Исследовательский проект «От зернышка до каравая» (1 класс)
проект (1 класс) на тему

 

Работа содержит материал, предназначенный для защиты ученического проекта "От зернышка до каравая", задачами которого являлось: выяснить происхождение первого хлеба; узнать подробно о процессе выращивания зерновых культур; познакомить с разновидностями мучных изделий; развивать умение кратко излагать свои мысли устно и письменно; научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов.

Представленный материал можно использовать также для подготовки любого класссного часа или праздника о хлебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Фестиваль ученических проектов «Эврика – 2013»

















защита



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА



«От зернышка до каравая»



Подготовили ученики 1Г класса



МАОУ Гимназия № 2



Прошкина Анастасия,



Сафронова Надежда



Суханов Александр



Руководитель Стрельникова Н.П.

















г.Балаково



2013г.


  1. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Под звуки песни «Песня про хлеб» (Исп.Наталья Волга)

В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб-соль. Читают стихотворение.

Мальчик.         Слава миру на Земле!

Девочка.        Слава хлебу на столе!

Мальчик.        Слава тем, кто хлеб растил,

                Не жалел трудов и сил.

Девочка.        Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Мальчик.        С караваем соль подносим,

Поклоняясь отведать просим

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает хлеб-соль гостям). Мальчик и девочка уходят

  1. Хлеб – очень ценный продукт. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно.
  2. Недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет». Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек».
  1. Интересно, почему же все любят и уважают хлеб, как никакой другой продукт?
  2.  На этот вопрос мы и решили найти ответ.
  3. Начали мы сначала. Как говорится «Зри в корень».
  1. Мы узнали, что первый хлеб имел вид жидкой каши. Хлеб в том виде, который мы привыкли видеть на столе, впервые был приготовлен в древнем Египте по недосмотру раба.  Приготовленное тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, раб всё же рискнул испечь лепёшки. Они получились пышнее, румянее, вкуснее, чем прежде.
  2. А слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».
  3. А знаете ли вы, как в наше время  к нам на стол приходит хлеб? Послушайте, мы вам сейчас расскажем. Мы и это узнали!.
  1. Не  сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе,
    Люди долго и упорно потрудились на земле!

«Горячий хлеб»

  1. Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

  1. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

  1. Теперь черед на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Богатырь – муковоз

На завод муку повёз.

2. На большом хлебозаводе
От завода- автомата,
Льётся тёплый хлебный запах.

1. Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Здесь науке не до скуки,
Чудесам здесь просто тесно –
Механические руки
Лепят бублики из теста

3. И вот… К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай.
 

Исполняется сценка «Каравай»

(Выходят ребята в костюмах, участвующие в сценке)

Каравай:

Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй.
Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеб растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!
Он приехал к нам с дарами!
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Каравай. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

Участники сценки уходят

  1.  Хлеб – наша жизнь.
  2. Хлеб содержит около 80 питательные вещества, необходимые для жизни человека. Поэтому и говорят «Хлеб – дороже золота»
  3. Хлеб – символ достатка и процветания страны.

Под музыку выходят все участники.

  1. Новая жизнь рождается из маленького зерна.
  2. Каждый год зерно «прорастает» многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе.
  3. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека!
  4. Вот он, хлебушек душистый,
    С хрупкой корочкой витой.
  5. Вот он тёплый, золотистый,
    Словно солнцем налитой.
  6. В нём – здоровье наше, сила,
    В нём – чудесное тепло.
  7. В нём – земли родимой соки,
    Солнца свет весёлый в нём.
  8. Уплетай за обе щёки!
    Вырастай богатырём!



Предварительный просмотр:




Фестиваль ученических проектов «Эврика – 2013»



















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



«От зернышка до каравая»



Подготовили ученики 1Г класса



МАОУ Гимназия № 2



Прошкина Анастасия,



Сафронова Надежда



Суханов Александр



РуководительСтрельниковаа Н.П.

















г.Балаково



2013г.


Оглавление

Введение

Основная глава «Мы узнали»

«История первого каравая»

«Где рождается каравай» («Заветное дело»)

«Настоящее хлебное царство»

«О хлебе чудесном»

Заключение

Список литературы

Приложение

  1. Презентация «От зернышка до каравая»
  2. Буклет «В хлебном царстве»

Введение

Творческое  название учебного проекта: «От зёрнышка до каравая»

 Цели проекта:

  1. формировать умение работать с большим объёмом информации;
  1. формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках, анализировать её и делать выводы.
  1. заинтересовать учащихся в более глубоком изучении темы.

Задачи проекта:

1. Выяснить происхождение первого хлеба.

