:

Гибнут рыбы, звери, птицы,

Завтра может всё случиться.

Голод, мало кислорода,

Поскорей спасайте воду.

Люди, нужно нам стараться

Воду чистой сохранять:

Чтоб напиться,  искупаться

 Себе здоровье сберегать.

Сегодня хочется сказать о нашей самой известной, самой любимой реке, которая берёт начало на Валдае, в Тверской области, в 10 километрах от озера Селигер, среди живописной местности, усеянной озерами, высокими холмами, лесами. Это не так уж  далеко от нашего города Ржева. Волга протекает у нас, давая нам свою воду, свою красоту.

Это наша матушка- Волга. Без Волги невозможно представить себе нашу Родину. Об этой реке сложено много песен.

Песня «Течет река-Волга»

На Волге любят отдыхать все. Только не каждый старается сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой. Вокруг Волги горят леса. Они загораются от оставленных костров. Мы все должны соблюдать правила поведения на отдыхе в природе. Надо беречь и защищать природу. Чистые реки, моря, озёра - украшение нашей планеты.

В настоящее время существует много способов очистки воды. Самый простой из них- создание водохранилищ. В водохранилищах вода сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии погибают и теряют свою силу. В водохранилища добавляют специальные вещества, которые усиливают процесс оседания примесей. А ещё с помощью аэрации вода становится без вкуса. Без запаха и очищается от растворённых в ней газов. В очистке воды широко используется песок.

Болота тоже являются хранилищами воды.

7 ученик:

Знают все: в болоте малом,

Ручеёк берёт начало.

А потом из ручейка,

Начинается река.

И ещё такой разрез

Представляет интерес;

Изменяет ли болото

Климатический процесс?

Здесь один лишь есть ответ-

Без болота жизни нет!

(Дети готовят экологические знаки по охране воды и демонстрируют их.)

Знаете ли вы, что:

-Самое большое в мире море- озеро - Каспийское море.

-Море, у которого нет берегов- Саргассово море

-Самое глубокое озеро в мире - Озеро Байкал.

8 ученик:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я,

У всех у нас

Есть Мать одна

По имени - Природа!

И у неё на всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев в душе навеки,
Её прекрасные черты-

Поля, луга, леса, моря и реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический календарь. День воды.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: ...

Внеклассное мероприятие "День воды" для начальной школы

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.Ра...

Конспект внеклассного мероприятия «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»

Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды....

Мероприятие " День воды"

Мероприятие « День воды» провела воспитатель Коломеец В.О. с ГКП « Светлячки», с первым и третьим классом. мероприятие проходило в форме игры. Дети сначала узнали о значении, свойствах  воды, а п...

Сценарий внеклассного мероприятия «Международный день воды». 3 и 4 класс

Представлен сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов...

Внеклассное мероприятие "День Воды"

Внеклассное мероприятие "День Воды"...