конспект урока по теме "Культура и религия.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коровина Нина Георгиевна

 Урок предназначается для учащихся 4-го класса. На данном уроке дети знакомятся с основными понятиями курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok_kultura_i_religiya.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:   Культура  и  религия.

Виды  деятельности:  беседа, комментированное  чтение, устный  творческий  рассказ  на  тему, работа  с  иллюстрированным  материалом, самостоятельная  работа с  источниками  информации, подготовка  творческой  беседы с  членами  семьи.

Основные  термины и  понятия:  культура  и  религия.

Средства  наглядности:  компьютерная презентация, проектор, экран, карта  Российской  Федерации.

Ход  урока

  1. Организация  деятельности  учащихся

                          Звенит  звонок  веселый

                          Торопит  всех  нас  в  школу.

                          Мы  всё  хотим о  мире  знать,

                           Природы  тайны  открывать.

                          Что  значит  общество?

                           И  что  в  нем  значим  мы?

                           Нам  многие  ответы  

                            В   учебнике  даны.

  1. Актуализация  изученного. Беседа.
  1. О чем вы  беседовали  с  родителями  и  друзьями?
  2. Что  нового  узнали  для  себя?
  3. Что  особенно  заинтересовало  членов  вашей  семьи в ваших  рассказах  об  уроке?
  4. Какие  традиции, обычаи существуют  в  вашей семье?
  5. Что  такое  милосердие, справедливость?
  6. Что  такое  духовный  мир  человека?
  7.  Что  такое  материальный  мир  человека?

3. Работа  по  теме  урока.

    1)  

  1. Как  вы  понимаете  слово  культура, религия?

Слово « РЕЛИГИЯ » произошло  от  латинского  слова, которое  означает « СВЯЗЫВАТЬ», « СОЕДИНЯТЬ ».

(Слайд 2: определение понятия)

 Религия  включает в  себя:  

  1. Различные  верования  людей, например в  Единого Бога ,  или  во  многих  богов, или  в  духов , ангелов и  других  подобных  существ ;
  2. Поведение  людей   в  повседневной жизни;
  3. Участие  людей  в  религиозных  действиях -  РИТУАЛАХ.

(Слайд 3: составные части религии)

Ритуалы  -  действия, которые  связывают, соединяют  людей с  миром богов или  духов. В  древности  основной  частью ритуала было  принесение  жертвы  богам. Позднее главными  ритуалами стали  молитвы.

(Слайд 4: ритуалы)

2) Какие  бывают  религии

  1. Первобытные  верования -  верования  самых  древних  людей.

(Слайд 5: первобытные верования)

  1. Древние  религии – религии   Египта, Индии,   Греции, Рима.

УЧЕНИК:  Согласно  мифам  древних  греков,  дворцы, где  беззаботно пировали  не  знающие  старости и  смерти боги , находились на  высокой  горе  Олимп . Главным  среди  богов  был  Зевс ,  владыка  неба ,  повелитель  молний , отец  богов  и  людей .Его  брат  Посейдон был  властителем  морей , а  в подземном  царстве  правил их  брат Аид .

(Слайды 6-7: Древние религии)

  1. Традиционные  религии -  религии древности, сохранившиеся  до  наших  дней.

(Слайд 8: традиционные религии)

  1. Национальные  религии -  верующие  этих  религий принадлежат  в  основном к  одному  народу.
  2. Самые  многочисленные  из  таких религий – индуизм    (религия индусов) и  иудаизм (религия евреев).

(Слайд 9: национальные религии)

  1. Мировые  религии – христианство, ислам, буддизм. Верующие  этих  религий   живут в  разных  странах и  принадлежат  к  разным народам.

(Слайд 10: мировые религии)

3) Религии  России.

  1. Традиционные  религии  России -  христианство , ислам , буддизм ,  иудаизм . Есть  в  нашей  стране   верующие ,  которые  придерживаются  иных направлений  в  христианстве , например  католичества  или  протестантизма.

(Слайд 11: религии России)

  1. Работа по  карте  России.

Центральная  часть  России – преобладает  христианство.

Кавказские  республики – ислам.

Бурятия, Калмыкия – буддизм.

  4 .  Работа  в  тетради.

( Работа с  понятиями религия, ритуалы, мировые  религии, традиционные  религии, национальные  религии).

5 .  Комментированное  чтение  статьи  из  пособия  для учащихся.

6.Самостоятельная творческая работа учащихся.  Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура и религия.

7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8.Подготовка уч-ся к беседе с членами семьи и друзьями.

  1. Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия?

9. Рефлексия.

  1. Беседа.
  1. Как вы понимаете слово - религия?
  2. Какие религии называются национальными?
  3. Какие религии называются мировыми?
  4.  Какие религии считаются традиционными для России?
  1. Работа с электронным ресурсом «Урок №2».

10. Домашнее задание:  Прочитать или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними её содержание.

    - Вместе со старшими на карте Российской Федерации найдите и покажите, где проживают народы, исповедующие традиционные религии нашей страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования".

На данном уроке ученики узнают, как возникли религии, знакомятся с древнейшими верованиями....

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....

Конспект урока ОПК "Культура и религия"

Ребята знакомятся о основными понятиями, дают им характеристику, раскрывают смысл слов "Родина", религия, культура....

Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"

Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....

Конспект урока по ОРКСЭ. История религий в России. Рассказ о выборе веры.

Модуль "Основы мировых религиозных культур. Урок 18....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...