2. Узнать подробно о процессе выращивания зерновых культур.

3. Познакомить с разновидностями мучных изделий.

4. Развивать умение кратко излагать свои мысли устно и письменно.

5. Научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов.

Основополагающий вопрос: Почему все любят хлеб?

Темы самостоятельных исследований учащихся

1.«История первого каравая»

2.«Где рождается каравай» («Заветное дело»)

3.«Настоящее хлебное царство»

4.«О хлебе чудесном»

Планы наших действий.

1.

Обсуждение темы исследования. Обсудим тему в классе.

1ч.

2.

Формирование групп для проведения исследования. Разделимся на группы.

1ч.

3.

Работа в группах (сбор материала). 

Будем искать ответы на вопросы:      

 I гр. – познакомится с историческими сведениями, найдёт сведения о первом хлебе.

II гр. – изучит данные энциклопедий, составит рассказ о выращивании зерновых культур.

IIIгр. – посетит хлебозавод, выведает секреты приготовления мучных изделий, распробует самые   вкусные

IVгр. –узнает о пользе мучных изделий.

2 недели

4.

Подготовка материала для демонстрации.

1 неделя

5.

Защита полученных результатов и выводов. 

Подготовленный материал покажем своим одноклассникам.

1ч.

Основная часть «Мы узнали»

  1. «История первого каравая»

С древнейших времён к нему относились по-особому. Его сравнивали с живым существом, называли кормилец. Существует легенда, согласно которой богиня Деметра, увидев страдания людей, подарила им пшеницу.

Впервые хлеб появился на земле свыше 15000 лет назад. Жизнь наших предков была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Те злаки являются предками нынешней пшеницы, ржи, овса, ячменя.

    Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли  зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

Хлеб в том виде, который мы привыкли видеть на столе, впервые был приготовлен в древнем Египте по недосмотру раба.  Приготовленное тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, раб всё же рискнул испечь лепёшки. Они получились пышнее, румянее, вкуснее, чем прежде.

Слово «хлеб» древнегреческого происхождения. Греки выпекали хлеб, который назывался «клибанос».

В Древней Греции пекли разный хлеб.

Для рабов – чёрный, для больных – добавляли оливковое масло.Был и специальный хлеб для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм.

В Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря – карали смертной казнью.

Интересные  факты из истории хлеба:

1 батон – 1200 зёрен

Ежедневно в нашей стране выпекают 82 000 тонны хлеба.

В России существует 750 видов хлебобулочных изделий.

ОБЫЧАИ И ПРИМЕТЫ ДРЕВНИХСЛАВЯН,

СВЯЗАННЫЕ С ХЛЕБОМ

  1. Хлеб сеяли только мужчины, раздевшись донага. Зерно для посева выносили в специальных мешках, пошитых из старых штанов. Таким образом мужчины будто бы заключали со вспаханным полем «священный брак». Женщинам не дозволялось присутствовать при этом таинстве. Считалось, что Земля «испугается» и родить не сможет.
    Чтобы приготовить кашу из зерна, необходим был союз трех священных стихий: Воды, Огня и зерна. Заправленная ягодами или медом каша несла смысл победы над Смертью, возвращения к Жизни. Священная каша дошла до наших времен в виде кутьи, которую готовят к Рождеству.
  2. Другой древнейшей ритуальной едой были блины. Историки говорят, что название со временем исказилось, славяне называли их «млины» от слов «мелкий», «молоть» – пища из размолотого зерна. Румяный круглый блин символизировал собой Солнце, которое «умирало и воскрешалось» каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает Зима (Смерть), и возрождается Весна (Жизнь).
  3. Наши предки, возвратясь с похорон, первым делом старались заглянуть в посуду, где «подходила» квашня, чтобы священная сила Жизни изгнала за порог Смерть.
  4. Невесту перед свадьбой усаживали на накрытую подушкой квашню, чтобы будущая семья жила весело, богато, дружно и многодетно.
  5. По испеченным коврижкам гадали: если макушечки наклонены вовнутрь печи, то быть прибытку, если наружу – к разорению.
  6. В Древней Англии давали подозреваемому съесть черствую корку хлеба. Если злодей внезапно давился – значит, виноват. Считалось, что святой хлеб сам указывал на преступника. Упомянув об Англии, давайте рассмотрим известные всем слова «леди» и «лорд». Оказывается, они имеют к хлебу самое прямое отношение. В толковых словарях английского языка слово «леди» обозначает «та, что замешивает хлеб», а слово «лорд» – «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, из домашнего имущества муж получал весь хлеб, который был выпечен к моменту развода, а жена получала все тесто, еще находившееся в квашне!

А известно ли вам, откуда появился современный каравай? Из истории мы знаем, что древние люди по разным поводам приносили богам жертвы в виде домашних животных. В основном это были быки или коровы. Как же быть, если срочно нужно умилостивить богов, а бедность не позволяет расстаться с единственной коровой-кормилицей? В этом случае пекли хлеб в виде коровы, а позже просто хлеб с рожками. Назывался он «коровай».

  1. «Где рождается каравай» («Заветное дело»)

Хлеб не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Мы выяснили, что в одну буханку хлеба вложили свой труд люди 120 разных профессий.

«Горячий хлеб»

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Теперь черед на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Богатырь – муковоз

На завод муку повёз.

На большом хлебозаводе
От завода- автомата,
Льётся тёплый хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Здесь науке не до скуки,
Чудесам здесь просто тесно –
Механические руки
Лепят бублики из теста


Мы подвели подсчет: если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 грамм хлеба, это составит по школе 20 килограмм, по микрорайону – 200 килограмм, то есть около 300 буханок хлеба останутся выброшенными.

  1. «Настоящее хлебное царство» ("Заочная» экскурсия на хлебозавод)

В хлебном царстве  всё делает машина, в отличие от мамы:

и муку засыпает, и воду падаёт, и тесто замешивает.

Из месилки густая белая масса медленно сползает в железный ящик – бункер делительной машины.

Машина и отделяет от теста небольшие ровные куски.

Все куски одинаковые – из каждого должен получиться, например, батон.

Только они ещё сырые. Им ещё надо в печи побывать и подрумяниться.

На заводе много таких печей. Из одних выползают батоны, из других – булочки, из третьих – рогалики. Это уж формовочная машина решает, какому колобку во что превратиться.

А вот вдоль одного цеха выстроились огромные машины. Из них выползают какие-то жёлтые тесёмки, сделанные из теста – это макароны.

«Секреты наших мам и бабушек»

 Оказывается ,из муки делают несколько сотен видов изделий: булки, калачи, вермишель, макароны, торты, печенье, гренки, пирожные, караваи, плетённые булки, сушки, баранки, пряники, сухари….

“Советы хозяйкам” (изделия из черствого хлеба)

Гренки с фруктами

Черствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 1 шт., молоко - 140 г, маргарин или сливочное масло - 40 г., консервированный фруктовый компот - 200 г., сироп фруктовый - 100 г., сахарный песок - 20 г., крахмал - 8 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной до 1 см, пропитать смесью из яиц, молока и сахара. Обжарить в масле или маргарине на сковороде. Отделить фрукты от сиропа. Вскипятить сироп с сахаром, влить крахмал, разведенный в 1\4 стакана воды, размешать, чтобы не было комочков, вскипятить еще раз. Полученным сиропом полить гренки. Перед подачей гренки украсить фруктами из компота.

Гренки с чесноком

Черствый ржаной или пшеничный хлеб – 200 г., растительное масло – 40 г, чеснок – 20 г (0,5 головки), соль по вкусу.

Хлеб нарезать тонкими ломтиками или кубиками, обжарить на растительном масле и посыпать чесноком, растертым с солью. Гренки можно приготовить без чеснока. Подать к борщу.

Сладкие сухарики.

Чёрствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 1 шт., молоко - 150 г, сливочное масло или маргарин - 40 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной 0,5 см, пропитать смесью из яиц и молока и обжарить на сливочном масле или маргарине с обеих сторон. Затем сухарики посыпать сахарным песком. Подать к чаю или кофе.

Народные мудрости

  1. Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
  2. Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики – настоящее лакомство.
  3. Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром.
  4. Из хлеба можно сделать суп.
  5. А если молотые сухари из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром. Потом уложить в форму и поставить на холод, то получится… хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.
  1. «О хлебе чудесном»

«Худ обед, коли хлеба нет», – говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека.

Учёные выяснили, что одно крохотное зёрнышко вмещает в себя

азот, фосфор, калий, серу, магний, кальций, цинк, железо, марганец, бор, медь, йод, растительный белок, углеводы, витамины, минеральные вещества,  так необходимые для организма. Поэтому и говорят «Хлеб дороже золота»

Масса достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается.

Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно «прорастает» многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека!

Заключение

НАШИ ВЫВОДЫ

  1. Ещё первобытные племена обратили внимание на зерна диких злаков.
  2. Хлеб – воплощение огромного труда многих людей.
  3. Хлеб незаменим и питателен. С ним вкуснее остальная пища. И обед не в обед, коли хлеба нет….
  4. Из муки делают несколько сотен видов вкуснейших изделий.
  5. Хлеб символ достатка и счастья страны.

Для работы над проектом было создано 4 группы. Каждая группа работала над своей темой. В итоге были созданы:

- презентация «От зёрнышка до каравая»;

- буклет «Хлебное царство»;

- рисунки.

Список использованной литературы

Беликова И.И, О хлебе чудесном. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1996.-18с.

Бугрова Е.Б. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой. В 2ч. 1 часть/Сост. Е.Б.Бугрова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.-96с.

Дацкевич В.П. От зерна до каравая. Фотокнижка. – М.: Детская литература, 1985. – 25с.

Использованные интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyi-chas-tema-khleb-vsemu-golova

http://nadezhdaul.ucoz.ru/load/klassnyj_chas_khleb_vsemu_golova/1-1-0-6

http://okansrd.ucoz.ru/publ/klassnyj_chas/khleb_vsemu_golova/28-1-0-43

http://festival.1september.ru/articles/514204/



Подписи к слайдам:

Ученики 1Г классаМАОУ Гимназия №2 г.БалаковоПрошкина А., Сафронова Н., Суханов А.Руководитель: Стрельникова Н.П.
Тема исследования:


как и где появился первый хлеботкуда берётся хлебкакой хлеб вкуснеепочему хлеб всем необходим
должны прочитать много книг;
- должны научиться выделять необходимую
- будем учиться анализировать и делать
выводы.
информацию;
1. Обсудим тему в классе.
2. Разделимся на группы. 3. Будем искать ответы на вопросы: I гр. – познакомится с историческими сведениями, найдёт сведения о первом хлебе. II гр. – изучит данные энциклопедий, составит рассказ о выращивании зерновых культур. IIIгр. – посетит хлебозавод, выведает секреты приготовления мучных изделий, распробует самые вкусные IVгр. –узнает о пользе мучных изделий. 4. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам.
Появлению современного хлеба человечество обязано Египту. Греки и римляне впервые попробовали на берегах Нила изумительный по вкусу, мягкий и пористый хлеб приготовленный на закваске. Они заимствовали у египтян этот способ и распространили его затем по всему миру.
Весна окошко распахивает,А пахарь землю распахивает.
Зерно взвесили, очистили,просушили.В коробы просторные уложили.
Громада элеватора издалека видна.Внушает уважение дом зерна.Приходят поезда сюда.
На помол зерноСпешит по трубам,Чтоб родиться и муке и крупам.
На муковозах парниМуку везут в пекарни.
Попробуйте скорей!
Как говорится:Ягода – трава….А хлеб всему голова!
Комбайн блестит весёлым глазом.Он косит и молотит разом.
Учёные выяснили, что одно крохотное зёрнышко вмещает в себя азот, фосфор, калий, серу, магний, кальций, цинк, железо, марганец, бор, медь, йод,растительный белок, углеводы, витамины, минеральные вещества, так необходимые для организма.Поэтому и говорят
Ещё первобытные племена обратили внимание на зерна диких злаков. Хлеб – воплощение огромного труда многих людей. Хлеб незаменим и питателен. С ним вкуснее остальная пища. И обед не в обед, коли хлеба нет…. Из муки делают несколько сотен видов вкуснейших изделий.Хлеб символ достатка и счастья страны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой исследовательский проект "Государственный природный заповедник Тигирекский". 2 класс.

Тема данного проекта актуальна - проект посвящён году охраны окружающей среды. На районной научно-практической конференции мои ученики заняли второе место (из четырнадцати)....

Исследовательский проект по окружающему миру для 1 класса "Будем беречь здоровье"

Проект «Будем беречь здоровье!» (Творческое название «Ценности человеческой жизни») проводится в первом классе при изучении раздела «Почему и зачем?». Содержание проекта раскрывается в темах «Почему н...

Познавательно-исследовательский проект "Царство грибов" ученик 3 - А класса Самохвалов Иван

Грибы - это не растения и не животные. Это особые живые организмы, сочетающие в себе ряд признаков как растений, так и животных. Все грибы делятся на на шляпочные и не шляпочные. У всех грибов имеются...

Презентация к исследовательскому проекту "Математика в нашей жизни" (4 класс)

Презентация к исследовательскому проекту "Математика в нашей жизни"  выполнена на примере строительства Эйфелевой башни как символа современного Парижа....

Разработка совместного исследовательского проекта учащихся логогруппы "Волшебные слова" (4 класс)

Совместный исследовательский проект детей логопедической группы 4 классов с элементами творчества по изучению вежливых слов, исследованию знаний слов одноклассниками и проведению экспериментального на...